Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:42, реферат
В то время, как каждый в отдельности банковский кризис имеет свою динамику, всегда можно выделить основные общие составляющие данного кризиса. Основываясь на наиболее распространенных причинах, банковские кризисы можно классифицировать по двум категориям: микроэкономические (или «плохой» банковский бизнес) и макроэкономические (или ухудшившаяся («плохая») бизнес-среда).
1. Предпосылки возникновения кризисов в деятельности российских банков…...3
2. Организация работы коммерческого банка по антикризисному управлению… 6
3. Мероприятия по предупреждению возникновения кризиса……………………..7
4. Организация и проведение работы по выводу банка из кризиса………………...8
5. Особенности санации и банкротства банков в России……………………………9
6. Принудительное антикризисное управление по инициативе Банка России…….10
7. Агентство по страхованию вкладов – новый конкурсный управляющий……....11
8. Специфика управления ликвидностью банка в условиях кризиса………………12
9. Библиографический список……………………………………………………… 13
Московский
Банковский Институт
Антикризисное управление
Реферат
по теме № 14: «Основы
антикризисного управления
коммерческими банками»
Выполнила студентка
группы 08-Фк/зд 59-3
Сергеева И. В.
Москва,
2010 г
Содержание
В то время, как каждый в отдельности банковский кризис имеет свою динамику, всегда можно выделить основные общие составляющие данного кризиса. Основываясь на наиболее распространенных причинах, банковские кризисы можно классифицировать по двум категориям: микроэкономические (или «плохой» банковский бизнес) и макроэкономические (или ухудшившаяся («плохая») бизнес-среда).
«Плохой» банковский бизнес
Банковские кризисы довольно часто возникают в результате неправильного ведения банковского бизнеса: непродуманной и неосторожной кредитной политики, принятие чрезмерных рисков, плохое организационное управление, недостаточный/или отсутствие внутреннего контроля, акцент на увеличение рыночной доли организации, а не на прибыльность, а также просчеты в валютной политике и несовпадение требований и обязательств по срокам в самих банках или у их заемщиков. Перечисленные факторы усугубляются, если акционеры банка не имеют чего-то существенного на кону в банках – т.е. не имеют достаточных инвестиционных средств в банках, а также, если банковские менеджеры несут незначительную личную ответственность за риски, которые они принимают.
В
некоторых развивающихся
«Плохая» банковская деятельность может только получать дополнительные стимулы в случае отсутствия разумной законодательной и контрольной базы, а также соответствующей рыночной дисциплины.
Ухудшившаяся («плохая») бизнес-среда
Кризисы могут быть вызваны макроэкономическими причинами, которые фактически не имеют ничего общего с банковской системой. Даже высокоорганизованные банковские системы, которые функционируют в рамках строгого и эффективного законодательства могут пострадать в нестабильных макроэкономических условиях или в виду непродуманного экономического курса государства. Макроэкономические трудности могут быть связаны со следующими моментами: бум кредитования, который в какой-то степени вызван слишком большими по объемам инвестициями или изменениями в налоговом законодательстве; бурное развитие т.н. «мыльных пузырей» в сфере недвижимости и/или ценных бумаг, которые затем прекращают свою деятельность; замедление экономического роста и/или снижение объемов экспортных операций, или потеря рынков экспорта; избыточная производственная мощность/снижение прибыльности в реальном секторе экономики; снижение уровня общих инвестиций; рост дефицита бюджета и/или текущего платежного баланса; снижение возможностей обслуживания государственного долга; резкие изменения курса валют и процентных ставок и т.д. Не все эти факторы подконтрольны правительствам, однако руководители государств должны быть готовы к принятию такой макроэкономической политики, которая бы учитывала слабость банковской системы конкретного государства.
Предпосылки, приводящие к возникновению проблем в банках:
- низкая
квалификация сотрудников
- скрытые
и явные нарушения законов
и иных нормативных документов;
слабая постановка работы
- проведение
сомнительных банковских
- негативные
изменения в структуре
- нарушения баланса по срокам и объемам между пассивами и активами, снижение качества их структуры;
- снижение
доли высококвалифицированных
- постоянное привлечение с межбанковского рынка средств в значительных объемах;
- снижение уровня диверсификации активов и пассивов;
- неадекватное
состояние технико-
- недосоздание
резервов под принимаемые
- снижение доходов при росте дебиторской и кредиторской задолженности;
- уменьшение
величины собственного
Бизнес-план
Основным сводным документом финансового оздоровления предприятия является бизнес-план, в котором анализируются процессы изменения предприятия, показывается, каким образом руководство предприятия намерено преодолеть кризисную ситуацию, возникшую на предприятии, наметить конкретные пути предотвращения банкротства.
В
практике работы западных фирм бизнес-план
— постоянно ведущийся
Таким образом, основное назначение бизнес-плана состоят:
обосновании стратегии вывода предприятия из кризисной ситуации или состояния несостоятельности;
определении рыночных перспектив предприятия (объемов продаж, завоевание определенных сегментов рынков и категорий потребителей, и, следовательно, — ожидаемых финансовых результатов);
определении источников и объемов финансирования намечаемых мероприятий, а также времени и порядка расчетов с инвесторами.
В
случае невозможности продолжения
производства бизнес-план, видимо, будет
способствовать поиску нового собственника,
который взял бы риск вывода предприятия
из состояния несостоятельности.
Кризисное
состояние кредитной
Первый вариант крайне жесткий, по сути приговаривающий попавший в тяжелое положение банк к скорому «выводу» с рынка. Такому банку в наших условиях не стоит рассчитывать на «милосердие» и помощь регуляторов. Следовательно, он должен рассчитывать на собственные силы, именно на заинтересованность собственников и сторонних инвесторов в продолжение его деятельности. Если есть такая заинтересованность, то в банк оперативно поступают дополнительные деньги для погашения задолженности перед кредиторами. К сожалению, подобные случаи достаточно редки. Значительно чаще собственники банка, у которого возникли просрочки исполнения обязательств из-за недостаточности денег, не только не оказывают ей финансовую помощь, но стараются использовать свое положение для того, чтобы в первую очередь «спасти» свои вложения.
Из изложенного вытекают следующие основные выводы.
Во-первых,
необходимо всем стремиться к тому,
чтобы предотвращать
Для
этого должны профессионально и
результативно применяться
Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды, что в свою очередь обусловлено неверной стратегией, неадекватной организацией бизнеса.
Способом решения подобных
проблем или устранения самой возможности
их возникновения является реструктуризация
предприятия, проводимая на основе тщательно
разработанной стратегии. Однако реструктуризацию
в полном объеме необходимо и возможно
проводить лишь при первых признаках надвигающегося
кризиса (т.е. на первой, самое позднее
- второй фазах), тогда как в зоне "ближнего"
банкротства ни времени, ни средств на
нее уже нет. Следовательно,
перед предприятием,
стремящимся выйти из
кризиса, стоят две последовательные
задачи:
устранить последствия кризиса - восстановить
платежеспособность и стабилизировать
финансовое положение предприятия;
устранить причины кризиса - разработать
стратегию развития и провести на ее основе
реструктуризацию предприятия с целью
недопущения повторения кризисных явлений
в будущем.
Сама реструктуризация - инструмент
"нормального" управления, она построена
на его принципах и слабо связана с собственно
антикризисной спецификой. Инструментом
же антикризисного управления является,
в нашем понимании стабилизационная программа.
Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст. 3 и 4) указывает на 3 как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство банка: финансовое оздоровление банка; назначение в банк временной администрации; реорганизацию банка (в отличие от ст. 26 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», которая в качестве меры предупреждения банкротства организации рассматривает только ее финансовое оздоровление). Соответственно данному недифференцированному подходу критерии, при наличии которых банк будет считаться нуждающимся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в него может быть направлена временная администрация или когда ему может быть предъявлено требование о реорганизации, и также противоречивы. Это означает, что при наличии одних и тех же оснований Банк России по собственному усмотрению будет решать, какую из трех указанных мер применить к банку, нуждающемуся, с его точки зрения, в повышенном внимании.
Информация о работе Основы антикризисного управления коммерческими банками