План внешнего управления и исполнение обязательств должника собственного имущества – унитарного предприятия либо третьим лицом, либо тр

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы является закрепление знаний по антикризисному управлению предприятиями, а именно по делам о проведении процедур банкротства на базе нормативных актов.
Задача выполнения курсовой работы состоит в рассмотрении вопроса создание плана внешнего управления и исполнение обязательств должника собственного имущества – унитарного предприятия либо третьим лицом, либо третьими лицами.

Содержание

Введение 3
План внешнего управления, его разработка, рассмотрение и внедрение 4
1. Принципы разработки плана внешнего управления 5
2. Функции плана внешнего управления 7
3. Разработка плана внешнего управления 8
4. Методика подготовки плана 16
5. Рассмотрение плана внешнего управления 18
6. Исполнение обязательств третьими лицами в ходе внешнего управления 20
Заключение 24
Литература 26

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 46.19 Кб (Скачать)

     - восстановление платежеспособности должника;

     - сохранение возможности осуществления им хозяйственной деятельности.

     Реализация  мероприятий внешнего управления должна позволять внешнему управляющему не только обеспечивать оплату текущих  издержек предприятия и накапливать  денежные средства для покрытия кредиторской задолженности, но и содержать перспективу  эффективного функционирования предприятия.

     Достижение  только первой из указанных целей  представляется недостаточным условием разработки и реализации плана внешнего управления.

     Поскольку внешнее управление — это процедура, применяемая к должнику в целях  восстановления его платежеспособности (статья 2 ФЗ -127), то для оценки ее результативности большое значение имеет законодательно установленный критерий восстановления платежеспособности должника.

     Практически это означает, что необходимо в  установленные сроки внешнего управления удовлетворить требования кредиторов (либо прекратить его обязательства  иным способом) таким образом, чтобы  к моменту окончания внешнего управления (либо к окончанию периода  расчетов с кредиторами) у него отсутствовала задолженность перед кредиторами по денежным обязательствам и перед бюджетами и внебюджетными фондами по обязательным платежам, просроченная более чем на три месяца.

     Следует особо подчеркнуть, что в соответствии со статьей 70 Закона удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления, в период внешнего управления не допускается.

     В том случае, если внешнее управление завершено восстановлением платежеспособности должника (пункт 3 статьи 92), расчеты  с кредиторами осуществляются в  порядке, предусмотренном статьей 94 Закона.

     Из  данных норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что в  плане внешнего управления должен найти  отражение размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, попавшим в соответствии со статьей 70 Закона под мораторий.

     При этом необходимо учитывать, что в  течение срока действия моратория  неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты не начисляются, а на суммы основного  долга по денежным обязательствам и  недоимки по обязательным платежам, имеющиеся  на дату введения внешнего управления, начисляются проценты в размере  и порядке, которые предусмотрены  ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

     Практика  применения данной нормы свидетельствует  о том, что при проведении прогнозных расчетов в качестве базовой ставки для определения величины процентов, начисленных на величину мораториальных требований кредиторов, используется ставка рефинансирования, установленная  Центральным Банком Российской Федерации на дату введения внешнего управления.

     Оценка  размера требований кредиторов должна базироваться на данных реестра требований кредиторов, ведение которого осуществляется внешним управляющим (статья 15 закона), а не на данных бухгалтерского баланса  должника на последнюю отчетную дату.

     Для того чтобы иметь необходимую  для прогнозной оценки результативности процедуры внешнего управления информацию, в план внешнего управления следует  включать и расчеты процентов, начисляемых  на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам.

     Кроме мораториальных требований, в плане  должен найти отражение и размер требований к должнику о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании  задолженности по оплате труда. Однако в силу того, что данные требования могут погашаться в период внешнего управления, при расчете прогнозной величины потребности в свободных  денежных средствах для расчетов с кредиторами, внешнему управляющему следовало бы учитывать эти требования только в той части, которая не может быть погашена в течение  внешнего управления.

     Так формируется оценка величины потребности  в свободных денежных средствах, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. Следовательно, главная задача, подлежащая решению при разработке плана  внешнего управления — найти и  показать в плане основные источники  формирования у должника средств  для расчетов с кредиторами в  установленных размерах.

     Данные  средства могут быть сформированы (накоплены) за счет реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности должника. Статьей 85 Закона предусмотрены  следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

     - перепрофилирование производства;

     - закрытие нерентабельных производств;

     - ликвидация дебиторской задолженности;

     - продажа части имущества должника;

     - уступка прав требования должника;

     - исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);

     - продажа предприятия (бизнеса) должника;

     - иные способы восстановления платежеспособности должника.

     Как уже отмечалось, процедура внешнего управления является процедурой глубокой финансовой реструктуризации должника - юридического лица за счет мобилизации  его внутренних и внешних ресурсов и резервов в целях достижения и последующего укрепления финансовой стабильности. Поэтому описанию включаемых в план внешнего управления конкретных мер и мероприятий по восстановлению платежеспособности, а также изложению  последовательности, оценки затрат и  результатов их реализации должно быть уделено особое внимание. Анализ сроков реализации намеченных мер, результатов  их реализации в сопоставлении с  необходимыми затратами, позволит определить общие подходы к прогнозированию  денежных потоков должника в период внешнего управления.

     При прогнозировании поступлений (или  притоков) средств к должнику необходимо определить их основные источники.

     Так например, одним из важнейших источников поступления средств к должнику является выручка по основной деятельности, прогнозирование которой следует  осуществлять с учетом результатов  реализации мер, направленных на повышение  эффективности производственной и  сбытовой деятельности предприятия, в  том числе связанных с перепрофилированием  производства, изменением номенклатуры выпуска продукции и услуг, изменением объемов выпуска и др.

     Кроме того, в качестве источников поступлений  следует рассматривать реализацию части имущества должника, взыскание  дебиторской задолженности и  т. д. Необходимо особо отметить, что  одним из источников поступлений (притоков) являются амортизационные отчисления. В ряде случаев для реализации плана внешнего управления удается  привлечь финансовые ресурсы третьих  лиц.

     В целях повышения обоснованности разрабатываемого плана внешнего управления в том случае, когда стратегией его реализации предусматривается  продажа предприятия (бизнеса) должника, необходимо включать в план внешнего управления мероприятия по проведению оценки бизнеса должника.

     В то же время для проведения прогнозных расчетов целесообразно уже на стадии разработки плана внешнего управления проводить оценку бизнеса доходным методом, поскольку использование  данного методического подхода  позволяет наиболее адекватно оценить  потенциальные выгоды будущего инвестора (покупателя) от приобретения данного  бизнеса. При проведении оценки стоимости  бизнеса в части прогнозирования  денежных потоков следует базироваться на положениях статьи 86 закона.

     Прогноз расходов должника, помимо затрат на осуществление  его хозяйственной деятельности, должен учитывать результаты реализации намеченных мер по восстановлению платежеспособности должника, таких как закрытие нерентабельных производств, снижение производственных и непроизводственных издержек и  др.

     Кроме того, в числе расходов (или оттоков  средств) должника следует учитывать  расходы на реализацию части имущества  должника и (или) предприятия (бизнеса) должника, расходы на реализацию иных мер по восстановлению платежеспособности, расходы на судебные издержки и осуществление  внешнего управления, а также расходы  на удовлетворение требований к должнику граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании задолженности по оплате труда.

     Результатом прогнозирования поступлений средств  и их расходов в период внешнего управления является определение величины свободных средств, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.

     Для повышения обоснованности прогнозных расчетов представляется целесообразным осуществлять их по вариантам, что вполне согласуется с основными принципами экономического прогнозирования. При  этом достигается необходимая гибкость плана внешнего управления, позволяющая  арбитражному управляющему совместно  с кредиторами должника в процессе реализации плана избирать в рамках разработанного плана внешнего управления оптимальную стратегию осуществления  мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, в зависимости от изменения  конкретных условий.

     При разработке плана внешнего управления уделяется большое внимание срокам реализации процедуры внешнего управления:

     план  внешнего управления должен предусматривать  срок восстановления платежеспособности должника. Следует отметить, что  данное требование Закона зачастую имеет  существенное значение при решении  вопроса о наличии либо отсутствии возможности восстановления платежеспособности должника, поскольку прогнозирование  денежных потоков должника проводится в определенном периоде, на конец  которого осуществляется расчет суммы  накопленных свободных средств  для расчетов с кредиторами.

     Исходя  из установленной Законом процедуры  продления срока внешнего управления (статья 84), следует предположить, что  в плане внешнего управления должны содержаться достаточные основания (плановые проектировки, прогнозные расчеты), которые позволяют сделать выводы о том, что продление срока  внешнего управления приведет к восстановлению платежеспособности должника.

     Разработчики  плана внешнего управления должны учитывать  следующие требования Закона:

     - в соответствии со статьей 87 Закона в плане внешнего управления может быть предусмотрен порядок продажи имущества должника и установления его начальной цены, которые могут быть изложены в разделе плана, посвященного реализации данных мер;

     - в соответствии со статьей 88 Закона в плане внешнего управления (в его соответствующем разделе) может быть предусмотрен порядок уступки прав требования должника;

     - в соответствии со статьей 95 Закона план внешнего управления может содержать мероприятия, направленные на достижение соглашений об отступном или о новации обязательства, либо о прекращении обязательств иным образом;

     - в соответствии со статьей 120 Закона план внешнего управления может содержать мероприятия, направленные на достижение мирового соглашения между должником и его кредиторами.

     План  внешнего управления должен содержать  порядок, в котором внешний управляющий  отчитывается перед кредиторами  о ходе внешнего управления.

 

4. Методика подготовки плана

 

     Методика  подготовки плана внешнего управления несостоятельного предприятия может  включать следующие этапы:

  1. Анализ и описание ситуации на предприятии и причин его неплатежеспособности.
  2. Определение требований кредиторов, попавших под мораторий (в соответствии с реестром требований кредиторов).
  3. Расчет начисленных за время моратория процентов на сумму долга в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ.
  4. Определение стратегии внешнего управления (т. е. за счет чего будет достигнут финансовый эффект, а именно реализация дорогостоящего, не используемого в производстве имущества, реализация дебиторской задолженности) и стратегии деятельности предприятия после прекращения процедуры. Они должны соответствовать друг другу. Например, нельзя продать даже дорогостоящее оборудование для погашения долга, если дальнейшее функционирование предприятия при этом станет невозможным.
  5. Описание мер оперативной реструктуризации.
  6. Расчет экономического (финансового) эффекта от осуществления мер оперативной реструктуризации, в том числе реструктуризации имущества, имущественных прав и долговых обязательств.
  7. Оценка размера текущих требований (обязательств предприятия, возникших в период внешнего управления).
  8. Подготовка на основе бюджетирования отчетов о результатах хозяйственной деятельности должника по истечении срока внешнего управления.
  9. Объединение финансовых результатов от осуществления должником хозяйственной и реструктуризационной деятельности с целью подготовки проекта отчета о движении денежных средств за период внешнего управления и определение потребности в оборотных средствах.
  10. Определение источников привлечения заемных средств и стоимости их привлечения.
  11. Сопоставление денежного сальдо на конец срока внешнего управления и размера непогашенных требований кредиторов.

Информация о работе План внешнего управления и исполнение обязательств должника собственного имущества – унитарного предприятия либо третьим лицом, либо тр