Рынок ценных бумаг. Перспективы развития в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

История возникновения фондовых бирж. Понятие, сущность и структура первичного и вторичного рынков ценных бумаг. Деятельность фондовой биржи как эмитента регулируемого рынка ценных бумаг. Листинг и делистинг. Перспективы развития рынка ценных бумаг в республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

10.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

После прохождения комиссии по листингу ценные бумаги попадают в котировальную  комиссию, которая определяет курс ценной бумаги при ее первой реализации на бирже. Котировальная комиссия определяет ликвидность ценных бумаг, прогнозирует спрос на них, определяет привлекательность их для инвесторов на основе информации, полученной  от эмитента и его посредников.

Делистинг – процедура исключения ценных бумаг из биржевого списка. Эта процедура организуется на бирже  в следующих случаях, когда:

1.         эмитент  объявлен банкротом или его  финансовое положение признано  неудовлетворительным на основе  последующих квартальных бухгалтерских  балансов и отчетов;

2.         сократились  масштабы публичного размещения  ценных бумаг, либо ценные бумаги перестали соответствовать минимальным требованиям биржевого листинга;

3.         эмитент  по письменному заявлению отзывает  свои ценные бумаги из листингового  списка, например, в связи с обменом  своих ценных бумаг одного  выпуска на вновь выпущенные ценные бумаги,  при дроблении акций, слиянии с другой фирмой и т.п.

4.         эмитент  не представляет ежегодные (ежеквартальные) отчеты о своей деятельности  в установленные договором сроки,  нарушает сроки оплаты экспертизы  или другие условия договора о листинге ценных бумаг.

Следует отметить, что за последнее  время в мировой практике на крупных  биржах получают развитие  вторичные  биржевые рынки, где обращаются ценные бумаги без прохождения процедуры  листинга. Однако на этих рынках риск инвестора значительно возрастает.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

Основные направления развития белорусского фондового рынка на среднесрочную перспективу изложенных в Программе развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008- 2010 годы, утвержденные постановлением Совмина и Нацбанка от 21.01.2008 №78 /1. Ее реализация должна создать необходимые условия для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в нашей стране, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок капитала, способствующего привлечению инвестиций.

Программа включает комплекс мероприятий, направленных на устранение причин, сдерживающих развитие корпоративного сегмента рынка ценных бумаг, и предусматривает совершенствование налогового законодательства путем снижения ставки налога на доходы, полученные от операций с ценными бумагами; снятие ограничений на отчуждение акций; приведение норм, регулирующих применение особого права ("золотой акции") государства на участие в управлении хозяйственными обществами, в соответствие с международными правилами.

Кроме того, документ предусматривает  повышение эффективности управления государственной собственностью, создание института коллективных инвесторов, внедрение новых инструментов фондового рынка, выход предприятий страны на зарубежные рынки ценных бумаг.

В Программе констатируется, что  сегодня создана весьма внушительная правовая база регулирования обращения  ценных бумаг и существует устойчивая взаимосвязь между долгосрочными темпами экономического развития и уровнем развития рынка ценных бумаг, который способствует:

- росту объемов общественного  производства за счет повышения  эффективности перераспределения  капитала в рамках национальной экономики;

- развитию высокотехнологичных  отраслей и организаций;

- привлечению в экономику долгосрочных  инвестресурсов;

- снижению стоимости ресурсов  для развития реального сектора  экономики;

- своевременной адаптацией национальной  экономики к изменяющимся внешним условиям развития.

Жаль только, для Беларуси все  это почему-то стало важным лишь сегодня, а не лет 10 назад. Теперь же государство намерено осуществлять регулирующую функцию в целях  упорядочения функционирования рынка  ценных бумаг, соблюдения установленных правил его участниками, поддержания доверия к этому рынку и обеспечения его динамичного развития.

В Программе признается низкая ликвидность  рынка корпоративных ценных бумаг. Причинами, препятствующими развитию рынка акций, являются :

- ограничения на отчуждение  акций, приобретенных гражданами  РБ у государства за денежные  средства на льготных условиях;

- высокий удельный вес (72,5 процентов)  АО с долей госсобственности;

- особое право («золотой акции») государства на участие в управлении хозобществами (вводилось в 23 АО);

- ставка налогообложения доходов  юридических лиц по операциям  с ценными бумагами, равная 40 процентам.

Таким образом, на практике акции не выполняют своей основной функции  по привлечению дополнительных денежных ресурсов.

Для активизации рынка акций  необходимо совершенствование нормативной  правовой базы по следующим направлениям:

- оптимизация доли государства  в акционерном капитале;

- снятие ограничений на отчуждение  акций;

- отмена преимущественного права  государства на приобретение долей (акций) в уставных фондах приватизированных предприятий, пользующихся различными формами господдержки;

- освобождение доходов АО, полученных  при размещении ими акций по  цене выше номинальной стоимости,  от уплаты налогов и сборов;

- поэтапное совершенствование  системы налогообложения доходов от операций с акциями и облигациями.

Для развития рынка облигаций юридических  лиц необходимо:

- изменить порядок налогообложения  доходов, полученных от операций  с облигациями;

- определить единый порядок отнесения затрат эмитента при выплате доходов по облигациям и заемщика при уплате процентов по кредитам;

- активизировать работу с потенциальными  эмитентами и инвесторами посредством  подготовки правового акта ненормативного  характера по применению инструментов фондового рынка в привлечении инвестиций.

Одной из приоритетных задач Программы  назван выход на зарубежные фондовые рынки путем выпуска еврооблигаций  и депозитарных расписок на акции. Однако основным требованием допуска эмитента к иностранным инвестиционным ресурсам является наличие свободном обороте не менее 25 процентов акций данного эмитента. Прока же 60 процентов выпущенных акций (в стоимостном выражении) находится в госсобственности, выполнить это требование не удается.

В результате осуществления мероприятий по реализации Программы ожидается активизация процесса привлечения ресурсов, что выразится:

- в увеличении объема выпуска  облигаций юридических лиц в  2008- 2009 г. на 100 процентов с последующим  ежегодным увеличением на 20 процентов;

- в получении кредитных рейтингов  эмитентов;

- в увеличении к 2010 году доли  акций ведущих организаций республики  и акций, находящихся в свободном  обращении;

- в увеличении объемов вторичного  рынка корпоративных ценных бумаг  до 5 процентов к ВВП;

- в появлении возможности расчета капитализации рынка ценных бумаг, основанной на рыночных ценах, сложившихся в ходе биржевых торгов, за счет активизации процесса обращения этих бумаг;

- в снижении нагрузки на бюджет  путем сокращения различных форм  господдержки организациям и расширения практики привлечения инвестиций с использованием инструментов рынка ценных бумаг;

- в увеличении бюджетных поступлений  за счет расширения состава  плательщиков налога на доходы  от операций с этими бумагами.

Заметим, что о потребности  в благоприятном налоговом климате и информационной прозрачности говорилось еще 5-6 лет назад, а о необходимости отмены моратория на свободное обращение акций и ограничении введения «золотой акции» - с момента введения этих норм. Между тем мы до сих пор больше увлечены созданием препятствий на пути развития фондового рынка, чем его стимулированием. Это не позволило нашим институциональным и частным инвесторам накопить достаточно опыта и ресурсов, чтобы конкурировать сегодня с иностранным капиталом за белорусские предприятия. Теперь государство очередной Программой стремится убедить само себя в необходимости снятия барьеров, им же и созданных. А эмитентов и потенциальных инвесторов - в том, что все это всерьез и надолго. История фондовой биржи

Как "раскрутить" рынок корпоративных облигаций в Беларуси?

Как показывает зарубежный опыт, важное место в структуре внешних  источников финансирования предприятий  занимают эмиссии облигаций. Так, в  современных развитых странах облигации  составляют до 65% общих объемов эмиссий корпоративных ценных бумаг. Это свидетельствует о том, что мировой опыт признал корпоративные облигации наиболее эффективным инструментом долгосрочного финансирования предприятий. Кроме того, они активно замещают в этом качестве банковские кредиты. Несомненно, большие надежды возлагаются на рынок корпоративных облигаций и в Беларуси. О проблемах и перспективах развития этого рынка в нашей стране в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал директор Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь Александр Курлыпо.

- Александр Михайлович, сегодня  в республике существуют благоприятные  предпосылки для развития рынка  корпоративных облигаций. Это  наличие достаточно проработанного  законодательства, стабильный курс  национальной валюты, рост доходов населения, эффективная система биржевых торгов и внебиржевого обращения ценных бумаг, информационная открытость предприятий. Однако, как показывает практика, реальный сектор экономики не использует облигации как механизм привлечения инвестиций. Почему?

- Основной причиной, препятствующей  развитию рынка корпоративных  облигаций, является существование  неравных условий налогообложения  доходов, полученных от операций  с различными видами ценных  бумаг, в том числе выпущенных  различными эмитентами. В этой связи считаю необходимым устранение неравных условий посредством перевода доходов от операций с ценными бумагами на общий порядок налогообложения.

Уменьшение ставки налога на доходы, полученные инвесторами при погашении  таких облигаций, позволило бы значительно активизировать процесс инвестирования предприятий, в основном за счет внутренних источников. Кроме того, при снижении налога на доходы от операций с корпоративными ценными бумагами можно ожидать дополнительных поступлений в бюджет за счет увеличения объемов совершаемых операций.

Актуальной остается также проблема недостаточного уровня инвестиционной культуры населения и самих предприятий.

- Какими, на Ваш взгляд, преимуществами  обладают корпоративные облигации  как инструмент привлечения предприятиями инвестиционных ресурсов?

- Первое и главное преимущество  заключается в том, что они  лишь немногим уступают в степени  надежности банковским депозитам  и государственным ценным бумагам.  В то же время корпоративные  облигации обеспечивают инвесторам  более высокую доходность в сочетании с возможностью оперативного управления инвестиционным портфелем посредством продажи облигаций на вторичном рынке.

Вторым немаловажным "плюсом" корпоративных облигаций является меньшая, по сравнению с акциями, подверженность курсовым колебаниям, а также независимость процентных доходов от итогов деятельности компании.

Третий привлекательный для  инвесторов момент - возможное представление  эмитентом облигаций так называемой оферты, или обязательства выкупить облигации через определенный срок после их размещения до наступления даты погашения облигаций. Как правило, для новых эмитентов оферта назначается через полгода после размещения облигаций.

Наконец, еще одно преимущество - за счет бездокументарной формы выпуска  корпоративных облигаций риск подделки и хищения сводится к нулю.

Кроме того, успешное размещение облигаций  формирует благоприятный кредитный  рейтинг эмитента, что способствует повышению имиджа компании (в том  числе и на международном рынке) и, как следствие, снижению стоимости его последующих заимствований.

Также корпоративные облигации  способны удовлетворить существующую на сегодняшний день острую потребность  белорусских предприятий в финансировании долгосрочных инвестиционных проектов, а также служить пополнению их оборотных средств.

- Сколько всего выпусков корпоративных  облигаций было осуществлено  за 2006 год? 

- За все время существования  фондового рынка Беларуси субъектами  хозяйствования было осуществлено 34 выпуска негосударственных облигаций.  Несмотря на то, что первый выпуск корпоративных облигаций был осуществлен еще в 1997 году, оживление этого рынка произошло в 2004 году, в связи с выходом указа президента от 29 декабря 2004 года №626 "Об освобождении доходов, полученных физическими лицами в виде процентов по облигациям ОАО "СБ "Беларусбанк", от обложения подоходным налогом". В результате в 2004-2005 годах Беларусбанк осуществил 9 выпусков облигаций на общую сумму Br50 млрд., 4 выпуска облигаций, номинированных в иностранной валюте, на сумму $8 млн. и 2 млн. евро. В 2006 году доходы, полученные по облигациям уже четырех банков (АСБ "Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк", ОАО "Белинвестбанк", ОАО "Белпромстройбанк") были освобождены от уплаты подоходного налога по ним.

Всего за прошлый год Департаментом  по ценным бумагам зарегистрированы 29 выпусков корпоративных облигаций на общую сумму эмиссии Br99,5 млрд., $5 млн. и 6 млн. евро. В том числе облигаций, эмитированных банками, - 22 выпуска (сумма эмиссии - Br84 млрд., $5 млн. и 6 млн. евро), облигаций, эмитированных субъектами хозяйствования (кроме банков), - 1 выпуск (сумма эмиссии - Br0,8 млрд.), жилищных облигаций - 6 выпусков (сумма эмиссии - Br14,6 млрд.).

При этом основную часть осуществленных банками выпусков эмиссионных ценных бумаг (95%) составляют облигации для физических лиц, что в значительной мере обусловлено имеющимися льготами по налогообложению.

Информация о работе Рынок ценных бумаг. Перспективы развития в Республике Беларусь