Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:27, курс лекций
6.1. Самодеятельное антикризисное управление
6.2. Антикризисный консалтинг
6.3. Антикризисное управление под контролем кредиторов
6.4. Интегрированная система корпоративного антикризисного управления
Тема 6
Содержание и методы
корпоративного антикризисного управления
6.1.
Самодеятельное антикризисное
Самодеятельное антикризисное управление используется продолжительное время и до сих пор является наиболее распространенным способом антикризисного управления фирмы.
Его основу составляет реагирование на непредвиденные обстоятельства, когда событие уже произошло и нет времени что-нибудь планировать.
Очень часто руководитель или собственник фирмы (у малых и средних фирм часто это одно и то же лицо), не обладая специальной подготовкой по антикризисному управлению и не имея в штате соответствующего специалиста, предпринимает попытку справиться с кризисной ситуацией собственными силами.
Зарубежные специалисты выявили типичную последовательность событий в этом случае:
Вместе с тем практика знает блестящие случаи успешного самодеятельного антикризисного управления, одним из классических примеров которого явились действия руководства американской фармацевтической и косметической компании «Джонсон и Джонсон» (Johnson & Johnson) во время так называемого Тайленолового кризиса 1982 г.
6.2. Антикризисный консалтинг
Исторически антикризисный консалтинг сформировался как второй способ корпоративного антикризисного управления. В тех случаях, когда руководство осознает, что оно не может своими силами справиться с трудностями, оно обращается к соответствующим специалистам за услугами по антикризисному консалтингу.
Антикризисный консалтинг предусматривает осуществление добровольной деловой сделки, в которой заказчиком (клиентом) выступают руководители или собственники кризисного предприятия, а исполнителем — антикризисный управляющий с командой поддержки (это может быть юридическое или физическое лицо).
При антикризисном консалтинге, осуществляемом по инициативе менеджмента (собственника) проблемной фирмы, интересы заказчика (клиента) являются определяющими, а функции антикризисного управляющего сводятся к анализу ситуации и выработке рекомендаций на основе этого анализа. Непосредственным осуществлением мероприятий по антикризисному управлению в соответствии с предложенными антикризисным управляющим рекомендациями занимается сам клиент'.
Содержание антикризисного консалтинга2 в международной практике заключается, как правило, в осуществлении целого комплекса мероприятий и включает в себя проведение экспресс-анализа состояния фирмы (другое название — экспертная оценка), разработку первоочередных мер по стабилизации деятельности предприятия, диагностику кризисного состояния, а также выбор путей выхода из кризиса и разработку плана антикризисных мероприятий (рис. 6.1).
Далее осуществляется презентация плана антикризисных мероприятий собственникам фирмы, проводится корректировка плана (в случае необходимости), затем осуществляется утверждение и контроль за его реализацией.
Рассмотрим цели и
задачи каждого направления
Экспресс-анализ является первым этапом антикризисного консалтинга, неотъемлемой частью процесса оздоровления фирмы и направлен на определение путей вывода его из кризиса. Проведение данного этапа антикризисного управления дает возможность сокращения времени и финансовых ресурсов всех заинтересованных лиц.
Результатом экспертной оценки должны явиться ответы на следующие конкретные вопросы:
Сроки проведения экспресс-анализа зависят от сложности и масштабов бизнеса, стадии кризиса и достоверности данных о хозяйственной деятельности фирмы. Обычно он проводится за период от одного дня до трех недель (в отношении крупнейших компаний).
В проведении экспресс-анализа заинтересованы не только руководство предприятия, но и акционеры, контрагенты и кредиторы фирмы, так как:
Экспертная оценка состоит из трех этапов, которые должны быть адаптированы к ситуации в конкретной фирме (рис. 6.2):
Следует иметь в виду, что по сложившейся зарубежной практике антикризисного консалтинга, если выявляется потребность в стабилизации или мероприятия по стабилизации уже проводятся, их следует инициировать или продолжать, не дожидаясь результатов экспертной оценки.
Сбор информации необходим для анализа состояния фирмы, определения проблем, поиска ответов на ключевые вопросы, стоящие перед заинтересованными сторонами бизнеса должника. Информация, которую необходимо получить, включает в себя:
Эти исследования могут
быть выполнены посредством
Встречи с руководством позволят установить рабочие отношения, дадут первоначальное представление о ситуации, помогут определить основные риски, направления работы с ними, а также дадут возможность подтвердить или опровергнуть опасения о кризисной ситуации на фирме.
Необходимо отметить, что очень часто кризисные явления сопровождаются потерей или искажением информации о делах фирмы. Поскольку на основе анализа неполной или искаженной информации невозможно сделать реалистичные выводы, важнейшим условием проведения экспертной оценки является обеспечение достоверности информации.
В зарубежной практике антикризисного консалтинга очень большое значение имеет принцип «Стать твердо» {Stay hard), что означает встать на твердую почву достоверной информации.
При этом необходимо:
Все эти оценки
имеют ориентировочный
В ходе анализа информации необходимо ответить на следующие частые вопросы:
После проведения данной части исследования и встреч с руководством полученная информация должна позволить определить основные риски бизнеса и методы работы с ними, дать оценку действиям руководства фирмы в создавшихся условиях.
Основная задача экспресс-анализа состоит в том, чтобы установить, жизнеспособна ли фирма, насколько глубок прежде всего денежный кризис. В рамках экспертной оценки также проводится анализ ликвидности фирмы, предусматривающий определение немедленной потребности в денежных средствах.
Для этого необходима следующая информация:
Путем сравнения текущих денежных потоков и имеющихся финансовых инструментов оценивается возможность угрозы денежного кризиса фирмы. Для того чтобы представить реальную картину, следует особенно четко спрогнозировать даты поступления денежных средств на расчетный счет предприятия.
Также потребуется провести
проверку надежности клиентов и контрагентов,
что поможет выявить
При этом могут быть выявлены
следующие потенциальные
При проведении экспертной оценки кризисного предприятия следует проверить достоверность финансовых данных. Этот вопрос также связан с репутацией руководства и наличием рисков менеджмента.
Информация о работе Содержание и методы корпоративного антикризисного управления