Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:43, реферат
Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) строится на основе определенных принципов, как и право в целом. Институт несостоятельности является существенным элементом гражданского и торгового права, которое базируется на своих общих принципах, определяющих наиболее существенные черты данной отрасли права, и, естественно, относящихся непосредственно к отношениям, связанным с несостоятельностью.
В доктрине и в учебной литературе широко используется термин «конкурсное право».
Правовое
регулирование
В доктрине и в учебной литературе широко используется термин «конкурсное право». Он используется для обозначения механизма правового регулирования «отношений, возникающих в результате и в связи с абсолютной неплатежеспособностью должников». Этот механизм характеризуется «целым комплексом норм материального и процессуального характера, образующих специфический институт гражданского и торгового права -несостоятельность...». В этом комплексе норм находят свое закрепление принципы правового регулирования несостоятельности как основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественных отношений, связанных с несостоятельностью должника.
В зависимости от степени их значимости, универсальности действия принципы могут быть разделены на две группы: принципы процедуры несостоятельности и принципы производства по делу о несостоятельности. Принципы процедуры несостоятельности - это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты института несостоятельности в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений, связанных с несостоятельностью. К числу таких принципов относятся принципы коллективности, единства процедуры несостоятельности, равенства кредиторов и "принцип контроля за ходом процедуры со стороны компетентных органов.
Принципы производства по делу о несостоятельности не универсальны и гораздо более многочисленны. Они различаются в зависимости от национальных правовых систем. Они закрепляют основные начала элементов механизма правового регулирования несостоятельности (банкротства), в частности таких, как:
1. правила подачи заявления о возбуждении производства;
2. открытие производства;
3. меры
по обеспечению сохранности
4. органы конкурсного производства;
5. мировое соглашение;
6. ликвидация имущества должника.
Принципы производства подразделяются в свою очередь на две крупные группы в зависимости от объекта регулирования, а именно: материально-правовые и процессуальные. В числе процессуальных принципов производства помимо общих принципов процессуального права каждой национальной правовой системы можно выделить принцип немедленного вступления в силу решения о начале производства по делу о банкротстве, принцип доказывания кредитором факта несостоятельности должника. Материально-правовые принципы производства зачастую различаются по своему содержанию в различных правовых системах. В связи с этим ограничусь лишь упоминанием некоторых из них в качестве иллюстрации вышесказанного: принцип полного лишения должника прав на имущество, принцип распределения имущества должника среди кредиторов пропорционально требованиям, принцип прекращения действия зачета.
В отдельную группу следует выделить принципы производства по делам о несостоятельности с иностранным элементом или, пользуясь другим распространенным в доктрине термином, по делам о трансграничной несостоятельности. Речь идет о принципе множественности производств как противовесе принципу единства производства, производному от принципа единства процедуры, а также принципах универсальности и территориальности производства по делу о несостоятельности.
Ключевой проблемой в данном вопросе является конфликт вышеперечисленных принципов: единство против множественности, универсальность против территориальности. Совокупность используемых принципов дает на практике ту или иную модель правового регулирования несостоятельности (банкротства), которая вступает в противоречие с моделью, основанной на других принципах.
2. Принципы
процедуры несостоятельности (
а) Принцип коллективности.
Самой главной из характеристик развитого конкурсного права является принцип коллективности. Безусловно, принцип коллективности занимает ведущее место в процедуре несостоятельности, поскольку он в первую очередь определяет ее содержание. По смыслу его основным постулатом является то, что управление активами должника осуществляется от имени коллектива всех кредиторов, что требования кредиторов участвуют в производстве без какого-либо предпочтения в отношении хронологического порядка их возникновения и что кредиторы рассматриваются как единое целое со своим коллективным интересом в отношении должника, который может и не совпадать с конкретными интересами отдельных кредиторов. Принцип коллективности, в частности, проявляется в представлении отдельных групп кредиторов будь то наемные работники или владельцы облигаций общества, представитель массы владельцев облигаций предъявляет коллективное требование на всю сумму не оплаченных ценных бумаг и обеспечивает их представительство в ходе процедуры несостоятельности. Следует добавить, что принцип коллективности проявляется не только в коллективном представительстве кредиторов как единого целого посредством назначения специальных лиц и выборов коллективных органов таких, как комитет или собрание кредиторов, но также и в коллективном ограничении прав кредиторов на совершение индивидуальных действий в отношении должника, направленных на удовлетворение их требований как в судебном, так и во внесудебном порядке. Все кредиторы обязаны направить свои требования лицу, специально уполномоченному судом или компетентным органом на принятие и проверку этих требований, для допущения к участию в процедуре несостоятельности. Коллективные процедуры приравниваются по своему смыслу к коллективному аресту имущества должника, поэтому «в принципе никакой зачет не должен быть произведен, считая с даты вынесения решения об открытии процедуры».
Принцип коллективности проявляется также в том, что имущественный комплекс должника является гарантией для всех кредиторов в той мере, в какой они имеют право на удовлетворение своих требований согласно закону за счет активов должника независимо от того, будут ли эти активы уступлены третьему лицу или реализованы в процессе ликвидации имущества. «Производством по делу о несостоятельности охватывается все принадлежащее Должнику на момент возбуждения производства и приобретенное им во время производства имущество».
Почему же все-таки принцип коллективности следует считать основополагающим в правовом регулировании несостоятельности (банкротства)?
Объяснить верховенство этого принципа процедуры в сопоставлении с другими принципами можно следующим образом: во-первых, этот принцип присущ исключительно институту несостоятельности и неразравно связан только с ним;
во-вторых, только этот принцип имеет универсальный характер, в то время как остальные принципы, в частности, их содержание и применение различаются в различных правовых системах;
в-третьих, он выступает критерием отнесения той или иной судебной и внесудебной процедуры к числу процедур несостоятельности, что подчеркивает его значение.
b) Принцип равенства кредиторов.
Конкурсное право - это право компромисса. Если должник прекращает платежи по причине неплатежеспособности, очевидно, что кредиторы не получат платежи в полном объеме в установленные сроки. Одной из целей процедуры несостоятельности является урегулирование конфликтов между кредиторами на основе их равного правового положения. Таким образом, принцип равенства является одной из существенных характеристик процедуры несостоятельности. В свою очередь этот принцип имеет тройное значение. Во-первых, он подразумевает обязательное участие всех кредиторов в коллективной процедуре. Во-вторых, принцип равенства означает, что все кредиторы принимают на себя одинаковые негативные последствия коллективной процедуры,- например, в виде отсрочки платежа или скидки с долга. В-третьих, он не означает абсолютное равенство кредиторов. Равенство не является абсолютным в том плане, что абсолютно равными правами или одинаковым статусом в процедуре несостоятельности могут обладать только те кредиторы, которые имеют идентичные правовые требования. Под идентичностью требований понимается не только одинаковая правовая природа требования, но и степень гарантированное исполнения обязательства должником, то есть наличие или отсутствие обеспечения долга.
Существующие виды процедур несостоятельности не устраняют правовые последствия существования мер обеспечения и привилегированных требований, что, негативно сказывается на принципе равенства кредиторов. Существует и другая точка зрения, согласно которой последовательное удовлетворение кредиторов при распределении активов согласно ранга или очереди не обязательно следует считать несправедливым и неравным, поскольку по праву можно сказать, что изначально не все кредиторы равны в правах, а именно: кто-то предоставил кредит должнику ранее, поэтому он вправе рассчитывать на удовлетворение требований раньше других; кто-то достоин удовлетворения требований в большем объеме, потому что он является мелким предпринимателем и для него возврат долга жизненно необходим, что не скажешь, например, о транснациональной корпорации; кто-то может представлять интересы общества в целом, например, фискальные органы, а интересы общества принято считать выше интересов частных лиц. Если кредиторы знают очередность удовлетворения требований, если порядок распределения активов принят общественным мнением и каждый в состоянии оценить риски, которые он принимает на себя, предоставляя кредит, то в данном случае нет никакого нарушения принципа равенства кредиторов. Все сказанное выше характеризует одну из моделей распределения выручки от реализации активов несостоятельного должника, основанную на распределении кредиторов по группам и удовлетворении их требований в соответствии с установленной очередностью.
Вторая модель распределения заключается в распределении выручки среди кредиторов в зависимости от доли кредитора в общем пассиве должника, то есть, например, если актив должника вдвое меньше его пассива, каждый кредитор должен получить половину от причитающегося ему долга. Такая модель может в большей степени претендовать на обеспечение равенства кредиторов, так как равенство не является арифметическим, ибо полученные суммы будут пропорциональны долгу. В основе процедуры несостоятельности, построенной по второй модели распределения, лежит так называемый принцип распределения конкурсной массы в зависимости от доли кредитора в общем пассиве должника. В защиту данной модели распределения выдвигаются следующие аргументы: во-первых, тот, кто предоставляет больший кредит, больше рискует и более важную услугу предоставляет должнику, поэтому он более достоин получить больше в денежном эквиваленте при распределении, чем другие, во-вторых, эта модель более удобна в реализации, так как не нужно ранжировать всех кредиторов, делать бесполезные публикации, расчленять имущество должника и, в конечном итоге, все кредиторы оказавшие доверие должнику получат удовлетворение на одинаковом основании без каких-либо привилегий, что и составляет существо принципа равенства кредиторов в процедуре несостоятельности.
Современные
системы регулирования
Сохранение приоритетного статуса за обеспеченными и привилегированными требованиями в рамках процедуры несостоятельности обусловливается в первую очередь интересами кредитного обращения и публичными интересами. Однако сама логика коллективных процедур несостоятельности и принципа равенства кредиторов нацелены на то, чтобы избежать ситуации, при которой одни кредиторы с приоритетным статусом требовании, установленных гражданским законодательством, а другие кредиторы остались бы ни с чем, хотя собственно для них и были разработаны различные виды процедур несостоятельности.
В целях
соблюдения принципа равенства очень
важно, чтобы процедура
Если
критически взглянуть на то, что
же все-таки следует понимать под
принципом равенства
Если понимать данный принцип как выражение общего принципа права принципа равноправия, то есть равенства всех перед законом, в механизме правового регулирования специфических отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), то возникает вопрос не только о равноправии кредиторов перед законом, но и должника, и третьих лиц, участвующих в деле, которые не охватываются в таком случае действием принципа равенства кредиторов.
Логично предположить, что равенство кредиторов перед законом означает равенство прав кредиторов, закрепленных в законодательстве о несостоятельности. Но, парадокс -сами законы устанавливают неравенство кредиторов, подразделяя их на классы и ранги. Неоднозначное понимание в доктрине содержания принципа равенства кредиторов и различия в его реализации на практике приводят к весьма плачевным последствиям на уровне правового регулирования трансграничной несостоятельности.
Во-первых, очень трудно найти общую базу для создания единой модели правового регулирования несостоятельности, защищающей права кредиторов не хуже, чем на национальном уровне.
Во-вторых, различия в правовом регулировании защищенности обеспеченных прав требования и привилегированных требований побуждает кредиторов к поспешным действиям с тем, чтобы "застолбить" выгодную для них юрисдикцию, что мешает проведению реабилитационных процедур и может вызвать конфликт юрисдикции.
В-третьих, возникает проблема классификации требований, не известных правовой системе страны, где ведется производство по делу о несостоятельности, и, следовательно, возможно неравноправное положение данного вида требований в сравнении с другими требованиями.
с) Принцип контроля за ходом процедуры.
Принцип
контроля за ходом процедуры несостоятельно
Информация о работе Правовое регулирование несостоятельности