Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 01:59, контрольная работа
Антикризисное управление - это непрерывный процесс, неотъемлемый элемент общей системы управления предприятием, осуществляемого в условиях ограничений по времени и финансам, который включает в себя своевременную диагностику кризисной ситуации, анализ причин ее возникновения, определение системы мер по функционированию предприятия в кризисных условиях, разработку плана выхода из нее. Кризис - это явление, в ходе которого происходят изменения в развитии системы, результатом чего может стать нарушение развития или перемены внутри системы.
1) Система государственного антикризисного управления.
2) Диагностика хозяйственной деятельности предприятия в процессе антикризисного управления.
3) Место и роль организационной культуры в антикризисном управлении предприятием.
4) Список литературы.
Таким образом, уточнение понятий диагностики, этапов кризиса предприятия и его банкротства, приводит к выводу, что первая, вторая и отчасти третья стадии кризиса фирмы составляют содержание кризиса для его собственников. Четвертая стадия представляет собой угрозу для кредиторов. Введение в научный оборот этих понятий и их обоснование обогащает теорию антикризисного управления объяснением специфики диагностических процедур на каждой стадии кризиса.
На стадии
судебного регулирования сфера
управленческих воздействий со стороны
собственников предприятия
Исследование причин, обусловливающих процесс антикризисного управления, позволяет предложить следующую классификацию факторов возникновения кризисной ситуации в деятельности предприятия: внешние факторы: тип экономической системы; несбалансированная кредитная политика или её полное отсутствие; структура потребностей населения; уровень доходов и накоплений населения; величина платежеспособного спроса клиентов-предприятий; фаза экономического цикла; политико-правовая нестабильность и экономическая неопределенность государственного регулирования; темп и размеры инфляции; научно-техническое и информационное развитие производственного цикла; уровень культуры общества; международная конкуренция; внутренние: ошибочная рыночная философия фирмы; отсутствие или неправильные принципы ее действия; нерациональное использование ресурсов и низкое качество продукции; невысокий уровень менеджмента и маркетинга; несоответствие уровня управленческой и организационной культур предприятия его технологической структуре.
Указанные
факторы не являются непосредственными
причинами возникновения
Место
и роль организационной
культуры в антикризисном
управлении предприятием.
Корпоративное управление представляет собой такой тип управления, который построен по признакам корпоративности, включающим некоторые особенности объекта управления и всю организацию управления, опирающуюся на корпоративную культуру, на все факторы ее формирования и проявления. Оно возникло как потребность интеграции деятельности не только по организационным, но и по социокультурным параметрам. Сотрудничество и согласие, взаимопонимание и взаимоподдержка, гармония интересов и ценностей становятся факторами повышения производительности труда, способствуют разработке новых идей и общему ускорению развития организации.
Ядром корпоративного управления является корпоративная культура - комплекс социальных норм поведения в организации, ценностей, установок и привычек. Корпоративная культура важна для управления любой организацией, но особое значение она имеет для организаций, в которых имеются признаки возможного кризиса, именно она, за счет создания приемлемых стандартов мышления, определяет образ организации; влияет на процесс формирования и распространение корпоративной идентичности; способствует повышению сознательности; установлению системы приоритетов, в которой личная выгода занимает отнюдь не лидирующие позиции; и, наконец, содержит механизмы контроля, определяющие характер и стиль поведения служащих, что, в свою очередь, дает возможность не только усиливать логичность и последовательность их деятельности, но и прописывать сценарии, наиболее адекватно отражающие специфику организационного процесса».
Корпоративная
культура проявляется в тех
1. проявление
личной инициативы: степень ответственности,
творческий подход, самостоятельность,
положительное отношение к
2. допустимый риск: оценка ситуаций, система ограничений, готовность к риску;
3. организованность в работе: ясность и реальность ожиданий, распределение функций, система контроля;
4. интеграция
деятельности: степень согласованности,
знание смежных функций,
5. система коммуникаций: информационное обеспечение деятельности, ценность информации, взаимопонимание служащих;
6. контроллинг:
система мониторинга
7. идентификация служащих с организацией: система интересов и ценностей, общие цели, миссия и идеалы организации;
8. мотивация
персонала: критерии поощрений,
9. способы разрешения конфликтов: своевременность, распознавание, результаты;
10. ритуалы
делового поведения:
По этим
характеристикам можно
Корпоративная культура может формироваться стихийно, но при этом роль ее в антикризисном управлении может быть снижена, ибо не все ее элементы будут действовать в комплексе. Однако корпоративную культуру можно формировать сознательно, и тогда она становится элементом объекта управления.
По мнению американского автора Д. Джаффи Jaffee D. Organization Theory: tension and change. McGraw – Hill International Editions. – New-York, 2001. , корпоративная культура служит также инструментом интеграции людей и процессов в организации. Когда корпоративную культуру формируют не только для повышения производительности и результативности, но и для эффективности управления, и используют как средство управления, позволяющее решать наиболее сложные и неординарные проблемы, это свидетельствует об усилении ее роли. Для антикризисного управления это обстоятельство имеет особое значение: опасность кризиса проявляется менее остро, когда можно в решении проблем опираться на феномен корпоративной культуры.
Для того чтобы оценить корпоративную культуру, надо исследовать ее проявление и изменения, происходящие в ней.
Корпоративная культура очень динамична во всех своих проявлениях. Она имеет свойства быстро разрушаться, трудно восстанавливаться и быстро укрепляться. В этом большую роль играет внешняя и внутренняя среда. Вот почему корпоративной культурой надо управлять, и это требует как научного подхода, так и соответствующего ему искусства управления.
Для управления
корпоративной культурой
Во-первых, это общие факторы, которые лишь косвенно, т.е. через другие факторы, влияют на корпоративную культуру, но в отдельных случаях и ситуациях могут воздействовать весьма активно. К этим факторам относятся экономическая, социальная, политическая и технологическая среда организации, а также среда конкуренции и среда глобализации. Каждую из них можно рассмотреть подробнее и разделить на совокупность факторов. Влияние на корпоративную культуру этих видов общей среды очевидно и понятно.
Во-вторых, это внешние факторы: поставщики, потребители и рынок труда. Эти факторы ограничивают возможности формирования и изменения корпоративной культуры, привносят в нее свои интересы и ценности, свое отношение к организации. Конечно, существует и обратное влияние, но оно чаще всего проявляется в неформальном виде, или в рекламе, выборе вариантов деловых отношений.
В-третьих, это внутренние факторы, оказывающие наиболее сильное воздействие на формирование и их изменение корпоративной культуры: менеджмент, персонал, организация. Качество этих факторов является основным в определении типа корпоративной культуры и тенденций ее развития.
Разнообразие типов корпоративной культуры отражает возможности управления ею и с помощью ее, а также тенденции развития в соответствующих условиях функционирования организации.
Дж. Соненфельд выделил четыре типа корпоративных культур: «бейсбольная команда», «клуб», «академия» и «крепость».
«Бейсбольная команда» формируется в условиях значительных
изменений внешней среды, требующих хорошей обратной связи, оперативного принятия решений, внутренних организационных изменений, способности работать в условиях высокого риска. Здесь особо ценятся талант и новаторство, решительность и прагматичность. Наиболее типичные компании с такой корпоративной культурой - рекламные агентства, киностудии и др. Этот тип корпоративной культуры связан с опасностью кризиса и с возможностями быстрого его преодоления.
«Клуб»
характеризуется ценностью
Корпоративная культура типа «академия» продолжает некоторые характеристики «клуба». Она построена на стабильности и уверенности, в ней ослаблены процессы горизонтальной ротации персонала, поощряются специализация (опыт и квалификация) до уровня экспертной работы, значительный приоритет отдается профессионализму и трудолюбию.
Корпоративная культура «крепость» обычно формируется в кризисной для организации ситуации. Главными приоритетами в ней становятся возможность выживания и способность приспособления к внешней среде. Ради этого организация идет на сокращение персонала или объема его деятельности в соответствии с условиями реорганизации. Другие ценности уходят в тень. Это культура рациональной жертвенности, когда балластом могут оказаться даже очень нужные вещи. Она может представлять опасность для некоторых работников, однако в экстремальной ситуации при наличии этой культуры отдельные сотрудники могут проявить неожиданные, ранее скрытые способности.
В процессах антикризисного управлении, реорганизаций, слияний и поглощений часто возникает так называемый культурный разрыв — столкновение культур различного типа. Практика показывает, что 50% приобретенных компаний продается в течение последующих пяти лет, а по некоторым данным, 90% объединений не достигают планируемых показателей. Интеграция финансовых систем и производственных технологий меньше всего вызывает трудностей; чаще всего проблемы возникают при взаимодействии разных типов корпоративных культур. Особенно остро эта проблема проявляется в открытой экономике при возникновении транснациональных компаний.
Изменение корпоративной культуры при слиянии компаний или изменение обстоятельств кризиса является сложной проблемой менеджмента, для разрешения которой часто используется прием лидерства символов: введение девизов, принципов, кодексов, способствующих возникновению новых корпоративных ценностей. Конечно, эти символы необходимо подкреплять действиями, личным примером, соответствующими организационными формами и процедурами - тогда они будут приниматься. Но это прием временного действия - далее необходимо постепенно переходить от лидерства символов к реальным ценностям.
При формировании корпоративной культуры необходимо руководствоваться принципами, которые помогают систематизировать управление, не терять приоритетов, учитывать особенности организации и реальности ее функционирования
Принципы — это правила, которым следуют в процессах управления формированием корпоративной культуры. К ним относятся:
1. принцип
формирования корпоративных
Информация о работе Система государственного антикризисного управления