Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:10, реферат
Проблема взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства. Очевидно, что только государство способно ввести экономические процессы в цивилизованное русло сочетания централизованного управления и рыночного саморегулирования. Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства.
Введение………………………………………………….………………………..3
Государственное регулирование монополистической деятельности…4
Сущность деятельности ФАС в проведении государственной антимонопольной политики. Результаты работы антимонопольного органа………………………………………………………….………..…9
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………18
в)
ограничение доступа на рынок
или устранение с него хозяйствующих
субъектов.
2.
Сущность деятельности
ФАС в проведении государственной
антимонопольной политики.
Результаты работы антимонопольного
органа
Главном
органом, осуществляющим антимонопольную
политику в России, с 2004 года является
Федеральная антимонопольная
В процессе реформирования выведены две приоритетные функции ФАС:
Основными законами, регулирующими монополии, являются Закон «О защите конкуренции» и Закон «О естественных монополиях».
Часть
видов хозяйственной
Рис.
1 Динамика нарушений, связанных со злоупотреблениями
доминирующим положением, в 1999-2005 гг.
Злоупотребления
доминирующим положением на товарном
рынке как форма
Процент возбужденных дел не превысил четверти всех рассматриваемых дел. За период с 1995 по 2005 года количество поданных заявлений увеличилось почти на 85%, а возбужденных дел почти на 75%. По 590 делам были выданы предписания, из которых 345 выполнено. Статистика ФАС России свидетельствует, что только 22% обжалованных в суде решений и постановлений антимонопольного органа признаются судами недействительными. Всего же за 2005 год за нарушение антимонопольного законодательства было взыскано средств в размере 241 млн. руб., за счет штрафов и взимания госпошлин.
По направлениям воздействия злоупотребления доминирующим положением можно объединить в две основные группы:
Навязывание контрагенту невыгодных условий договора является наиболее характерным нарушением для предприятий, занимающих доминирующее положение. На их долю приходилось более трети всех злоупотреблений в 2005 г. Данный вид нарушений наиболее часто встречается в отраслях энергетики, транспорта, ЖКХ.
Другим
распространенным нарушением является
несоблюдение установленного нормативными
актами порядка ценообразования. Доля
этих нарушений в 2005 г. составила 9,4%
всех нарушений, связанных со злоупотреблениями
доминирующим положением (рис.1.5.). Основная
часть нарушений за последние годы вызвана
отсутствием согласованных тарифов на
регулируемые виды услуг с региональными
энергетическими комиссиями, с администрациями
субъектов РФ или муниципальных образований.
Характерные примеры — дела, связанные
со злоупотреблениями, допущенными хозяйствующими
субъектами — естественными монополистами
(водо-, газо-, тепло-, энергоснабжение,
отдельные виды транспорта и связи, услуги
портов и аэропортов).
Мониторинг 230 цен на различные виды товаров и услуг, проводимый антимонопольными территориальными управлениями, показывает, что более 30% предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, периодически завышают цены на товары и услуги.
В России антимонопольный орган не имеет прав и возможностей вести самостоятельную оперативно-розыскную деятельность, поэтому в отсутствие официально подписанных документов в суде достаточно сложно доказать антиконкурентные цели соглашений. Так, в 2002 г. было возбуждено 46 соглашений, из них выдано предписаний по 19 соглашениям, в 2005 г. возбуждено 64 дела и по 42 — выданы предписания. Треть всех антиконкурентных соглашений осуществлялись в сферах транспорта, связи, реализации нефтепродуктов.
Следует отметить, что труднее всего доказать нарушения в антимонопольном законодательстве, связанные с злоупотреблением доминирующим положением.
Наблюдается
существенный рост числа дел, рассмотренных
по признакам нарушения ст. 6 Закона
«О конкуренции…»,
связанный с кризисными явлениями на региональных
рынках нефтепродуктов и с выявлением
среди действующих на этих рынках согласованных
действий и сговоров, прежде всего по вопросу
установления и поддержания розничных
цен на нефтепродукты (рис.1.6.).
В идеале структурные изменения в этих отраслях, позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка, приведут к ограничению сферы государственного регулирования.
На данный момент естественным способом сохранить свое доминирующее положение на рынке и укрепить рыночную власть остается создание препятствий доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Характерными примерами создания препятствий являются эксклюзивные соглашения, меры в сфере охраны интеллектуальной собственности, установление контроля над поставщиками (потребителями) реальных или потенциальных конкурентов, применение различных систем скидок, ограничения на продажу или послепродажное обслуживание, распространение ложных сведений о своей деятельности или деятельности конкурентов.
Роль антимонопольного органа в ходе проведения реформ энергетики является одной из определяющих. На начальном этапе, по мере со здания конкурентного оптового и розничного рынков, а также правил игры на этих рынках, разрабатываются механизмы, стимулирующие добросовестное поведение участников рынка, предотвращающие злоупотребление доминирующим положением, в том числе посредством принудительного разделения и установления государственного регулирования.
Необходимо отметить, что, проводя реформирование российских монополистов, следует иметь в виду и их позиции в международной конкурентной борьбе. Например, РАО «Газпром» — крупнейшая международная корпорация. Его реструктуризация может подорвать позиции России на мировом газовом рынке. В целом очевидно, что реформы структур, включающих естественно-монопольную сферу, должны осуществляться поэтапно, с большой осторожностью и анализом каждой стадии преобразований.
Вести
работу в направлении регулирования
монополизированных рынков антимонопольным
органам России придется еще долго,
пока они найдут наиболее действенные
именно для нашей страны способы
поддержки конкуренции и ограничения
монополистических проявлений. В целом
система антимонопольного регулирования
в России находится пока в стадии становления
и требует совершенствования.
Заключение
Успешная борьба с монополизмом в краткосрочном периоде практически неосуществима, особенно в российских условиях. Это связано с тем, что антимонопольное регулирование в развитых странах прошло столетнюю историю становления, и только по прошествии этого времени, усилий и ошибок, антимонопольное регулирование достигло таких высот. Его можно рассматривать как венец государственного регулирования экономикой страны.
Для
снижения монополизированности экономики
в краткосрочном периоде
1) Необходимо отказаться от разовых программ поддержки конкуренции. (субсидии и дотации малому и среднему бизнесу) Подобная политика, при которой в одностороннем порядке решается кому будет оказана поддержка, а кому нет, создает корупциногенную среду и не приносит положительных результатов, адекватных затрачиваемым средствам.
2) Необходимо
изменить налоговую политику
для уменьшения барьеров входа
на рынок. Возможно
3) Федеральная антимонопольная служба должна быть наделена более широкими полномочиями.
4) Штрафные
санкции должны быть увеличены
до предела. Нарушение
Российская
система антимонопольного регулирования
намного ближе к европейской.
Это обусловлено общей
Для
построения собственной эффективной
системы антимонопольного регулирования
необходимы системные меры и продолжительный
период времени.
Список
литературы
1. Андреева Л.В. Коммерческое право России: Учебник для студентов юридических вузов - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2009.
2. Коммерческое право: Учебник для студентов вузов / Под ред.М. М. Рассолова и др. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.
3. Назаров И.В. Коммерческое право Российской Федерации: Учебное пособие - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
4. Пугинский Б.И. Коммерческое право России: Учебник - 2-e изд. - М.: Зерцало, 2010.
5. Круглова Н.Ю. Коммерческое право: Учебник - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Высш. обр., 2009.
6. Трунина Е.В. Коммерческое право: Учебное пособие - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2008.
Информация о работе Монополистическая деятельность органов исполнительной власти