Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 11:27, курсовая работа
Задачи исследования:
определение понятия риска как экономической категории;
изучение причин возникновения рисков, в т.ч. в ВЭД;
изучение и классификация рисков ВЭД;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. Риск как экономическая категория, его сущность и виды рисков в ВЭД…………………………………………………………………
1.1 Понятие риска как экономической категории, его сущность………...
1.2 Причины возникновения рисков в ВЭД……………………………..
1.3 Классификация рисков в ВЭД ……………………………………….
ГЛАВА 2. Страновой риск и методы его оценки…………………………
2.1. Определение понятия «страновой риск» и его значение для экономических субъектов…………………………………………………...
2.2. Анализ понятия странового риска в зарубежных исследованиях….
2.3. Проблема странового риска на примере Российской Федерации…..
2.4. Методы оценки странового риска………………………….…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
Страновые риски возникают при осуществлении предпринимателями и
инвесторами своей деятельности на территории иностранных государств. Доход от бизнеса может уменьшиться в случае неблагоприятного изменения
политической или экономической ситуации в стране. Потеря или уменьшение дохода от бизнеса происходят по различным причинам, среди которых можно выделить:
- изменение политического строя страны;
- экспроприация или национализация объектов иностранной собственности;
- уничтожение или повреждение объектов собственности в результате
военных действий и гражданских волнений;
- изменение общегражданского и специальных видов законодательства –
таможенного, налогового и др.
Для инвестора страновые риски в целом определяют вероятность того, что объекты инвестиций будут уничтожены или экспроприированы в результате общественно-политических потрясений или резко ухудшатся условия для инвестиционной или экономической деятельности в результате изменения законодательной базы.
Для предпринимателя страновые риски означают возможность исполнения заключенных международных контрактов, поврежедение или потерю имущества, денежных средств в результате определенных социально-политических или экономических событий. В последнее время этому виду риска в мире уделяется большое внимание, что в значительной степени обусловлено своеобразным «инвестиционным» бумом, наблюдавшимся в последнее десятилетие на развивающихся рынках стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Восточной Европы, республик СНГ и Казахстана. Эти страны характеризуются неустойчивым политическим режимом, а также процессами перехода к рыночной экономике. В то же время доходность инвестиций в них весьма велика.
Определить более объективный прогноз очень трудно, инвесторы – люди,
часто принимающие эмоциональные решения. Логика крупных международных инвесторов такова: «Мы наблюдаем большую поляну, на ней много игроков. И мы смотрим, в какое время в какой стране созревают условия для того или иного инструмента. Когда они созревают, мы создаем для страны этот инструмент». [2]
Оценка возникновения тех или иных непредвиденных обстоятельств, препятствующих процессу вложения иностранного капитала и усложняющих успешное ведение бизнеса в стране, складывается из различных методов анализа. Многоуровневая оценка позволяет не только адекватно оценить существующее положение вещей в инвестиционной сфере, но и с достаточной степенью вероятности предсказать развитие ситуации и выделить наметившиеся тенденции.
Инвесторы, принимая решения о финансировании проектов инвестиций,
учитывают три основных обстоятельства. Первый фактор – политическая ситуация. Второй – макроэкономическая ситуация, тенденции развития страны.
Третий – история. Люди всегда верят в успех, а успех – это какие-то истории.
Чем больше положительных примеров (успешных проектов) могут продемонстрировать инвесторы в стране, тем больше в нее приходит денег.
При исследовании странового риска инвестору нужно учитывать существование неразрывности экономических, социальных и политических факторов. В рамках общего странового риска различают некоммерческий, или политический, и коммерческий риски. Последний, в зависимости от уровня своего влияния, может быть:
1) на уровне государства – риск неплатежеспособности, ассоциирующийся с предоставлением займов иностранным правительствам;
2) на уровне компаний – трансфертный риск, «риск того, что при проведении экономической политики отдельная страна может наложить ограничения на перевод капитала, дивидендов и процентов иностранным кредиторам».
Под политическим риском в узком смысле этого слова понимается вероятность финансовых потерь для фирмы в результате воздействия неблагоприятных политических факторов в стране размещения инвестиций.
Интересы иностранных инвесторов и властных субъектов изначально разнонаправлены.
До 80-х годов 20 в. в широком контексте сканирования внешней среды экономические и технологические области рассматривались как более важные и имеющие большее влияние на бизнес, чем политические и социальные, которые, как считалось, не только более сложны и неструктурированы, но и более неопределенны и менее предсказуемы. Тенденция относится к социально-политическому развитию как к действию провидения, которым невозможно управлять, и на который можно только реагировать тогда, когда действия уже становятся видимыми, определила недостаточную разработанность аналитических инструментов в данной области. К пересмотру этой тенденции привели активные исследования по разработке подходящих социальных индикаторов, которые могли бы использоваться наряду с такими широко распространенными экономическими индикаторами, как валовой внутренний продукт (ВВП) и индекс потребительских цен.
Общую схему взаимодействия политических, социальных и экономических факторов, определяющих уровень риска в стране, представил
Ч.Кеннеди в своей книге «Управление политическим риском» (рис. 2).
Материальные ресурсы: • Капитал • Трудовые ресурсы • Профессиональные навыки • Культура управления • Технология • Природные ресурсы |
Социально-политические факторы: • Социальная неоднородность • Расслоение общества • Распределение дохода • Политическая система • Последняя внутренняя война • Легитимность правящей элиты • Роль военных • Земельные реформы |
Политика правительства: • Цели • Финансовая политика • Промышленная политика • Политика занятости • Торговая политика • Инвестиционная политика • Структурная политика • Внешняя политика • Политика доходов |
Экономические тенденции: • Рост ВНП • Компоненты ВНП • Инфляция • Денежное предложение • Платежный баланс • Норма сбережений • Норма инвестирования • Производительность • Уровень занятости • Процентные ставки • Импортное покрытие* • Отношение общего долга к ВНП • Коэффициент обслуживания внешнего долга ** |
Международные факторы: • Геополитические факторы • Цены на нефть • Цены на товары • Валютные курсы • Процентные ставки • Инфляция • Торговые тенденции |
Рис. 2 Факторы, определяющие уровень риска в стране[3]
* Коэффициент обеспечения импорта страны валютными резервами.
** Отношение годовых платежей к экспорту страны.
2.3 Проблема странового риска на примере Российской Федерации
Риски, с которыми сталкиваются российские компании, остаются высокими. Ситуация за прошедший год ухудшилась, несмотря на улучшение кредитоспособности самой Российской Федерации. Как следствие, большинство рейтингов Standard & Poor's, присвоенных российским эмитентам, останутся неизменными, несмотря на недавнее повышение суверенного рейтинга.
Характерные для России факторы странового риска повышают операционные и финансовые риски как для компаний и финансовых институтов, так и для органов региональной и местной власти. Хотя рейтинги государственных компаний могли бы выиграть от роста кредитоспособности их основного акционера - правительства, но и для них вероятность повышения рейтингов ограничивается рисками управления, а также бременем возможных социальных и прочих издержек.
Страновой риск является причиной значительного и все увеличивающегося разрыва между суверенным и корпоративными кредитными рейтингами. Ключевые составляющие странового риска России (т. е. риска, связанного с ведением бизнеса в стране, в отличие от риска дефолта собственно суверена - Российской Федерации) - неопределенность применения норм законодательства и регулирования, а также централизованная политическая система, ориентированная на конкретные личности. Вместе с разросшейся бюрократической системой они оказывают сильное административное давление на бизнес. Другие проблемные зоны российской экономики - отсутствие независимого судейства, широко распространенная коррупция и концентрированная структура экономики (высокая зависимость от нефтегазового сектора), а также слабая банковская система. Standard & Poor's всегда учитывало страновые риски в рейтингах российских компаний.
Помимо слабой ликвидности и ухудшения рыночной конъюнктуры, слабость институтов остается одним из основных рисков для рейтингов российских компаний, отмечается в отчете Standard & Poor's "Глобальный экономический спад обостряет страновые риски России", поступившем в ИА "РосФинКом". Во II полугодии 2008 г. S&P понизила рейтинги ряда российских компаний. В одном лишь IV квартале 2008 г. было зафиксировано два дефолта российских компаний, имеющих рейтинг, - больше, чем за десять лет, прошедшие с середины 1998 г. до середины 2008г.
Основными причинами, вызвавшими серию негативных рейтинговых действий, стали резкое понижение уровня ликвидности и серьезное ухудшение конъюнктуры некоторых рынков - особенно сырьевых, учитывая, что сырьевые отрасли обеспечивают значительную часть ВВП России и именно в этих отраслях работают многие компании, имеющие рейтинги Standard & Poor's.
Основная причина разрыва между рейтингами российских компаний и суверенными рейтингами - страновой риск. По мнению S&P, главные из них - слабость институтов, уязвимый и фрагментированный финансовый сектор и недостаточная диверсификация экономики, из-за чего многие компании косвенно подвержены рискам колебания цен на сырье, а крупные предприятия, выполняющие в своих регионах роль основных работодателей и налогоплательщиков, вынуждены нести обременительные социальные обязательства.
На рост странового кредитного риска в Российской Федерации оказали влияние два фактора:
1. изменение общеэкономической среды, в которой действуют предприятия и банки. Здесь значительное влияние оказал очень высокий уровень инфляции, наблюдавшийся в нашей стране. Она снизила эффективность производства, обесценила ресурсы амортизационных фондов фирм, усилила риск, связанный с новыми инвестициями.
2. изменение финансового положения самих предприятий и банков.
Также к числу факторов, влияющих на уровни рыночного и кредитного рисков, можно отнести обменный курс национальной валюты, уровень процентных ставок и др.
Несмотря на различия между типами странового риска, в реальной действительности границы между ними, как правило, размыты, и часто повышение уровня одного риска влечет за собой повышение уровня других рисков. В нашей стране данные риски повлекли такие события:
· забастовки и рабочие волнения;
· рост транспортных тарифов и пошлин;
· рост цен на энергоносители;
· изменения в системе налогообложения и др.
Даже сейчас происходящие в российской экономике перемены создают высокий рисковый фон для любой экономической деятельности. России нужно активно изучать и заимствовать мировой опыт предусмотрительности, который весьма значителен, а также суммировать свой собственный опыт и консолидировать усилия людей и организаций, которые понимают жизненную важность этой научной и практической области, так как мы не устанем повторять, что в условиях трансформирующихся экономик уровни практически всех рисков существенно выше, чем в экономиках, стабильных и традиционных для данной страны.
2.4 Методы оценки странового риска
В настоящее время к числу наиболее известных западных методик оценки инвестиционного климата относятся рейтинги Moody’s Investors Services, Euromoney, Business Environment Risk Intelligence (BERI), Fitch IBCA, методика агентство «Credit Risk International», The Economist, Political Risk Services: International Country Risk Guide (IRCG) и т.п. Рассмотрим некоторые из них.