Организация антикризисного управления в кредитной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 07:24, контрольная работа

Описание работы

Цель – выявление особенностей организации антикризисного управления в банке.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определить общие цели антикризисного управления;
- рассмотреть функции антикризисного управления кредитными организациями;
- проследить направления антикризисного управления в банке;

Содержание

Введение
1. Цели и функции антикризисного управления кредитными организациями
2. Направления и этапы антикризисного управления в банке
3. Работа банка в условиях кризиса
Заключение
Список литературы
32 листа, год составления 2011

Работа содержит 1 файл

Организация антикризисного управления в кредитной организации (2011 год).doc

— 155.50 Кб (Скачать)

    При оценке реальности мероприятий, предусматривающих  повышение доходности операций кредитной  организации, определяется в какой  степени кредитная организация  имеет технические и финансовые возможности развивать операции, которые могут принести доход, и позволяет ли ситуация на финансовых и других рынках развивать эти направления бизнеса, возможности направлять свободные денежные средства в какие-либо активные рентабельные операции.

    Признанные  реальными мероприятия следует  оценивать с точки зрения их влияния  на финансовое оздоровление кредитной  организации, имея в виду, что выполнение всех этих мероприятий должно обеспечить восстановление платежеспособности и  ликвидности, то есть покрыть недостаток капитала и ликвидных средств.

    В этих целях мероприятия, направленные на восстановление ликвидности кредитной  организации, анализируются в первую очередь, так как обеспечение  своевременных расчетов по текущим  обязательствам является одним из основных условий выполнения данной кредитной организацией мероприятий по финансовому оздоровлению.

    При оценке влияния указанных мероприятий  на восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации  следует исходить из того, что кредитная организация будет осуществлять в период проведения санационных мероприятий все присущие ей операции, в том числе формирование различных резервов, включая резервы под возможные потери стоимости активов, обязательные резервы, депонируемые в Банке России, и резервный фонд.

    Важным  моментом в работе с банками, имеющими внешние признаки банкротства, является направление в них рабочих  групп для оценки возможностей санирования  и установления непосредственно  на месте реального финансового  состояния в случае, когда бухгалтерская отчетность банка вызывает сомнения в возможности реализации плана санации.

    В инструментарии средств по проведению санации банка к наиболее специфичным относится работа в них Временных администраций, создаваемых приказом Банка России. В случае, если финансовое состояние банка слишком запущено и вызывает опасение способность существующей администрации выправить его, ЦБ единовластно принимает решение о введении в банк временной администрации. Временная администрация так же обязана предоставить в банк план санации кредитного учреждения и, в случае одобрения его в ЦБР, пытаться на практике реализовать его. Оценивая усилия Временных администраций по управлению банками с внешними признаками  банкротства, следует признать, что в большинстве своем они не дают положительных результатов. В ряде случаев введение Временных администраций было неоправданным, так как осуществлялось в практически недействующие кредитные организации, а проведенный анализ их финансового состояния свидетельствовал, что санации они не подлежат.

    Если  ЦБ сомневается в компетентности действующего руководства банка  и предвидит грядущие проблемы, связанные  с этим, он вправе рекомендовать  акционерам (или пайщикам) заменить действующий руководящий состав (управляющего, главного бухгалтера и т.д.). В основном, рекомендации носят директивный характер.

    Резюмируя вышесказанное, делаем вывод, что отечественная  практика санации проблемных кредитных  учреждений выделяет три основных пути реализации планов финансового оздоровления: 1) разработка и реализация планов санации самой кредитной организацией; 2) введение внешнего управления в проблемный банк с целью реализации плана санации, или же подготовки и проведения процедуры банкротства; 3) реорганизация банка. Однако действительная схема реализации планов финансового оздоровления далека от совершенства и изобилует множеством пробелов.

    Из изложенного  вытекают следующие основные выводы.

    Во-первых, необходимо всем стремиться к тому, чтобы предотвращать возникновение кризиса как банковской системы в целом, так и каждого отдельно взятого банка (иной КО). Антикризисное управление в банке должно иметь место не только тогда, когда кризис уже наступил, а начинаться и продолжаться с первых дней его существования, постоянно и всегда. Для этого должны профессионально и результативно применяться методы превентивного (упреждающего) антикризисного управления. Последнее включает в себя следующие методы.

    Антикризисный мониторинг на постоянной основе внешней  и внутренней среды объекта с  целью раннего обнаружения формирующихся угроз кризиса. Анализ внутренней подверженности (уязвимости) объекта кризису с выделением при возможности соответствующих индикаторов. Обычно в качестве последних применительно к конкретному банку выделяют такие:

    - специализированные подразделения банка не способны действовать сообща и видеть складывающуюся ситуацию и положение банка в целом;

    - служащие банка склонны уделять  больше внимания внутренней обстановке  в организации, чем внешней  среде, при этом соперничество  с внутренними конкурентами доминирует над внешними;

    - нежелание или неспособность  банка проводить изменения;

    - неспособность банка адекватно  воспринимать и осознавать сигналы  из внешней среды;

    - готовность нарушать правила  ради краткосрочных выгод.

    Разработка  антикризисных организационных стратегий, направленных на минимизацию внутренних рисков банка и укрепление безопасности:

    1) информирование коллег о кризисных  ситуациях;

    2) наличие адекватной формальной  структуры организации безопасности  банка;

    3) комплексный, письменно зафиксированный и утвержденный набор норм и правил, ориентированных на решение проблем, связанных с безопасностью, которые определяют действия сотрудников и развивают культуру безопасности в банке;

    4) развитие у служащих банка  адекватных убеждений, составляющих  корпоративное отношение к безопасности;

    5) делегирование права принятия  решений по определенному вопросу  на самый нижний уровень организации,  который обладает необходимыми  навыками и компетентностью;

    6) обеспечение системы сдерживания  и противовесов внутри банка;

    7) ответственность каждого сотрудника  за каждую проблему;

    8) тренинг персонала для отработки  действий в кризисных ситуациях  и формирования навыков и культуры  обеспечения безопасности;

    9) использование узкопрофильных специалистов  при одновременном обеспечении контроля за их работой при помощи специалистов более широкого профиля.

    Реализация  данных стратегий поможет максимально  повысить осознание служащими банка  проблем безопасности и предотвратить  кризисные ситуации.

    Внутренний  анализ и контроль. В структуре коммерческого банка желательно (для крупного банка — обязательно) иметь, во-первых, отделы (группы), которые занимались бы анализом кредитного портфеля, уровня ликвидности, других показателей деятельности и финансовой устойчивости банка, включая маркетинговый анализ и стратегическое планирование, во-вторых, отдел внутреннего аудита, призванный выполнять контрольно-аналитические функции.

    При проведении внутреннего анализа  необходимо исходить из того, что одним  из основных условий стабильности работы банка является такой подбор клиентов и деловых партнеров, чтобы не допустить вовлечение банка в незаконные операции, в частности в отмывание незаконно или преступно нажитых денег. В этом направлении Банк России советует российским банкам руководствоваться Рекомендациями по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации... доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (письмо № 99-Т от 13.07.2005 г.).

    Антикризисное планирование. Открытая фаза развития кризиса в банке, как правило, протекает очень быстро, и в это время происходят существенные изменения почти по всем направлениям деятельности банка. Одни мероприятия не влияют, друг на друга, но другие, напротив, очень тесно связаны между собой, хотя и имеют различные последствия для деятельности банка. Если условия, последствия, механизм и последовательность реализации антикризисных мер не будут определены заранее, то результативность работы будет сильно зависеть от случайного стечения обстоятельств, при этом резко возрастает вероятность появления серьезных просчетов в управлении.

    Чтобы избежать подобного развития событий, в рамках подготовительных антикризисных  мер должен быть составлен документ или пакет документов, содержащих план (планы) антикризисного управления. План действий в чрезвычайных ситуациях может быть как общим, описывающим наиболее распространенные сценарии, так и ориентированным на конкретную ситуацию.

    В плане действий, рассчитанном на чрезвычайные ситуации, должно содержаться описание возможных сценариев развития событий при наступлении непредвиденных неблагоприятных обстоятельств и излагаться все необходимые аспекты работы банка с целью преодоления кризисной ситуации, а также регламентироваться деятельность всех его подразделений по части предупредительных и профилактических мероприятий.

    Механизмы снижения рисков. События на финансовых рынках все чаще показывают, насколько уязвимыми могут быть гиганты банковской индустрии несмотря на их кажущуюся прочность. По принятым во всем мире стандартам система защиты банков должна предусматривать три элемента:

    - механизмы контроля рисков (риск-менеджмент);

    - планы действий в чрезвычайных ситуациях с целью минимизации ущерба (которые были рассмотрены выше);

    - меры с целью покрытия убытков.

    Основная  задача первого звена — механизма  контроля рисков — сформировать систему  выявления и оценки рисков, а также  определить основные модели поведения  для обеспечения их минимизации.

    Механизм  контроля рисков чаще всего получает практическое воплощение в нескольких составляющих: в организационной структуре, в виде инструкций, которыми должны руководствоваться все сотрудники банка в своей работе, в виде материальной инфраструктуры (если говорить о физической безопасности).

    Выявлением, оценкой и минимизацией рисков должны заниматься сотрудники и руководители всех подразделений банка. Вместе с тем в крупных банках имеет смысл формирование специальной службы риск-менеджмента, основной задачей которой должно стать создание и постоянное поддержание в работоспособном состоянии системы (моделей, процедур, методик) идентификации, оценки и эффективного управления рисками организации.

    Специально  выделенные риск-менеджеры, если таковые  имеются в банке, должны:

    - иметь четко определенные обязанности;

    -должны  иметь достаточные полномочия для принятия нужных решений. Практика работы российских банков показывает, что оптимальный вариант — когда лицо, отвечающее за функцию риск-менеджмента, подчиняется руководителю банка и в оговоренных случаях имеет право даже блокировать сделки до принятия решения правлением или иным ответственным органом;

    - хорошо знать особенности бизнеса  банка и обладать полной информацией  о его положении на рынке;

    - обеспечивать все подразделения  и руководство банка точной  и своевременной информацией  в утвержденных формах и объемах.

    В функции такой службы могло бы входить также создание планов действий на случаи кризисных ситуаций. Сложность, которая здесь ожидает банки, связана с необходимостью определения  рационального места отдельной  службы риск-менеджмента в общей структуре органов и лиц, участвующих в процессе внутреннего контроля, в частности, разделение сфер ответственности между указанной службой и службой внутреннего контроля (к тому же нередко включающей в себя службу внутреннего аудита).

    В любом случае следует добиваться того, чтобы операции проводились строго в соответствии с действующим законодательством и внутрибанковскими нормами, соответственно финансовые риски банка постоянно отслеживались и находились в пределах утвержденных лимитов, полностью и своевременно отражались в управленческой информации.

    Повышение безопасности банковского  бизнеса. Помимо экономических угроз существуют прямые угрозы безопасности внутрибанковской сферы, связанные с функциональной деятельностью банков.

    Наиболее  характерными приемами и способами совершения преступлений в банковской сфере являются махинации с невозвратом кредитов, мошенничество с ценными бумагами, прямое воровство, вовлечение банков в отмывание денег, получаемых от деятельности криминальных структур, международные финансовые преступления.

Информация о работе Организация антикризисного управления в кредитной организации