Основы антикризисного управления коммерческими банками

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:42, реферат

Описание работы

В то время, как каждый в отдельности банковский кризис имеет свою динамику, всегда можно выделить основные общие составляющие данного кризиса. Основываясь на наиболее распространенных причинах, банковские кризисы можно классифицировать по двум категориям: микроэкономические (или «плохой» банковский бизнес) и макроэкономические (или ухудшившаяся («плохая») бизнес-среда).

Содержание

1. Предпосылки возникновения кризисов в деятельности российских банков…...3
2. Организация работы коммерческого банка по антикризисному управлению… 6
3. Мероприятия по предупреждению возникновения кризиса……………………..7
4. Организация и проведение работы по выводу банка из кризиса………………...8
5. Особенности санации и банкротства банков в России……………………………9
6. Принудительное антикризисное управление по инициативе Банка России…….10
7. Агентство по страхованию вкладов – новый конкурсный управляющий……....11
8. Специфика управления ликвидностью банка в условиях кризиса………………12
9. Библиографический список……………………………………………………… 13

Работа содержит 1 файл

антикризисное управление.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Московский  Банковский Институт 
 
 
 
 

Антикризисное управление

Реферат по теме № 14: «Основы  антикризисного управления коммерческими банками» 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила студентка

           группы 08-Фк/зд 59-3

                               Сергеева И. В. 
               
               
               

Москва, 2010 г 

Содержание

  1. Предпосылки возникновения кризисов в деятельности российских банков…...3
  2. Организация работы коммерческого банка по антикризисному управлению… 6
  3. Мероприятия по предупреждению возникновения кризиса……………………..7
  4. Организация и проведение работы по выводу банка из кризиса………………...8
  5. Особенности санации и банкротства банков в России……………………………9
  6. Принудительное антикризисное управление по инициативе Банка России…….10
  7. Агентство по страхованию вкладов – новый конкурсный управляющий……....11
  8. Специфика управления ликвидностью банка в условиях кризиса………………12
  9. Библиографический список………………………………………………………   13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Предпосылки возникновения кризисов в деятельности российских банков

   В то время, как каждый в отдельности  банковский кризис имеет свою динамику, всегда можно выделить основные общие составляющие данного кризиса. Основываясь на наиболее распространенных причинах, банковские кризисы можно классифицировать по двум категориям: микроэкономические (или «плохой» банковский бизнес) и макроэкономические (или ухудшившаяся («плохая») бизнес-среда).

   «Плохой»  банковский бизнес

   Банковские  кризисы довольно часто возникают  в результате неправильного ведения банковского бизнеса: непродуманной и неосторожной кредитной политики, принятие чрезмерных рисков, плохое организационное управление, недостаточный/или отсутствие внутреннего контроля, акцент на увеличение рыночной доли организации, а не на прибыльность, а также просчеты в валютной политике и несовпадение требований и обязательств по срокам в самих банках или у их заемщиков. Перечисленные факторы усугубляются, если акционеры банка не имеют чего-то существенного на кону в банках – т.е. не имеют достаточных инвестиционных средств в банках, а также, если банковские менеджеры несут незначительную личную ответственность за риски, которые они принимают.

   В некоторых развивающихся странах  эти условия могут быть значительно  хуже, если власть в банке сосредоточена  в одних руках и когда банки  выполняют функции персональных «копилок» или схем-пирамид промышленных групп или семейных кланов. В этих условиях, кредитование «своих» клиентов, осуществление операций на основе инсайдерской конфиденциальной информации и откровенное мошенничество могут оставаться безнаказанными. Подобным образом, государственные банки могут использоваться как квази-финансовые агентства, деятельность которых основана в основном на политических критериях, а не на коммерческих принципах, что создает угрозу их финансовой устойчивости и определенно может повлиять на атмосферу в других банках с более высоким уровнем управления.

   «Плохая»  банковская деятельность может только получать дополнительные стимулы в  случае отсутствия разумной законодательной  и контрольной базы, а также  соответствующей рыночной дисциплины.

  • Слабый контроль за деятельностью финансовых учреждений может выражаться в следующем: политика концентрированного кредитования, непродуманное составление кредитного или инвестиционного портфелей, недостаточный уровень оценки кредитов, что приводит к переоценке прибылей банка и его капитала, некомпетентность руководства и т.д. Также контроль банковской деятельности может столкнуться с проблемой отсутствия системы управления, а также нехваткой квалифицированного персонала, который может быть недостаточно мотивирован (в материальном плане включительно).
  • Недостаточный уровень прозрачности и финансовой отчетности, невысокий уровень бухгалтерского и аудиторского контроля означает, что рынок – т.е. кредиторы банка – не будут иметь достаточной информации для того, чтобы установить дисциплину среди владельцев банка.
  • Рыночные силы сталкиваются с проблемами, которые связаны с несовершенством основных принципов работы с проблемными банками. Сюда входят слабость законодательной, юридической и институциональной основ взаимодействия с банками и компаниями, которые стоят на грани банкротства. Ожидания того, что вкладчики и кредиторы придут на помощь, могут обратить вспять любую реформаторскую политику.

   Ухудшившаяся («плохая») бизнес-среда

   Кризисы могут быть вызваны макроэкономическими  причинами, которые фактически не имеют ничего общего с банковской системой. Даже высокоорганизованные банковские системы, которые функционируют в рамках строгого и эффективного законодательства могут пострадать в нестабильных макроэкономических условиях или в виду непродуманного экономического курса государства. Макроэкономические трудности могут быть связаны со следующими моментами: бум кредитования, который в какой-то степени вызван слишком большими по объемам инвестициями или изменениями в налоговом законодательстве; бурное развитие т.н. «мыльных пузырей» в сфере недвижимости и/или ценных бумаг, которые затем прекращают свою деятельность; замедление экономического роста и/или снижение объемов экспортных операций, или потеря рынков экспорта; избыточная производственная мощность/снижение прибыльности в реальном секторе экономики; снижение уровня общих инвестиций; рост дефицита бюджета и/или текущего платежного баланса; снижение возможностей обслуживания государственного долга; резкие изменения курса валют и процентных ставок и т.д. Не все эти факторы подконтрольны правительствам, однако руководители государств должны быть готовы к принятию такой макроэкономической политики, которая бы учитывала слабость банковской системы конкретного государства.

      Предпосылки, приводящие к возникновению  проблем в банках:

- низкая  квалификация сотрудников банка;

- скрытые  и явные нарушения законов  и иных нормативных документов; слабая постановка работы службы  внутреннего контроля; недостаточная  квалификация руководства банка,  приводящая к слабой организации  банковского дела и неадекватному управлению;

- проведение  сомнительных банковских операций;

- негативные  изменения в структуре ресурсной  базы (например, отказ выгодных клиентов  от обслуживания в данном банке;  пассивное поведение банка на  рынке частных вкладов в условиях, когда данный рынок становится для многих других банков основным источником наращивания их ресурсов);

- нарушения  баланса по срокам и объемам  между пассивами и активами, снижение  качества их структуры;

- снижение  доли высококвалифицированных активов ниже достаточного уровня;

- постоянное  привлечение с межбанковского  рынка средств в значительных  объемах;

- снижение  уровня диверсификации активов  и пассивов;

- неадекватное  состояние технико-технологического  обеспечения проводимых операций ( из-за чего могут происходить, например, сбои или задержки в проведении некоторых платежей);

- недосоздание  резервов под принимаемые риски;

- снижение  доходов при росте дебиторской  и кредиторской задолженности;

- уменьшение  величины собственного капитала. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Организация работы коммерческого  банка по антикризисному управлению

          Бизнес-план

          Основным сводным документом финансового оздоровления предприятия является бизнес-план, в котором анализируются процессы изменения предприятия, показывается, каким образом руководство предприятия намерено преодолеть кризисную ситуацию, возникшую на предприятии, наметить конкретные пути предотвращения банкротства.

     В практике работы западных фирм бизнес-план — постоянно ведущийся документ, фиксирующий все изменения, происходящие в производственной, финансовой, маркетинговой и других сферах деятельности предприятия. Отечественные предприниматели пока не имеют навыков и привычек составления, ведения и постоянной корректировки бизнес-плана. Но тем не менее время его широкого применения в практике предпринимательства уже наступило. Это объясняется тем назначением и теми целями, которые с помощью этого документа решаются. Если говорить кратко, то бизнес-план решает две связанные между собой задачи и соответственно предназначен для двух его потребителей.

     Таким образом, основное назначение бизнес-плана  состоят:

обосновании стратегии вывода предприятия из кризисной ситуации или состояния  несостоятельности;

определении рыночных перспектив предприятия (объемов продаж, завоевание определенных сегментов рынков и категорий потребителей, и, следовательно, — ожидаемых финансовых результатов);

определении источников и объемов финансирования намечаемых мероприятий, а также  времени и порядка расчетов с  инвесторами.

   В случае невозможности продолжения  производства бизнес-план, видимо, будет  способствовать поиску нового собственника, который взял бы риск вывода предприятия  из состояния несостоятельности. 
 
 
 
 
 

  1. Мероприятия по предупреждению возникновения  кризиса

     Кризисное состояние кредитной организации  и ход развития кризиса могут  иметь разные варианты (сценарии):

    1. в соответствии с законодательными и нормативными актами регулирующих органов;
    2. по оценкам самой кредитной организации и в соответствии с нормами ее внутренних документов.

     Первый  вариант крайне жесткий, по сути приговаривающий  попавший в тяжелое положение  банк к скорому «выводу» с рынка. Такому банку в наших условиях не стоит рассчитывать на «милосердие» и помощь регуляторов. Следовательно, он должен рассчитывать на собственные силы, именно на заинтересованность собственников и сторонних инвесторов в продолжение его деятельности. Если есть такая заинтересованность, то в банк оперативно поступают дополнительные деньги для погашения задолженности перед кредиторами. К сожалению, подобные случаи достаточно редки. Значительно чаще собственники банка, у которого возникли просрочки исполнения обязательств из-за недостаточности денег, не только не оказывают ей финансовую помощь, но стараются использовать свое положение для того, чтобы в первую очередь «спасти» свои вложения.

      Из  изложенного вытекают следующие  основные выводы.

     Во-первых, необходимо всем стремиться к тому, чтобы предотвращать возникновение  кризиса как банковской системы  в целом, так и каждого отдельно взятого банка (иной кредитной организации). Антикризисное управление в банке должно иметь место не только, когда кризис уже наступил (в этом случае оно, скорее всего, окажется запоздалым), а начинаться и продолжаться с первых дней его существования, постоянно и всегда.

   Для этого должны профессионально и  результативно применяться методы превентивного (упреждающего) антикризисного управления. 
 
 
 
 
 

  1. Организация и проведение работы по выводу банка из кризиса
 

       Кризис  предприятия вызывается несоответствием  его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды, что в свою очередь обусловлено неверной стратегией, неадекватной организацией бизнеса.

     
          Способом решения подобных проблем или устранения самой возможности их возникновения является реструктуризация предприятия, проводимая на основе тщательно разработанной стратегии. Однако реструктуризацию в полном объеме необходимо и возможно проводить лишь при первых признаках надвигающегося кризиса (т.е. на первой, самое позднее - второй фазах), тогда как в зоне "ближнего" банкротства ни времени, ни средств на нее уже нет. Следовательно, перед предприятием, стремящимся выйти из кризиса, стоят две последовательные задачи: 
     
    устранить последствия кризиса - восстановить платежеспособность и стабилизировать финансовое положение предприятия; 
     
    устранить причины кризиса - разработать стратегию развития и провести на ее основе реструктуризацию предприятия с целью недопущения повторения кризисных явлений в будущем. 
     
    Сама реструктуризация - инструмент "нормального" управления, она построена на его принципах и слабо связана с собственно антикризисной спецификой. Инструментом же антикризисного управления является, в нашем понимании стабилизационная программа.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Особенности санации и банкротства  банков в России

  Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст. 3 и 4) указывает на 3 как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство банка: финансовое оздоровление банка; назначение в банк временной администрации; реорганизацию банка (в отличие от ст. 26 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», которая в качестве меры предупреждения банкротства организации рассматривает только ее финансовое оздоровление). Соответственно данному недифференцированному подходу критерии, при наличии которых банк будет считаться нуждающимся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в него может быть направлена временная администрация или когда ему может быть предъявлено требование о реорганизации, и также противоречивы. Это означает, что при наличии одних и тех же оснований Банк России по собственному усмотрению будет решать, какую из трех указанных мер применить к банку, нуждающемуся, с его точки зрения, в повышенном внимании.

Информация о работе Основы антикризисного управления коммерческими банками