Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 12:44, реферат
Одной из задач финансового менеджмента является предотвращение угрозы банкротства. Определенные Гражданским Кодексом Российской Федерации самостоятельность предприятий и возрастающая, в связи с этим, их ответственность перед кредиторами, акционерами, банком, работниками, вызывает необходимость уделять внимание вопросам прогнозирования возможного банкротства предприятий.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы предотвращения банкротства и санации предприятия……………………………………………………………………….4
1.1 Причины банкротства предприятий……………………………………….4
1.2 Меры по предотвращению банкротства предприятия……………………7
1.3 Критерии необходимости проведения санации………………………….10
2. Направления предотвращения банкротства предприятий……………….14
2.1 Разработка мероприятий финансового оздоровления………………….14
Заключение……………………………………………………………………...20
Список использованной литературы…………………………………………21
Выбор
стратегии предотвращения банкротства
и эффективность мер
Она в свою очередь определяется стратегическими целями и тактическими задачами деятельности предприятия. Основой этой системы должен быть финансовый менеджмент и входящий в него финансовый анализ, по итогам которого предприятие имеет возможность делать регулярную оценку своего финансового состояния.
Главными направлениями этого анализа являются:
-
оценка состояния имущества
-
оценка состояния оборотных
- выявление тенденций оборачиваемости средств предприятии,
-
определение степени
-
выявление тенденций
Главное в стратегии предотвращения банкротства предприятия, решение проблем ликвидности и платежеспособности заключается в профессиональном управлении оборотными средствами. С одной стороны, это предполагает оптимизацию источников оборотные средств на основе выработанной стратегии, с другой — размещение этих средств между материальными активами, а также в сферах производства и обращения. Большую роль при этом играет правильно выбранная кредитная политика, использующая кредит в качестве финансового рычага, однако при существующей учетной ставке это малореально.
Закон «О несостоятельности (банкротстве)» указывает на три равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство организации: финансовое оздоровление; назначение временной администрации; реорганизацию. Соответственно данному недифференцированному подходу критерии, при наличии которых организация будет считаться нуждающейся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в нее может быть направлена временная администрация или когда ей может быть предъявлено требование о реорганизации, и также противоречивы. Практически это означает, что при наличии одних и тех же оснований кредиторы по собственному усмотрению будут решать, какую из трех указанных мер применить к организации, нуждающейся, с их точки зрения, в повышенном внимании.
Основными мероприятиями по санации неплатежеспособных предприятий при определенной финансовой поддержке являются:
-
внедрение новых форм и
- конверсия, диверсификация, переход на выпуск новой продукции, повышение ее качества;
-
повышение эффективности
-
снижение производственных
-
сокращение дебиторской и
-
повышение доли собственных
-
продажа излишнего
-
временная остановка
-
конверсия долгов путем
- расширение экспорта;
-
сокращение численности
Закон «О несостоятельности (банкротстве)» однозначно определяет, как широко следует понимать содержание процесса финансового оздоровления предприятия. Данный процесс может включать в себя:
иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.
При
наличии оснований для
В плане санации должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления.
Платежеспособность
должника признается восстановленной
при отсутствии оснований для
возбуждения конкурсного
В случае отсутствия оснований для проведения санации должника управляющий разрабатывает план ликвидации должника - юридического лица либо план прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов (далее - план ликвидации) в срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи.
Управляющий
может разработать как
В план санации и план ликвидации включается заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника.
План санации и (или) план ликвидации рассматриваются на собрании кредиторов, которое созывается управляющим не позднее восьмидесяти дней со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Управляющий в письменной форме уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов и предоставляет им возможность для ознакомления с планом санации и (или) планом ликвидации не менее чем за десять дней до даты проведения указанного собрания.
Утвержденный собранием кредиторов план санации или план ликвидации, а также протокол собрания кредиторов представляются управляющим в хозяйственный суд не позднее пяти дней с даты проведения собрания кредиторов.
В
случае, когда собранием кредиторов
принято решение об утверждении
плана санации или плана
Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе в случаях, предусмотренных настоящим законодательством.
Решение хозяйственного суда о санации подлежит немедленному исполнению.
Санация вводится на срок, не превышающий восемнадцати месяцев со дня вынесения решения о ее проведении.
Причины неплатежеспособности предприятия могут быть как объективные, так и субъективные: непрофессиональный менеджмент, изношенное оборудование, падение спроса на выпускаемую продукцию, убытки, несоразмерный фонд потребления, отвлечение средств в краткосрочные финансовые вложения, неправильный выбор форм безналичных расчетов, большая дебиторская и кредиторская задолженность и др. После объявления предприятия неплатежеспособным администрация должна провести детальный финансовый анализ с целью точного определения причин этого положения.
2. Направления предотвращения банкротства предприятий
Основной целью антикризисного финансового управления является быстрое возобновление платежеспособности и восстановление достаточного уровня финансовой устойчивости предприятия для избежания его банкротства. С учетом этой цели на предприятии целесообразно разработать политику антикризисного финансового управления.
Основную роль в системе антикризисного управления необходимо отвести использованию механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволит не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития.
Финансовую стабилизацию целесообразно проводить последовательно.
Устранение неплатежеспособности, как наиболее неотложной задачей в системе мер финансовой стабилизации, является обеспечение способности платежей по своим текущим обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства. Основной задачей на данном этапе анализ текущих платежей, с целью выбора действительно необходимых для производственной деятельности предприятия, в первую очередь платежи за сырье, материалы и комплектующие изделия, расчеты с бюджетом по текущим платежам(выполнение обязательств по текущим платежам в бюджет позволяет предприятию получать меры государственной поддержки: налоговый кредит и рассрочку погашения задолженности по платежам в бюджет,), своевременный и полный расчет по оплате труда.
Хотя низкая платёжеспособность не может быть устранена в течение относительно короткого периода времени за счет осуществления ряда аварийных финансовых мероприятий, причины, генерирующие низкой платёжеспособностью, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно продолжительном периоде.
Возможные меры по улучшению финансового положения предприятий изложены ниже. Так, преодоление кризиса и предотвращение банкротства целесообразно проводить поэтапно.
1 этап. Факторный анализ убытков предприятия. Необходимо выявить и оценить возможные причины убытков, которые могут привести к неплатежеспособности и неудовлетворительной структуре баланса предприятия, в том числе: факторы, приводящие к снижению объема производства, причины относительно высоких производственных затрат, проанализировать обоснованность общехозяйственных и коммерческих расходов. Обязательно проводится раздельный анализ внутренних и внешних причин.
Внутренние
причины должны быть увязаны с
конкретными подразделениями (производственными
и функциональными), конкретными
сферами управления на предприятии
(управление маркетингом, управление запасами
или затратами, управление финансами
и т.д.). Должен быть проведен особый
анализ системы учета на предприятии
и экономические отношения
Задачей внутреннего анализа является выявление недостатков в действующей на предприятии системе принятия решений.
Внешние факторы надо разделить на временные и постоянно действующие.
Постоянно действующие внешние факторы, в свою очередь, должны быть разделены на региональные, отраслевые, народнохозяйственные и по сферам управления (таможенные, налоговые, бюджетные, банковские и другие).
Задача
анализа заключается в
Информация о работе Основные направления предотвращения банкротства предприятия