Правовое регулирование несостоятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:43, реферат

Описание работы

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) строится на основе определенных принципов, как и право в целом. Институт несостоятельности является существенным элементом гражданского и торгового права, которое базируется на своих общих принципах, определяющих наиболее существенные черты данной отрасли права, и, естественно, относящихся непосредственно к отношениям, связанным с несостоятельностью.
В доктрине и в учебной литературе широко используется термин «конкурсное право».

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование несостоятельности.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

Рассматриваемый принцип не определяет существо процедур несостоятельности, как принцип  коллективности, но он имеет свое значение и играет важную роль в регулировании  общественных отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством).

Во-первых, он означает полный отказ от некогда  существовавшего положения вещей, при котором банкротство было внутренним, «семейным» делом коммерсантов. Развитие общественных отношений привело  к тому, что ценность уже имеют не только законные интересы кредиторов, но и права и интересы должника и других заинтересованных лиц. Антогонизм этих прав и интересов обусловливает необходимость проведения взвешенной политики при реализации коллективных процедур, нацеленной на решение не узко корпоративных задач, а глобальных, макроэкономических задач. Обеспечение сбалансированного соблюдения прав и интересов всех заинтересованных лиц возможно, если будет существовать орган, функционально предназначенный для этой цели, то есть орган, в компетенцию которого входило бы осуществление контроля за действиями всех участников процедуры. В случае нарушения чьих-либо законных прав и интересов он должен принять необходимые решения, направленные на восстановление законности и справедливости.

Во-вторых, принцип контроля за ходом процедуры  несостоятельности - это связующее  звено в создании единого, универсального механизма правового регулировании, поскольку он позволяет наделить полномочиями соответствующие органы, которые следили бы за соблюдением законных прав и интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, вне юрисдикции органа, компетентного принять решение об открытии универсальной процедуры несостоятельности в отношении должника, последствия которой имели бы трансграничный характер. Например, реализация активов несостоятельного должника на территории государства, где не открыта процедура несостоятельности, должна осуществляться в соответствии с законодательством того государства, где расположены активы. Контроль за этим процессом мог бы осуществлять судебный или иной орган данного государства, который вступал бы в непосредственные сношения с контролирующим органом основного производства при наличии соответствующей правовой базы.

Таким образом, говоря о принципе контроля за ходом процедуры несостоятельности, следует иметь в виду его функциональное значение в механизме правового регулирования несостоятельности (банкротства), которое заключается в том, что он выполняет функцию обеспечения соблюдения и принципа коллективности, и принципа равенства кредиторов как базовых ценностей института несостоятельности.

d) Принцип  единства процедуры.

Принцип единства процедуры несостоятельности  является логическим следствием единства имущественного комплекса должника, который является залогом удовлетворения коллективных требований кредиторов. В соответствии с этим принципом в отношении должника не может быть открыта вторая процедура несостоятельности, пока не будет завершена первая. Несоблюдение данного принципа порождает на практике серьезные проблемы для реализации принципа равенства кредиторов, поскольку нагромождение процедур друг на друга неизбежно вызывает правовые коллизии, что особенно очевидно в случае с трансграничной несостоятельностью. «Подобное хаотичное нагромождение процедур влечет за собой возникновение практически непреодолимых трудностей».

Анализируя  функциональную значимость данного  принципа регулирования, следует в  первую очередь выделить то, что  этот принцип обеспечивает практическую реализацию коллективных процедур. В  связи с этим данный принцип определяется, как «технический» принцип правового регулирования, в том смысле, что он устанавливает формальные рамки для проведения коллективных процедур и определяет технику, механизм их осуществления. «Если суд в заседании по рассмотрению заявления о признании должника банкротом принимает решение о признании должника банкротом, единая процедура приводится в движение и применяются одни и те же материально-правовые нормы независимо от того, кто подал соответствующее заявление кредитор или Должник».

Значение  данного принципа трудно недооценить. По существу он придает процедуре  несостоятельности характер формальной, правовой процедуры, являющейся частью национальной правовой системы, обеспеченной защитой государства. Понимая значение, которое придается данному принципу, становится легче разобраться в причинах столь незначительного успеха, которого удалось добиться в правовом регулировании несостоятельности (банкроства) на уровне права Сообществ.


Информация о работе Правовое регулирование несостоятельности