Реструктуризации кредиторской задолженности предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 16:35, контрольная работа

Описание работы

В данной ситуации именно реструктуризация позволила сделать более стабильным финансовое состояние предприятий, поскольку:

- срочные и долгосрочные обязательства были разграничены;

- прекратилось начисление пени на отсроченные платежи текущих налоговых платежей, а также гарантированное ежегодное пополнение бюджета на сумму реструктурированной просроченной задолженности и начисляемых на нее процентов несомненно выгодна государству., а следовательно, сократились непроизводительные расходы;

- были разблокированы счета (отозваны инкассовые поручения налоговых органов) и сняты аресты с имущества предприятий, что позволило нормализовать процесс производства;

- на плановой основе были распределены доходы предприятий, часть из которых могла быть направлена в виде инвестиций в развитие производства, и т.д.

Таким образом, нормализация взаимоотношений предприятий с государством является важнейшим условием для увеличения налоговых поступлений в бюджет и фактором оздоровления экономики предприятий.

Содержание

Введение. 3

1.Основные цели и задачи реструктуризации кредиторской задолженности предприятий. 5
2.Особенности реструктуризации кредиторской задолженности в системе финансового оздоровления предприятий. 11
3.Основы действующего законодательства реструктуризации кредиторской задолженности предприятий по федеральным налогам и сборам. 15
3.1 Условия предоставления реструктуризации кредиторской задолженности предприятиям по федеральным налогам и сборам.15

3.2 Порядок проведения реструктуризации кредиторской

задолженности по федеральным налогам и сборам. 19

Заключение. 25

Список использованной литературы. 26

Работа содержит 1 файл

антикризисное управление контра.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, основной целью реструктуризации кредиторской задолженности предприятий  по налогам и сборам (схема 1)  является  гарантированное ежеквартальное поступление в бюджет сумм просроченной реструктурированной задолженности и начисляемых на них процентов при условии своевременной и полной  проплаты текущих налоговых платежей и сборов.

     

       

     Схема 1. Основные цели реструктуризации.

     Для реализации поставленной цели в деле реструктуризации кредиторской задолженности  должны быть решены такие задачи  как оказание помощи предприятиям и  организациям посредством предоставления рассрочки уплаты кредиторской задолженности на более длительный срок, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

     На  схеме 2 представлен перечень основных задач, решение которых позволит создать предпосылки для финансового  оздоровления предприятия путём предоставления ему реструктуризации по налогам и сборам.

Схема 2. 
 

           
 
 
 
 
 

         2. ОСОБЕННОСТИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ.

          Выполнение налогоплательщиком своей главной обязанности по уплате налогов и сборов должно осуществляться в строго установленные законом сроки. Несвоевременная уплата налогов грозит обернуться для налогоплательщика весьма серьезными последствиями, причем не только экономического, но и уголовного характера. Однако в силу определенных обстоятельств реальной возможности вовремя уплатить налог у налогоплательщика может не быть. Причиной тому могут быть как внутренние проблемы налогоплательщика, так и внешние факторы. Для таких случаев действующее налоговое законодательство предусматривает возможность в исключительных случаях перенести срок уплаты налога на более позднее время.

     Вступившим  в действие Налоговым кодексом РФ нормы налогового законодательства об изменении срока уплаты налога (сбора) впервые были объединены в одном нормативном акте. Налоговый кодекс РФ четко определил, что следует понимать под изменением срока уплаты налога, и установил четыре формы, в которых оно может производиться: отсрочка, рассрочка, налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит (п. 3 ст. 61 НК РФ). Кроме того, изменение срока уплаты налога (сбора) не рассматривается более как налоговая льгота. Из НК РФ следует, что это особый порядок исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов (сборов). Реструктуризация задолженности по налогам является одной из разновидностей изменения срока уплаты налога в форме рассрочки.

     Изменением  срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок (п. 1 ст. 61 НК РФ). При этом, как следует из п. 2 ст. 61 НК РФ, срок уплаты налога может быть изменен не только в отношении всей подлежащей уплате суммы налога, но и в отношении части этой суммы.

     Кроме того, учитывая, что Налоговый кодекс не содержит никаких ограничений относительно того, какие именно сроки могут быть изменены, можно сделать вывод, что НК РФ допускается возможность изменения любых сроков, установленных налоговым законодательством РФ применительно к конкретному налогу или сбору, в том числе и сроков, предусмотренных законом для уплаты авансовых платежей по налогам.

     Рассмотрим  основные особенности каждого из видов изменения срока уплаты налоговых платежей, отражённые на схеме 3.

       

     Схема 3. Основные виды и особенности изменения срока уплаты налоговых платежей.

     Так, отсрочка - это перенос срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев с последующей единовременной уплатой всей суммы задолженности по истечении этого срока (п. 1 ст. 64 НК РФ).

     Рассрочка, в отличие от отсрочки, представляет собой перенос срока уплаты налога на тот же, что и при отсрочке, срок, но только с поэтапной оплатой задолженности в течение соответствующего срока (п. 1 ст. 64 НК РФ).

     Налоговый кредит - это перенос срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года с единовременным или поэтапным погашением задолженности (п. 1 ст. 65 НК РФ).

     Инвестиционный  налоговый кредит является самой сложной формой изменения срока уплаты налога (сбора), при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (п. 1 ст. 66 НК РФ).

     Для большинства российских предприятий изменение срока оплаты налоговых платежей в виде рассрочки является наиболее доступной. При этом, реструктуризация как изменение срока уплаты налога с ежеквартальной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности имеет ряд приоритетов по сравнению с рассрочкой, предусмотренной в ст. 64 НК РФ. Во-первых, в п. 2 ст. 64 НК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, в которых может быть предоставлена рассрочка по уплате налога, в то время как для реструктуризации необходима только своевременная уплата организацией текущих налоговых платежей с начала 2001 года. Во-вторых, рассрочка представляет собой изменение срока уплаты налога, сбора и пеней с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Реструктуризация наряду с этими видами налоговых платежей касается также штрафов и предусматривает возможность списания половины долга по пеням и штрафам, а также полное списание задолженности по пеням и штрафам. В-третьих, рассрочка предоставляется на срок от одного до шести месяцев, а решение о реструктуризации предоставляет право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, по пеням и штрафам – в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.

     На  схеме 4 представлена сравнительная характеристика рассрочки и реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам.

     В целях урегулирования кредиторской задолженности юридических лиц  по налогам, сборам, начисленным пеням  и штрафам перед федеральным  бюджетом  путем ее реструктуризации и создания условий для финансового оздоровления организаций Правительством Российской федерации было принято постановление от 03.09.99 № 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом».   

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

   
 
 
 
 
 

Схема 4. Сравнительная характеристика рассрочки  и реструктуризации кредиторской задолженности.

         
 
 

    1. ОСНОВЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА     

    РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ  КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ  НАЛОГАМ И СБОРАМ.  

              3.1 Условия предоставления реструктуризации   кредиторской задолженности предприятиям по федеральным налогам и сборам.

     В целях урегулирования кредиторской задолженности юридических лиц  по налогам, сборам, начисленным пеням  и штрафам перед федеральным  бюджетом  путем ее реструктуризации и создания условий для финансового  оздоровления организаций Правительством Российской федерации были приняты постановление от 03.09.99 № 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом», постановление от 23.05.01 № 410 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. № 1002».

      Данными постановлениями предусмотрено, что  реструктуризация кредиторской задолженности  юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом проводится:

  • в части задолженности по налогам и сборам – путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности – при подаче заявления до 1 января 2000 г., по состоянию на 1 января 2000 г. – при подаче заявления после 1 января 2000 г. и на 1 января 2001 г. – при подаче заявления после 1 января 2001 г., а в отношении предприятий и организаций, являющихся головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа, по состоянию на 1 января 2002 г. – при подаче заявления до 1 ноября 2002 г., но не более задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о реструктуризации;
  • в части задолженности по начисленным пеням, в том числе признанным юридическим лицом к взысканию, - путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на первое число месяца подачи заявления, и при принятии решения о реструктуризации сумма задолженности по начисленным пеням увеличивается на сумму пени, начисленную за время рассмотрения заявления о предоставлении права на реструктуризацию налоговым органом.
  • в части задолженности по начисленным штрафам – путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налогового органа по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации.

     Данная  задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным графиком.

      В сумму подлежащей реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет не включается задолженность, ранее отсроченная ко взысканию в соответствии с принятыми решениями о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты обязательных платежей, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

      Постановление № 1002 (с изменениями от 23.05.01 № 410) не распространяется на задолженность, отсроченную в соответствии с  Указом Президента РФ от 19.01.96 N 65, реструктурированную  в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.04.98 N 395, а также на пени, начисленные по состоянию на 20 мая 1996 г. на задолженность по федеральному бюджету и не взысканные на основании п.11 Указа Президента РФ от 08.05.96 N 685 (если указанные пени не списаны в соответствии с приказом МНС России от 03.09.99 N АП-3-09/290).

      Не  подлежит реструктуризации в соответствии с настоящим постановлением задолженность, образовавшаяся по подоходному налогу, поскольку в данном случае юридическое  лицо выступает налоговым агентом, на которого в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

     Задолженность юридических лиц по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, налогу на пользователей автомобильных дорог, начисленным пеням и штрафам за несвоевременную уплату этих налогов, предъявленным штрафам за нарушение ведения расчетов с населением с использованием ККМ и задолженность по уплате госпошлины также не может быть реструктурирована в соответствии с настоящим постановлением.

      Порядок проведения реструктуризации задолженности, утвержденный постановлением N 1002, не распространяется на нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие  организации, кроме открытых акционерных  обществ "Ангарская нефтехимическая компания", "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод", "Московский нефтеперерабатывающий завод", "НОРСИ", урегулирование задолженности которых предусмотрено постановлением Правительства РФ от 2 июня 1999 г. № 589 «Об урегулировании задолженности нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих организаций по налогам и сборам и обеспечении полноты уплаты ими налоговых платежей в федеральный бюджет».

      Кроме того, следует отметить, что, согласно данному постановлению, реструктуризация задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз. Таким образом, юридические лица, ранее получившие право на реструктуризацию задолженности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 и утратившие это право в связи с невыполнением условий реструктуризации, не могут повторно подать заявление или восстановить действие ранее принятого решения. В то же время, организации, получившие в 1999-2000 гг. право на реструктуризацию задолженности в соответствии с данным постановлением и выполняющие все условия, могут дополнительно реструктурировать задолженность по пеням, начисленным за период рассмотрения заявления и принятия решения, ранее не подлежавшую реструктуризации.

      Право на реструктуризацию задолженности  реорганизованной организации, предоставленное в соответствии с постановлением № 1002 от 03.09.99, сохраняется за правопреемником (правопреемниками) организации.

Информация о работе Реструктуризации кредиторской задолженности предприятий