Назначение и область деятельности антикризисного менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Главной целью менеджера кризисной фирмы и ее управленческого аппарата является преодоление организационного стресса и выход на новый, более высокий, уровень эффективности производства. По этому показателю и должна оцениваться результативность антикризисного менеджмента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Назначение и область деятельности антикризисного менеджера……...5
2. Модель антикризисного менеджера……………………………………...7
3. Ролевая структура деятельности антикризисного менеджера………....12
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

Антикризисный менеджмент.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

Организационные:

1.Руководитель 

- стратег

- концептолог

- организатор

- эксперт

- арбитр

2.Лидер

3.Наставник

- консультант

- контролер

- куратор

4.Дипломат

- специалист по связям с общественностью

- представитель

- оратор

- публицист

- юрист

 

Инфраструктурные:

1.Кадровик

2.Поставщик ресурсов

 

Финансово – экономические:

1.Предприниматель

2.Комерсант – финансист

3.Инноватор

4.Маркетолог

 

Информационные:

 

1.Исследователь прогнозист

2.Информационный центр

 

Каждая роль предполагает свои особые приемы, требует наличия соответствующих личностных качеств, устанавливает этические рамки. В качестве основных (характерных) для антикризисного менеджера можно выделить следующие.

Руководитель — это одна из главных составляющих комплекса ролей в антикризисном управлении. В этой роли антикризисный менеджер руководит предприятием, разрабатывает его стратегию (стратег), определяет основные задачи реорганизационной политики (концептолог), осуществляет делегирование полномочий (организатор). При этом ему часто приходится выступать в роли эксперта в постановке задач. Коллектив кризисного предприятия — благодатная почва для возникновения разнообразных конфликтов — от производственных до межличностных. Руководителю безусловно приходится принимать участие в их урегулировании, т. е. выступать в роли арбитра при разрешении споров и устранении напряженности в коллективе. Основными принципами его поведения в данной ситуации должны быть интересы дела и справедливость.

Лидер — эта роль определяет социальный статус менеджера по АКУ. Антикризисный менеджер обязательно должен быть лидером. В сжатых временных рамках, отведенных ему законом, невозможно добиться намеченного результата, не пользуясь поддержкой всего коллектива. Вот почему в процессе реорганизации производства ему необходимо создать сплоченную команду единомышленников, благоприятную моральную атмосферу для каждого служащего. Именно роль лидера в наибольшей степени реализует интеграцию целей.

Наставник. Отличительным признаком данной роли является то обстоятельство, что в этом амплуа антикризисный менеджер должен обладать максимальным потенциалом знаний, иметь профессиональную компетентность.

Отдавая приказ или поручая что-либо подчиненным, он должен выступить:

  • в роли консультанта,  разъясняя  цель, задачи и способы их решения;
  • в роли контролера, куратора, который регулирует отклонения от правильного курса в работе, оценивает результаты по качеству и количеству.

Одна из основных функций в менеджменте  — активизация деятельности персонала. Активизация лидера отличается от активизации  наставника. Если первый воодушевляет коллектив общей идеей, то второй концентрирует внимание на деятельности конкретного человека, подчеркивая ее значимость и результативность.

Дипломат. В этой роли антикризисный менеджер выполняет функции специалиста по связям с общественностью и представителя. Первая связана с социально-психологической составляющей в деятельности менеджера, вторая с внешней деятельностью организации (представление фирмы, заключение договоров, ведение переговоров). В роли представителя антикризисному управляющему нередко приходится выступать оратором и даже публицистом. Он — «лицо» организации, и от его умения выступить с речью, дать интервью, вести переговоры с кредиторами во многом зависит успех деловых встреч и сделок, паблисити организации.

Следует отметить, что роль дипломата — одна из самых неординарных ролей антикризисного менеджера, которая должна сопровождаться целой гаммой сопутствующих знаний, например в области психологии личности и делового общения. Ведь прежде чем принять решение, он должен прочувствовать ситуацию, оценить личности участвующих в ней и только после этого выработать поведенческую тактику.

Деятельность антикризисного менеджера немыслима без знания правовых основ.

Предприниматель. Роль предпринимателя отличается от профессии тем, что последняя определяет собственника, а роль предусматривает комплекс определенных функций. Специфика данной роли отражается в следующем:

  • поставщик обеспечивает бесперебойное снабжение предприятия для эффективного функционирования: материальными, кадровыми, техническими, финансовыми ресурсами.
  • маркетолог организует сбыт готовой продукции. Для этого ему необходимо знать конъюнктуру рынка, оценить конкурентоспособность товара, определить направления и адреса товаропотоков.
  • коммерсант-финансист служит связующим звеном между двумя предыдущими,  обеспечивая   материальную  основу сбыта  и поставок.   Поиск инвестиций,  привлечение  инвесторов  — неотъемлемая часть плана внешнего управления.

Инноватор. Антикризисный менеджер непременно должен иметь инновационный склад мышления. Часто проблемы несостоятельности предприятия заключаются в устаревшей технологии производства. А ведь конкурентоспособность напрямую зависит от технического прогресса. В реализации проекта по преодолению кризисной ситуации важны способность предвидеть и умение пойти на риск.

Исследователь-прогнозист. Эта роль очень важна в современном исследовании, так как в ней реализуется одна из основных функций менеджмента. Значение исследований трудно переоценить. Именно благодаря им становится возможным оптимальное сочетание внутренних возможностей фирмы и внешних потребностей рынка. Исследования необходимы и при составлении прогнозов, которые играют важную роль в построении тактики и стратегии организации. Антикризисная деятельность требует от менеджера аналитических способностей для быстрого определения причин негативных явлений, умения адекватно оценить и предвидеть последствия принимаемых решений.

Информационный центр. Информация занимает особое место в системе антикризисного управления. Полнота, точность, своевременность, достоверность внешней и внутренней информации играют решающую роль в кризисной ситуации. Помимо этих свойств информация в рыночной экономике имеет еще один аспект — секретность, связанный с сохранением коммерческих интересов фирмы. Антикризисный менеджер действительно становится некоторым узловым звеном на пересечении разнообразных каналов информационных потоков. На этапе финасово-экономического анализа ему приходится сталкиваться с большими массивами данных, характеризующими параметры деятельности организации. Результаты их оценки и учета составляют основу стратегии преодоления кризиса. В процессе тактической реализации решений информационный поток меняет направление — антикризисный менеджер становится распространителем информации. Его задача — отправить ее в нужное время и место, чтобы достичь согласованности в действиях собственных подразделений и внешних структур.

Анализ комплекса ролей менеджера  по антикризисному управлению показывает, что исполнение конкретной роли подразумевает, что в рамках каждой из них он должен уметь рационально организовывать различную по характеру и содержанию деятельность, учитывая ее специфику. Осуществляя подбор ролей в конкретной ситуации, антикризисный менеджер создает наиболее благоприятную основу для реализации поставленных целей и достижения результата.

Резюмируя, можно выделить условия  успешной реализации ролей антикризисного управляющего:

1.  Роли должны быть взаимосвязаны  и динамичны. Антикризисный менеджер должен понимать, что ролевая структура его деятельности недискретна: роли неотделимы одна от другой и обладают некоторой целостностью. Каждая из ролей находится в развитии, постоянно видоизменяясь, переходя из одной в другую.

2.   Ролевая структура должна  строиться на основе системного  подхода. В любой ситуации доминирует определенная роль. Оптимальный ее выбор влечет за собой выбор соответствующих сочетаний (комплекса) ролей. Чтобы предупредить всевозможные пробелы в ролевой структуре деятельности антикризисного менеджера, на этапе его подготовки необходимо применять методы оценки и отбора с целью выявления способности исполнения всего комплекса ролей.

При совпадении реальных характеристик антикризисного менеджера с требуемыми управленческими качествами, с учетом рационального, сбалансированного комплекса ролей профессиональной деятельности модель менеджера приобретает идеальную форму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Задача успешного преодоления  кризиса обусловливает необходимость             повышенного внимания к формированию управленческого аппарата,             способного эффективно функционировать на систематической основе в             экстремальных условиях.

Обучение менеджеров эффективному преодолению кризиса  представляет             собой процесс постепенного овладения навыками управления в экстремальных ситуациях разной сложности.

Состояние непрерывной  ответственности за положение дел  в кризисной             фирме ставит ее антикризисный менеджер перед необходимостью создания системы непрерывного управления антикризисными мероприятиями, которая бы обеспечивала постоянный контроль за ходом выполнения             решений и внесение в них коррективов в соответствии с изменяющейся             ситуацией.

В кризисном состоянии  фирмы организационные функции антикризисного менеджера усиливаются в области концентрации власти, директивности принимаемых им решений и выдаваемых управленческих команд, повышается степень его персональной ответственности за результаты решений и действий.

Одной из наиболее сложных  функций менеджера кризисной  фирмы             является преодоление сопротивления изменениям в рамках антикризисных             мероприятий.

Важной функцией антикризисного менеджера фирмы является поддержание ее  высокого имиджа, что может облегчить решение финансовых и производственных задач в условиях кризиса.

Антикризисный менеджер должен обладать определенными качествами и профессиональными характеристиками, необходимыми для эффективного осуществления антикризисного менеджмента. При этом главными из них являются способности к самоанализу и саморазвитию.

Профессиональные знания антикризисного менеджера должны базироваться на таких курсах, как основы реструктуризации собственности, исследование систем управления, стратегическое планирование, информационные технологии в антикризисном управлении, инвестиционный анализ, правовые основы банкротства, хозяйственное право и т.д.

Каждый этап работы антикризисного менеджера требует специфических методов, навыков, приемов труда и соответственно определенных умений, которыми должен обладать менеджер.

Антикризисный менеджер является лицом, персонифицирующим функции управления. Помимо классических основу его деятельности составляют следующие функции: стратегическая, административная, экспертно-инновационная, лидирующая.

В базовом менеджменте  скомпилирован следующий алгоритм регламента ролевой функции менеджера.

1. Проектирование ролевой  функции менеджера и регламента  ее исполнения либо руководство процессами проектирования. В любом случае трансляция прикладных требований относительно результата и процедуры труда на профессиональный уровень исполнителя в форме ролевых требований. Персонификация ролевой функции менеджера.

2. Обеспечение менеджера ресурсами и условиями для должного исполнения его ролевой функции.

3. Контроль правильности  представлений менеджера о порученной  ему работе; контроль понимания  следствий ненадлежащего исполнения  вмененной ему ролевой функции.

4. Создание действенного мотива к исполнению ролевой функции и обоснованной уверенности в справедливости и своевременности вознаграждения за труд.

5. Эффективный контроль  исполнения менеджером его ролевой  функции и, если надо, осуществление  различных корректировок.

6. Работа над ошибками по завершении дела, возможно в форме периодической профессиональной учебы менеджера[34].

Этот обобщенный алгоритм оставляет открытыми вопросы  проектирования ролевой функции  менеджера, а также регламента ее исполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Федеральный закон  Российской Федерации от 16 октября  2002 года №127-ФЗ "О несостоятельности  (банкротстве)".

2. Методическое положение  по оценке финансового состояния  предприятий и установлению неудовлетворительной  структуры баланса (распоряжение №31-р от 12.08.1994г.),» «

3. Анализ и диагностика  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия Тамбурчак П.П., Викуленко  А.Е., Овчинникова Л.А., и др.: Учеб.пособие  для вузов/ Под ред. П.П Тамбурчака, В.М Тумина и М.С Сапрыкина.-Ростов  н\Дону,2002.-352с.

Информация о работе Назначение и область деятельности антикризисного менеджера