Правовое содержание процедур финансового оздоровления и банкротства предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Для регулирования внешней формы несостоятельности предприятия - банкротства необходимы эффективные законодательные меры, которые способствовали бы предупреждению банкротства, ускорению реализации мер по финансовому оздоровлению предприятия-должника или ликвидации предприятия в случае признания его банкротом.

Содержание

Введение 3
Законодательное регулирование процедур предупреждения банкротства и ликвидационных процедур 4
Особенности банкротства отдельных категорий должников 10
3. Порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде 19
Заключение 33
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

курсовая по АКУ.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

     Анализ  финансового состояния осуществляется в ходе наблюдения и в отношении  сельскохозяйственной организации. Особенностью его проведения является обязательный учет сезонности сельскохозяйственного производства и его зависимости от природно-климатических условий. Кроме того, должна также учитываться возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

     Особенностью  финансового оздоровления и внешнего управления сельскохозяйственной организацией, в первую очередь срока, на который  внешнее управление вводится, является то, что четко и однозначно его определить и закрепить в законе невозможно. Продолжительность этих процедур поставлена в зависимость от длительности периода сельскохозяйственных работ. Иными словами, финансовое оздоровление и внешнее управление вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции. Тем не менее, законодатель устанавливает ограничение срока финансового оздоровления и внешнего управления сельскохозяйственной организацией: финансовое оздоровление не может превышать общие сроки, отводимые для внешнего управления должником, более чем на один год, а внешнее управление – не более чем на три месяца. По общим правилам, финансовое оздоровление вводится на срок, не превышающий двух лет, а внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Таким образом, срок финансового оздоровления сельскохозяйственной организацией в совокупности должен составлять не более 3 лет, а внешнего управления – 21 месяца.

     При определенных обстоятельствах имеется  и другая возможность для продления  срока внешнего управления данной категории должников юридических лиц. В случае, если в течение срока финансового оздоровления или внешнего управления, имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими крайне неблагоприятными условиями, срок финансового оздоровления или внешнего управления может быть продлен на один год.

     При продаже имущества и имущественных  прав должника – сельскохозяйственной организации на первых торгах выставляется предприятие должника. Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, примыкающим к земельному участку должника.

     Арбитражный управляющий при продаже имущества должника проводит независимою оценку его стоимости и предлагает лицу, имеющему преимущественное право покупки приобрести это имущество по оценочной стоимости. Если указанные лица в течение месяца не заявили о своем желании приобрести имущество и имущественные права должника, арбитражный управляющий реализует имущество должника – сельскохозяйственной организации в общем порядке.  

     К финансовым организациям относятся, в  частности, кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг. Процедуры банкротства таких организаций должны осуществляться по специальным правилам, предусмотренным соответствующими законами, однако, поскольку в настоящее время существует только Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», регулирование банкротства финансовых организаций осуществляется по общим правилам, с изъятиями, предусмотренными 4 гл. 9 Закона о банкротстве.  

     Особенности процедуры банкротства финансовых организаций в лице кредитных и страховых в основном касаются конкурсного производства, а профессиональных участников рынка ценных бумаг — внешнего управления и конкурсного производства. При рассмотрении дела в арбитражном суде участвует федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за надзор за деятельностью соответствующих организаций. Продажа имущественного комплекса страховой организации в конкурсном производстве предполагает принятие покупателем тех договоров страхования, по которым страховой случай не наступил на дату признания банкротства. Если страховой случай наступил до этой даты, то страхователи и выгодоприобретатели имеют право требовать осуществления страховой выплаты. Удовлетворение требований кредиторов третьей очереди в конкурсном производстве страховой организации имеет определенный порядок:

     1) требования застрахованных, выгодоприобретателей  по договорам обязательного личного  страхования;

     2) требования тех же лиц по  иным договорам обязательного  страхования;

     3) требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного  страхования;

     4) требования иных кредиторов. На  требования залоговых кредиторов  распространяется обычный порядок.

     С момента введения внешнего управления или конкурсного производства в  отношении профессионального участника  рынка ценных бумаг все ценные бумаги клиентов подлежат возврату. В ходе внешнего управления арбитражный управляющий с согласия и от имени клиентов должника вправе передать ценные бумаги на хранение иной организации или реестродержателю. Ценные бумаги и иное имущество, находящиеся на специальном брокерском счете, не включаются в конкурсную массу. Также не подлежат включению в конкурсную массу денежные средства и ценные бумаги в составе специальных фондов, предназначенных для снижения рисков неисполнения сделок.

     К стратегическим предприятиям и организациям относятся федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества с акциями в федеральной собственности, имеющие по роду деятельности стратегическое значение для обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России. Сюда же относятся организации оборонно-промышленного комплекса, выполняющие оборонные заказы государства. В деле о банкротстве участвует федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной экономической политики. Особое внимание Федеральный закон № 127-ФЗ уделяет мерам, предупреждающим банкротство стратегически важных объектов. Среди таких мер рассматриваются учет и анализ финансового состояния, реорганизация, погашение государством задолженности по заказам, реструктуризация задолженности предприятия перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, иными кредиторами (в том числе под государственные гарантии), досудебная санация и др.

     Учитывая  важность жизнедеятельности стратегических предприятий, к арбитражному управляющему правительством могут устанавливаться  дополнительные требования. План внешнего управления для стратегических предприятий может предусматривать сделки, не относящиеся к хозяйственной деятельности должника. Сделки могут предусматривать продажу предприятия; отчуждение или обременение недвижимым имуществом; распоряжение иным имуществом с балансовой стоимостью более 5% стоимости активов должника; получение и выдачу займов и кредитов, выдачу поручительств и гарантий, уступку прав требований, перевод долга, учреждение доверительного управления имуществом должника; отчуждение и приобретение акций, долей товариществ и обществ. Обязательными условиями конкурса при продаже таких предприятий являются сохранение целевого назначения имущественного комплекса, выполнение государственных заказов, направленных на повышение обороноспособности и безопасности.

     Организации, производящие и (или) реализующие товары (работы, услуги), в условиях естественной монополии рассматриваются федеральным законом как субъекты естественных монополий. В деле о банкротстве участвует федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии. Срок неисполнения обязанностей по денежным обязательствам и обязательным платежам увеличен до 6 месяцев. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов в совокупности составляют не менее 500 тыс. руб. Дело о банкротстве может быть приостановлено до прояснения возникшего обстоятельства, если должник подает исковое заявление о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен

и тарифов  для субъектов естественной монополии. Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров, запрещающих прекращение обязательств, отчуждать имущество от единого технологического комплекса. Имущество на продажу выставляется единым лотом, а покупатель принимает обязательства по договорам поставки товаров, являющихся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях.

     Таким образом, особенности банкротства  различных категорий должников  предполагают необходимость индивидуального  подхода  при определении признаков банкротства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ПОРЯДОК  РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ  В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ 

     В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) подведомственны арбитражным судам Российской Федерации.

     Статьей 24 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации определено, что  дела о несостоятельности (банкротстве) по первой инстанции рассматриваются  арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

     Статьей 34 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" установлено, что дела о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций в арбитражных судах Российской Федерации рассматриваются по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", с учетом тех специфических особенностей, которые предусмотрены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Нормы данной статьи корреспондируют с нормами статьи 2 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", в соответствии с которой порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным конституционным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными федеральными законами.

     Таким образом, нормы, регламентирующие порядок  судопроизводства в арбитражных  судах, могут устанавливаться, кроме  вышеназванных нормативных правовых актов, иными федеральными законами в случаях, прямо предусмотренных Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Необходимость дополнительной регламентации порядка судопроизводства в арбитражных судах дел о несостоятельности (банкротстве) на основании норм специального законодательства.

     Новый Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве) (далее Закон о банкротстве) содержит главу III Разбирательство  дел о банкротстве. Кроме того, отдельные процессуальные нормы, в том числе о вынесении судебных актов об отдельных действиях и возможности их обжалования, содержатся и в других главах, как это предусмотрено в статье 32. Поэтому правила главы III применяются, если иное не предусмотрено другими главами.

     Исходя  из вышеизложенного применение процессуальных норм при разбирательстве дел  о банкротстве осуществляется в  следующем порядке.

     Правила АПК применяются, если иное не предусмотрено  Законом о банкротстве или  федеральными законами в отношении банкротства субъектов естественных монополий и организаций - участников финансово-промышленных групп либо федеральным законом о банкротстве кредитных организаций, находящихся в стадии принятия.

     Правила главы III Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде Закона о банкротстве применяются, если иное не предусмотрено в других главах этого Закона или в других федеральных законах в отношении банкротства субъектов естественных монополий и организаций - участников финансово-промышленных групп либо готовящимся федеральным законом о банкротстве кредитных организаций.

     В соответствии со статьями 25 и 65 Гражданского кодекса Российской Федерации банкротство  должника может осуществляться принудительно  или добровольно.

       Согласно статье 34 лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

     - должник; 

     - арбитражный управляющий; 

     - конкурсные кредиторы; 

     - уполномоченные органы;

     - федеральные органы исполнительной  власти, а также органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

     - лицо, предоставившее обеспечение  для проведения финансового оздоровления.

     В соответствии со ст. 51 Закона о банкротстве дело, о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Информация о работе Правовое содержание процедур финансового оздоровления и банкротства предприятий