Основы антикризисного управления коммерческими банками

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:42, реферат

Описание работы

В то время, как каждый в отдельности банковский кризис имеет свою динамику, всегда можно выделить основные общие составляющие данного кризиса. Основываясь на наиболее распространенных причинах, банковские кризисы можно классифицировать по двум категориям: микроэкономические (или «плохой» банковский бизнес) и макроэкономические (или ухудшившаяся («плохая») бизнес-среда).

Содержание

1. Предпосылки возникновения кризисов в деятельности российских банков…...3
2. Организация работы коммерческого банка по антикризисному управлению… 6
3. Мероприятия по предупреждению возникновения кризиса……………………..7
4. Организация и проведение работы по выводу банка из кризиса………………...8
5. Особенности санации и банкротства банков в России……………………………9
6. Принудительное антикризисное управление по инициативе Банка России…….10
7. Агентство по страхованию вкладов – новый конкурсный управляющий……....11
8. Специфика управления ликвидностью банка в условиях кризиса………………12
9. Библиографический список……………………………………………………… 13

Работа содержит 1 файл

антикризисное управление.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

  Содержание  санации. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (гл. II, ст. 7—10) однозначно определяет, как широко следует понимать содержание процесса финансового оздоровления банка. Данный процесс может включать в себя:

  • оказание финансовой помощи банку его учредителями (участниками) и иными лицами;
  • изменение структуры активов и пассивов банка;
  • изменение организационной структуры банка;
  • иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.

   Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций закрепил такое важное правило, в соответствии с которым  дело о банкротстве может быть возбуждено ( арбитражным судом) только после надлежаще проведенного отзыва у банка лицензии. Правом отзыва лицензий у банков обладает лишь Банк России.   В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)» право обратиться в арбитражный суд с указанным заявлением имеют конкурсные кредиторы:

  • в связи с неисполнением денежных обязательств — сам должник, кредитор и прокурор;
  • в связи с неисполнением обязательных платежей — должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные законом органы.

     В Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст. 35) вопрос решается несколько подробнее. Здесь определено, что правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом банка (вообще любой кредитной организации) обладают:

  • сам банк-должник. Заявление должно отвечать требованиям, содержащимся на этот счет в Законе «О несостоятельности (банкротстве)». Копия заявления направляется в Банк России;
  • кредиторы банка, включая граждан, имеющих право требования к нему по любому договору банковского счета;
  • Банк России;
    • прокурор
  1. Принудительное антикризисное управление по инициативе Банка России
 

  В настоящее время основным инструментом, характеризующим качество работы кредитной  организации, служит анализ ее финансовой деятельности. К нашему огромному  сожалению, не всегда данные такого анализа имеют положительные значения. На примере отчетности Банка “Условный” нами был проведен анализ функционирования данной кредитной организации и на основании полученных данных сделан вывод о ее финансовом состоянии: Банк классифицирован как испытывающий серьезные финансовые трудности.

     Внешние причины – подразделяются на три  вида: экономические, политические и  социальные. К экономическим причинам банковского кризиса можно отнести: а) кризисное состояние экономики  в целом. Банковская система не может быть сильной в условиях кризисного состояния экономики страны – это часть экономики, которая испытывает на себе весь спектр негативных влияний, включая кризис неплатежей, инфляцию, тяжелое налоговое бремя и т.д.; б) проведение ЦБ РФ жесткой рестрикционной политики. Поддержание учетной ставки на высоком уровне, повышение норм обязательных отчислений в резервные фонды; в) введение в ЦБ РФ валютного коридора; г) немаловажную роль сыграли банковские спекуляции на рынках межбанковских кредитов (депозитов) и  ГКО; к числу важнейших политических факторов можно отнести приближение выборов и принятие связанных с этим популистских решений, в том числе и в денежно-кредитной сфере; к социальным факторам следует причислить падение доверия населения к банкам из-за краха рынка ГКО, валютного рынка.

     Внутренние  причины – подразделяются на два  вида: проблемы управления в банке: а) потери ключевых сотрудников аппарата управления; б) вынужденные остановки  связанные с управлением, а также  нарушения ритмичности банковского процесса; в) участие банка в судебных разбирательствах с непредсказуемым исходом; г) потеря основных клиентов; д) недооценка постоянного технического и технологического обновления банка; е) чрезмерная зависимость банка от какого-либо одного конкретного проекта или вида активов; ж) излишняя ставка на успешность и прибыльность нового проекта; з) неэффективные долгосрочные соглашения и проч.; проблемы, связанные с выбранной политикой работы: а) повторяющиеся существенные потери; б) превышение некоторого критического уровня просроченной кредиторской задолженности; в) чрезмерное использование дорогих заемных средств в качестве источников; г) низкие значения коэффициентов ликвидности; д) нехватка оборотных средств (функционирующего капитала); е) увеличивающаяся до опасных пределов доля заемных средств в общей сумме источников средств; ж) неправильная реинвестиционная политика; з) превышение размеров заемных средств над установленными лимитами; и) наличие просроченной дебиторской задолженности и проч. 

  1. Агентство по страхованию вкладов – новый конкурсный управляющий
 

     Агентство по страхованию вкладов создано  в январе 2004 года на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов.

     С принятием Федерального закона от 20 августа 2004 года № 121-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в России введен институт корпоративного конкурсного управляющего несостоятельными банками, функции которого возложены на Агентство.

     27 октября 2008 года был принят  Федеральный закон №175-Ф3 «О  дополнительных мерах для укрепления  стабильности банковской системы  в период до 31 декабря 2011 года»,  согласно которому Агентство  было наделено еще и функциями  по финансовому оздоровлению  банков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Специфика управления ликвидностью банка в условиях кризиса
 

      Теории  управления банковской ликвидностью появились  практически одновременно с организацией коммерческих банков. В настоящее  время различают четыре особые теории: коммерческих ссуд, перемещения, ожидаемого дохода - они связаны с управлением активами и теория управления пассивами.

      В управлении состоянием ликвидности  можно выделить два крайних направления. Одно из них политика пристального контроля над резервами. Она сводится к тому, чтобы не допустить наличия в банке средств, не приносящих доходы, т.е. фактически любого избытка средств относительно потребностей в них. Другая противоположность политика постоянного поддержания резервов на уровне, достаточном для удовлетворения требований о нормах обязательных резервов и в пиковые периоды роста депозитов. Большинство банков придерживается некоторой середины.

      Первой  задачей планирования потребностей в ликвидных средствах является управление наличными деньгами, т.е. поддержание уровня обязательных резервов и обеспечение запаса банкнот и монет, достаточного для удовлетворения потребностей клиентов. Учитывая, что сумма денег в кассе банка в течение его рабочих часов постоянно меняется по мере притока и отлива денег в результате многочисленных сделок, эта задача столь же трудна, как и важна. Касса не приносит дохода, следовательно, задачей руководства банка будет поддержание кассы на минимально допустимом уровне.

     Первоначально вопрос о банковской ликвидности  имел два теоретических подхода. Первый подход был основан на том, что структура активов банка по срокам должна точно соответствовать структуре его пассивов, а это практически исключало возможность проведения коммерческими банками активной политики управления своей ликвидностью.

     Второй  подход базировался на реальном несоответствии структур активов и пассивов баланса, поскольку ни один даже самый мощный коммерческий банк не застрахован от последствий финансово-кредитных явлений, постоянно происходящих в социально-экономических системах: экономических кризисов, банкротств, неплатежей по ссудам, конъюнктуры спроса и предложений на рынках ссудных капиталов денежных средств, ценных бумаг и других проявлений несбалансированности рыночных отношений.

    Все вышеуказанные и другие сложности, реально возникавшие на различных этапах развития или преобразования социально-экономических систем, требовали постоянной заботы банковского руководства о поддержании определенного уровня ликвидности. Обеспечение этого базисного условия устойчивой деятельности коммерческих банков вызвало объективную необходимость решить проблему ликвидности через возможность управления структурой баланса, т.е. возможность управления активами и пассивами коммерческих банков. 
     

    Библиографический список

    1. Баринов В.А. Антикризисное управление: учебник для вузов. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2006.
    2. Тавасиев А.М. Антикризисное управление кредитными организациями. – М.: Юнити, 2008.
    3. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: учебник – 3-е издание, исп. И доп. – М.: Омега-Л, 2008.
    4. Иванов В. Организация работы в банке по предупреждению возникновения кризисных ситуаций. – Вестник АРБ. 2008. №14
    5. ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
    6. Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве)" , 2004.

Информация о работе Основы антикризисного управления коммерческими банками