Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 11:27, курсовая работа
Задачи исследования:
определение понятия риска как экономической категории;
изучение причин возникновения рисков, в т.ч. в ВЭД;
изучение и классификация рисков ВЭД;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. Риск как экономическая категория, его сущность и виды рисков в ВЭД…………………………………………………………………
1.1 Понятие риска как экономической категории, его сущность………...
1.2 Причины возникновения рисков в ВЭД……………………………..
1.3 Классификация рисков в ВЭД ……………………………………….
ГЛАВА 2. Страновой риск и методы его оценки…………………………
2.1. Определение понятия «страновой риск» и его значение для экономических субъектов…………………………………………………...
2.2. Анализ понятия странового риска в зарубежных исследованиях….
2.3. Проблема странового риска на примере Российской Федерации…..
2.4. Методы оценки странового риска………………………….…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
К настоящему времени в экономической теории еще не разработано общепринятой классификации рисков. Это связано с тем, что на практике существует очень большое число различных проявлений риска, причем, в силу традиции один и тот же вид риска может обозначаться разными терминами. Кроме того, зачастую оказывается весьма сложным четко разграничивать отдельные виды риска.
В общем случае риски классифицируются по масштабу своего проявления. При открытой рыночной системе иерархическая граница между макро-, мезо- и микроуровнями уничтожается благодаря общности и связанности интересов продавцов и покупателей на рынках товаров и услуг. В условиях современной российской экономики, благодаря ее специфике, границы между различными уровнями пока довольно четкие.
Для макроуровня характерен страновой риск – возможность изменения текущих и будущих экономических, социально-политических и фискально-монетарных условий внешней системы и ее составляющих, в той или иной степени, в которой они могут повлиять на способность государства, отдельных отраслей и фирм отвечать по взятым на себя обязательствам перед иностранными кредиторами. Экономический риск на макроуровне подразделяется на внешнеэкономические и внутреэкономические, предсказуемые и непредсказуемые риски в рамках целевой установки достижения общеэкономического развития системы и темпов роста ее ВВП. Фискально-монетарный риск представляет собой риски, связанные с государственным регулированием экономики и включает в себя изменения в проводимой налоговой и денежно-кредитной политике государства, а также факторы стимулирования деловой активности отраслей и фирм и т.д.
К социально-политическим рискам относятся изменения в политической ситуации, действующем законодательстве, социальная напряженность в обществе, экологические риски и т.д.
На мезоуровне проявляются риски, имеющую отраслевую природу – промышленный, аграрный риски и риск сферы обслуживания. Промышленный (отраслевой) риск на мезоуровне связан с изменениями в экономическом состоянии отрасли как индивидуально, так и во взаимосвязи с другими отраслями, ее способностью функционировать и развиваться. К факторам отраслевого риска относятся стадия жизненного цикла отрасли, количество и качество ресурсов, степень конкуренции и концентрации производства, налоговый режим и др.
На микроуровне проявляются предпринимательские риски, связанные с хозяйственной деятельностью конкретной фирмы. Предпринимательский риск на уровне фирмы принято подразделять на два вида: финансовый и коммерческий. Коммерческий риск – это вероятность неполучения определенного результата в результате осуществления мероприятий по использованию всего организационно-технического, производственного и научного потенциала фирмы. Коммерческий риск включает в себя маркетинговый и деловой риски. Факторами маркетингового риска является конкурентоспособность продукции фирмы в целом, ценовая и ассортиментная политика, правовые аспекты и т.д. Деловой риск определяется такими факторами, как организационно-технический потенциал предприятия, эффективность производственной и инновационной деятельности, устойчивость финансового положения, эффективность системы управления, сложность выпускаемой продукции и др.
Следует учитывать, что риски на различных уровнях экономики находятся в сложной взаимосвязи, и изменения в одном из них могут вызвать изменения в других.
По сфере возникновения предпринимательские риски можно подразделить на внешние и внутренние. Источником возникновения внешних рисков является внешняя среда по отношению к предпринимательской фирме. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности.
Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К ним относятся риски природно-естественные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые).
Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. К ним относятся финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков.
В зависимости от основной причины возникновения (базисный или природный признак), риски делятся на следующие категории: природно-естественные, экологические, политические, транспортные и коммерческие.
К природно-естественным относятся риски, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясение, наводнение, буря, пожар, эпидемия и т. п.
Экологические риски – это риски, связанные с загрязнением окружающей среды.
Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и
деятельностью государства. Политические риски возникают при нарушении условий производственно-торгового процесса по причинам, непосредственно не зависящим от хозяйствующего субъекта.
Транспортные риски в ВЭД — это риски, связанные с перевозками грузов транспортом: автомобильным, морским, речным, железнодорожным, самолетами и т. д.
Коммерческие риски в ВЭД представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результата от данной коммерческой сделки.
По структурному признаку коммерческие риски делятся на имущественные, производственные, торговые, финансовые.
Имущественные риски — это риски, связанные с вероятностью потерь имущества гражданина/предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем и т. п.
Производственные риски — это риски, связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факторов и, прежде всего, с гибелью или повреждением основных и оборотных фондов (оборудование, сырье, транспорт и т. п.), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии.
Торговые риски представляют собой риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, непоставки товара и т. п. во ВЭД
Глава 2 Страновой риск и методы его оценки
2.1 Определение понятия «страновой риск» и его значение для экономических субъектов
На развивающихся рынках инвестор может столкнуться с нестабильностью политического режима, внешними конфликтами, коррупцией, гражданскими беспорядками и войнами, контролем обменного курса, неожиданной инфляцией, различного рода дефолтами, экспроприацией частного капитала и другими событиями в стране. Поэтому для успешной работы на развивающихся рынках необходимо учитывать всю ситуацию в совокупности. С этой целью было введено понятие страновой риск.
Характер риска может быть различен и определяется факторами, лежащими в его основе, - политическими, экономическими, финансовыми, социальными и др.
Эффективное управление риском, демонстрируя потенциальные выгоды, одновременно требует решения ряда концептуальных и практических проблем. Прежде всего, оно зависит от способности классифицировать риски. В свою очередь измерение риска требует как выявления самой неопределенности, так и ее потенциального эффекта.
До настоящего времени нет четкого определения понятия «страновой риск». Как в практической деятельности, так и в экономической литературе страновой риск нередко отождествляется с риском прямого инвестирования за рубежом, с суверенным, политическим и другими видами риска.
Страновой риск – это риск финансовых потерь при осуществлении деловых операций, прямо или косвенно связанных с международной деятельностью и трансграничным перемещением денежных средств. Данный риск определяется текущими и перспективными экономическими и финансовыми показателями страны и степенью их влияния на возможности клиентов и/или контрагентов отвечать по своим внешним обязательствам.
Рис.1 Структура странового риска. [1]
Оценка этого риска осуществляется по большому перечню показателей, анализируемых в сравнении с аналогичными в других странах как в статике (на определенный момент), так и в динамике (с помощью анализа соответствующих временных рядов). Более узкое, применительно к активным операциям финансовых учреждений, понятие «суверенный риск» означает риск финансовых потерь, которые могут возникнуть у субъектов финансового сектора в процессе предоставления зарубежных займов, приобретения финансовых обязательств иностранных контрагентов или кредитования национальных клиентов, вовлеченных во внешнеэкономическую деятельность.
Суверенный риск возникает, когда суверенное правительство страны:
получает ссуду от иностранного кредитора; становится должником иностранного поставщика; выдает гарантию на ссуду от имени третьей стороны в своей стране, но затем либо правительство, либо третья сторона отказывается погасить ссуду и заявляет об иммунитете от судебного преследования. Кредитор или экспортер будет бессилен взыскать долг, поскольку ему будет запрещено проводить свое требование через суд.
Страновой риск возникает, когда покупатель делает все, что в его силах, чтобы погасить свой долг экспортеру (например, предпринимает необходимые шаги в соответствии с постановлениями по валютному регулированию, обращаясь к властям за разрешением провести необходимый обмен валюты для расчета с экспортером), но когда ему требуется получить эту иностранную валюту, власти его станы либо отказываются предоставить ему эту валюту, либо не могут сделать этого.
Идентификация наличия страновых рисков - неоднозначная задача, и в определенной мере ее решение носит субъективный характер.
В интересах создания четкой правовой базы законодательства большинство стран определяют политические страновые риски хотя и в достаточно широком, но все же завершенном смысле. Так, например, в Германии используется классификация политических рисков по потерям, которые могут возникнуть в связи со следующими причинами:
национализация, экспроприация, вмешательства высокого уровня (правительственные) или, напротив, противозаконное бездействие в случаях, когда вмешательство было необходимо (в целом трактуется как случай экспроприации);
война или прочие вооруженные споры, революция или волнения;
запрет на платежи или моратории (случай моратория);
невозможность конвертации или трансферта денежных сумм, которые были выплачены в Германии.
Сложным является вопрос об определении обязательств о возмещении ущерба. На практике предпосылки для обязательств о возмещении ущерба страной можно считать выполненными лишь при наличии поведения высших инстанций, которое в такой мере затрагивает предприятие с иностранным капиталом, что его нормальное функционирование становится невозможным или ему причинен значительный вред. Имеющие место на практике обстоятельства, например уменьшение прибыли по сравнению с ожидавшимся уровнем, нельзя отнести к таким случаям.
Также и изменения в законах, которые неблагоприятным образом подействовали на предприятие с иностранным участием, не представляют, как правило, основания для обязательной компенсации ущерба. Только если иностранному инвестору были представлены гарантии против изменения каких-либо законов, например в сфере налогов, пошлин и концессий, или заранее определен порядок и размеры возмещения ущерба в случае каких-либо изменений, можно ожидать с большой вероятностью устранение отрицательных последствий.
Причины политических рисков точно так же многослойны и включают по сути два фактора: “внешнюю политику” и “внутреннюю политику”. В то время как внешнеполитические риски могут возникнуть из-за вступления страны в политический альянс или из враждебного поведения других государств по отношению к стране осуществления инвестиций (что затем ведет, например, к ограничению экспортной деятельности иностранной единицы ТНК) внутри политические риски имеют различный сценарий, причины чего часто следует искать в идеологических трениях политических партий. Кроме того, сюда относятся политические риски из-за социальных волнений, слабости правительств, недобросовестной администрации и из-за неэффективной правовой защиты товаров.
С понятием странового риска тесно связано понятие инвестиционного климата в стране. Он показывает привлекательность страны для уже действующих и потенциальных инвесторов с точки зрения законодательства, политики, налогов (условно субъективные факторы). Его рассматривают в совокупности с обеспеченностью страны ресурсами, необходимыми для реализации проектов (объективные факторы). Первая группа факторов оказывает в первую очередь влияние на степень риска вложений в проект, вторая - на доходность проекта. Можно выделить следующие основные факторы, влияющие на привлечение ПИИ (потенциальные иностранные инвестиции):
географическое распределение ресурсов и рынков;
конкуренция цен на ресурсы;
долгосрочный потенциал и размер рынка;
политическая стабильность;
политический либерализм;
стабильная правовая система;
развитая инфраструктура;
социально-культурная близость.
Первые три фактора относятся ко второй группе, а остальные - к первой.
Применительно к России исследования показали, что иностранных инвесторов здесь привлекают (в порядке уменьшения привлекательности):
величина рынка сбыта;
наличие квалифицированной рабочей силы;
издержки на оплату труда в соответствии с развитыми странами .
2.2 Анализ понятия странового риска в зарубежных исследованиях
В современных условиях оценка странового риска является теоретической базой для принятия решения в политике и экономике. Для преодоления неопределенности, с которой сталкиваются инвесторы за рубежом, проводится анализ риска, определяющий «вероятность того, что суверенное государство или независимые кредиторы в определенной стране не будут иметь возможности или желания выполнить свои обязательства по отношению к иностранным кредиторам и/или инвесторам.