Правовое содержание процедур финансового оздоровления и банкротства предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Для регулирования внешней формы несостоятельности предприятия - банкротства необходимы эффективные законодательные меры, которые способствовали бы предупреждению банкротства, ускорению реализации мер по финансовому оздоровлению предприятия-должника или ликвидации предприятия в случае признания его банкротом.

Содержание

Введение 3
Законодательное регулирование процедур предупреждения банкротства и ликвидационных процедур 4
Особенности банкротства отдельных категорий должников 10
3. Порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде 19
Заключение 33
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

курсовая по АКУ.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  3
  1. Законодательное регулирование процедур предупреждения банкротства и ликвидационных процедур
4
  1. Особенности банкротства отдельных категорий должников
10
3. Порядок  рассмотрения дел о банкротстве  в арбитражном суде  19
Заключение 33
Список  литературы 35
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Для регулирования внешней формы  несостоятельности предприятия  - банкротства необходимы эффективные законодательные меры, которые способствовали бы предупреждению банкротства, ускорению реализации мер по финансовому оздоровлению предприятия-должника или ликвидации предприятия в случае признания его банкротом.

     Основным  нормативным актом, регулирующим процедуру  банкротства, является Федеральный  закон о несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ. Согласно статье 2 этого закона, несостоятельность (банкротство) это "признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство)".

     Проблема  предотвращения банкротств предприятий, их выживания в обстановке нестабильности очень беспокоит российское общество. Система мер, именуемая антикризисным  менеджментом, в случае успешного  практического применения, способна реально помочь терпящим бедствие предприятиям. Практически все банкротства происходят из-за неудовлетворительного руководства бизнесом.

     Предприятие будет успешно функционировать  на рынке при соблюдении двух главных  условий благоприятного окружения  и эффективного менеджмента.  

     Основной  целью курсовой работы является изучение правового содержание процедур финансового оздоровления и банкротства предприятий. Основными задачами курсовой работы являются:

     1. Рассмотреть законодательное регулирование процедур банкротства.

     2. Определить особенности банкротства отдельных категорий должников.

     3. Определить порядок рассмотрения  дел о банкротстве в арбитражном  суде. 

     1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ПРОЦЕДУР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ БАНКРОТСТВА  И ЛИКВИДАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР 

     Для регулирования внешней формы несостоятельности предприятия — банкротства необходимы эффективные законодательные меры, которые способствовали бы предупреждению банкротства, ускорению реализации мер по финансовому оздоровлению предприятия-должника или ликвидации предприятия в случае признания его банкротом. Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ устанавливает и регулирует:

     основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве); порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства); проведение наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

     Федеральный закон кроме юридических лиц  распространяется на отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Регулирующие этот процесс нормы появятся после внесения соответствующих изменений и дополнений к Закону.

     Федеральный закон № 127-ФЗ определяет неспособность  должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или), обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

     Состав  и размер денежных обязательств и  обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Если после одной процедуры назначается другая, то состав и размер этих обязательств и платежей определяются на дату введения каждой процедуры банкротства. При определении признаков банкротства в обязательном порядке принимается во внимание размер сумм займа с учетом процентов, размеры задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, а также возникшие вследствие неосновательного обогащения, причинения вреда имуществу кредиторов. В ходе определения размера денежных обязательств и обязательных платежей не должны учитываться:

     1. Требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.

     2. Обязательства по выплате авторского  вознаграждения.

     3. Обязательства перед учредителями (участниками) должника — юридического лица, вытекающие из такого участия.

     4. Неустойки (пени и штрафы), проценты  за просрочку платежа, убытки, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неуплату обязательных платежей.

     В ходе производственной деятельности каждый руководитель, его учредители или участники обязаны постоянно анализировать его финансово-экономическую деятельность и своевременно принимать меры по предупреждению банкротства. Еще до возбуждения судебного производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника учредителям (участникам) и собственникам имущества необходимо принимать меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Процедура, при которой должнику предоставляется адекватная финансовая помощь для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, называется досудебной санацией. Если все меры, связанные с досудебной санацией, не дали положительных результатов, то возбуждается производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

     Дело  о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., а к должнику-гражданину — не менее 10 тыс. руб.

     Правом  на обращение в Арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают сам должник, конкурсный кредитор, уполномоченный орган и прокурор. В деле о банкротстве участвуют следующие лица: должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, органы федеральной и исполнительной власти, местного самоуправления, а также те, кто предоставил обеспечение для проведения финансового оздоровления.

     При рассмотрении дела о банкротстве  должника — юридического лица применяются  следующие процедуры банкротства:

     - наблюдение;

     - финансовое оздоровление;

     - внешнее управление;

     - конкурсное производство;

     - мировое соглашение.

     Наблюдение  представляет собой процедуру, направленную на обеспечение сохранности имущества должника и проведение анализа его финансового состояния с целью выявления возможности восстановить платежеспособность должника.

     Данный этап начинается с момента возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве предприятия-должника, продолжается на протяжении всей стадии подготовки дела к рассмотрению в суде и заканчивается решением суда: либо о признании предприятия банкротом (введение конкурсного управления, внешнего управления, утверждение мирового соглашения), либо об отказе в признании должника банкротом.

     Основные  цели наблюдения — обеспечение арбитражным  управляющим сохранности имущества  и анализ финансового состояния  несостоятельного предприятия для определения возможности восстановления его платежеспособности.

     Последствия вынесения Арбитражным судом  определения о введении наблюдения:

     1. Требования кредиторов по денежным  обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только в соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ.

     2. По ходатайству кредитора приостанавливается  производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств.

     3. Приостанавливается действие исполнительных  документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника.

     4. Запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая).

     5. Запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.

     6. Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная п. 4 ст. 134 настоящего Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов.

     Для проведения этого этапа арбитражный  суд назначает временного управляющего.

     Временный управляющий обязан:

     -       принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

     -       проводить анализ финансового состояния должника;

     -       выявлять кредиторов должника;

     -        вести реестр требований кредиторов;

     -        уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

     -        созывать и проводить первое собрание кредиторов.

     Временный управляющий по окончании наблюдения обязан представить в арбитражный  суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, в том числе обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

     Финансовое  оздоровление. Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

     Процедура финансового оздоровления предусматривает  способы получения должником  средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

     Для проведения этого этапа арбитражный  суд назначает административного  управляющего, но непосредственное управление предприятием осуществляет прежний руководитель.

     Административный  управляющий в ходе финансового  оздоровления обязан:

     -        вести реестр требований кредиторов и созывать собрания кредиторов в необходимых случаях;

     -        рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, представляемые должником, и представлять заключения о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности собранию кредиторов;

     -        представлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

     -        осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов;

Информация о работе Правовое содержание процедур финансового оздоровления и банкротства предприятий