Монополистическая деятельность органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:10, реферат

Описание работы

Проблема взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства. Очевидно, что только государство способно ввести экономические процессы в цивилизованное русло сочетания централизованного управления и рыночного саморегулирования. Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства.

Содержание

Введение………………………………………………….………………………..3
Государственное регулирование монополистической деятельности…4
Сущность деятельности ФАС в проведении государственной антимонопольной политики. Результаты работы антимонопольного органа………………………………………………………….………..…9
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

Антимонополия.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

     в) ограничение доступа на рынок  или устранение с него хозяйствующих  субъектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Сущность деятельности ФАС в проведении государственной антимонопольной политики. Результаты работы антимонопольного органа 

     Главном органом, осуществляющим антимонопольную  политику в России, с 2004 года является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). На нее возложены функции предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, злоупотреблений хозяйствующими субъектами, доминирующими на рынке. Также она осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства и регулирование деятельности естественных монополий в России.

     В процессе реформирования выведены две  приоритетные функции ФАС:

  • поддержка малого и среднего бизнеса,
  • защита прав потребителей.

     Основными законами, регулирующими монополии, являются Закон «О защите конкуренции» и Закон «О естественных монополиях».

     Часть видов хозяйственной деятельности, осуществляемой в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь, относится к естественным монополиям и подвергается государственному регулированию. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений. Производство как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности, в отличие от транспортировки и распределения ресурсов, объективно не является естественной монополией. 

     

     Рис. 1 Динамика нарушений, связанных со злоупотреблениями доминирующим положением, в 1999-2005 гг. 

     Злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке как форма монополистических  действий представляют собой наиболее типичные и распространенные нарушения  антимонопольного законодательства на протяжении всего периода его  существования. На их долю в 2005 г. приходилось немногим более половины рассмотренных ФАС России и его территориальными управлениями 3587 заявлений (рис.1).

     Процент возбужденных дел не превысил четверти всех рассматриваемых дел. За период с 1995 по 2005 года количество поданных заявлений увеличилось почти на 85%, а возбужденных дел почти на 75%. По 590 делам были выданы предписания, из которых 345 выполнено. Статистика ФАС России свидетельствует, что только 22% обжалованных в суде решений и постановлений антимонопольного органа признаются судами недействительными. Всего же за 2005 год за нарушение антимонопольного законодательства было взыскано средств в размере 241 млн. руб., за счет штрафов и взимания госпошлин.

     По  направлениям воздействия злоупотребления  доминирующим положением можно объединить в две основные группы:

  • злоупотребления по отношению к контрагентам по договору — поставщикам и потребителям;
  • злоупотребления по отношению к субъектам, действующим на рынке, — реальным и потенциальным конкурентам.

     Навязывание контрагенту невыгодных условий договора является наиболее характерным нарушением для предприятий, занимающих доминирующее положение. На их долю приходилось более трети всех злоупотреблений в 2005 г. Данный вид нарушений наиболее часто встречается в отраслях энергетики, транспорта, ЖКХ.

     Другим  распространенным нарушением является несоблюдение установленного нормативными актами порядка ценообразования. Доля этих нарушений в 2005 г. составила 9,4% всех нарушений, связанных со злоупотреблениями  доминирующим положением (рис.1.5.). Основная часть нарушений за последние годы вызвана отсутствием согласованных тарифов на регулируемые виды услуг с региональными энергетическими комиссиями, с администрациями субъектов РФ или муниципальных образований. Характерные примеры — дела, связанные со злоупотреблениями, допущенными хозяйствующими субъектами — естественными монополистами (водо-, газо-, тепло-, энергоснабжение, отдельные виды транспорта и связи, услуги портов и аэропортов). 

     

 

      Мониторинг 230 цен на различные виды товаров и услуг, проводимый антимонопольными территориальными управлениями, показывает, что более 30% предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, периодически завышают цены на товары и услуги.

     В России антимонопольный орган не имеет прав и возможностей вести самостоятельную оперативно-розыскную деятельность, поэтому в отсутствие официально подписанных документов в суде достаточно сложно доказать антиконкурентные цели соглашений. Так, в 2002 г. было возбуждено 46 соглашений, из них выдано предписаний по 19 соглашениям, в 2005 г. возбуждено 64 дела и по 42 — выданы предписания. Треть всех антиконкурентных соглашений осуществлялись в сферах транспорта, связи, реализации нефтепродуктов.

     Следует отметить, что труднее всего доказать нарушения в антимонопольном законодательстве, связанные с злоупотреблением доминирующим положением.

     Наблюдается существенный рост числа дел, рассмотренных  по признакам нарушения ст. 6 Закона «О конкуренции…», связанный с кризисными явлениями на региональных рынках нефтепродуктов и с выявлением среди действующих на этих рынках согласованных действий и сговоров, прежде всего по вопросу установления и поддержания розничных цен на нефтепродукты (рис.1.6.). 

       

     В идеале структурные изменения в  этих отраслях, позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка, приведут к ограничению сферы государственного регулирования.

     На  данный момент естественным способом сохранить свое доминирующее положение  на рынке и укрепить рыночную власть остается создание препятствий доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам.

     Характерными  примерами создания препятствий  являются эксклюзивные соглашения, меры в сфере охраны интеллектуальной собственности, установление контроля над поставщиками (потребителями) реальных или потенциальных конкурентов, применение различных систем скидок, ограничения на продажу или послепродажное обслуживание, распространение ложных сведений о своей деятельности или деятельности конкурентов.

     Роль  антимонопольного органа в ходе проведения реформ энергетики является одной из определяющих. На начальном этапе, по мере со здания конкурентного оптового и розничного рынков, а также правил игры на этих рынках, разрабатываются механизмы, стимулирующие добросовестное поведение участников рынка, предотвращающие злоупотребление доминирующим положением, в том числе посредством принудительного разделения и установления государственного регулирования.

     Необходимо  отметить, что, проводя реформирование российских монополистов, следует иметь  в виду и их позиции в международной  конкурентной борьбе. Например, РАО «Газпром» — крупнейшая международная корпорация. Его реструктуризация может подорвать позиции России на мировом газовом рынке. В целом очевидно, что реформы структур, включающих естественно-монопольную сферу, должны осуществляться поэтапно, с большой осторожностью и анализом каждой стадии преобразований.

     Вести работу в направлении регулирования  монополизированных рынков антимонопольным  органам России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные  именно для нашей страны способы поддержки конкуренции и ограничения монополистических проявлений. В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует совершенствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Успешная  борьба с монополизмом в краткосрочном периоде практически неосуществима, особенно в российских условиях. Это связано с тем, что антимонопольное регулирование в развитых странах прошло столетнюю историю становления, и только по прошествии этого времени, усилий и ошибок, антимонопольное регулирование достигло таких высот. Его можно рассматривать как венец государственного регулирования экономикой страны.

     Для снижения монополизированности экономики  в краткосрочном периоде необходимо принять следующий ряд мер.

1) Необходимо отказаться от разовых программ поддержки конкуренции. (субсидии и дотации малому и среднему бизнесу) Подобная политика, при которой в одностороннем порядке решается кому будет оказана поддержка, а кому нет, создает корупциногенную среду и не приносит положительных результатов, адекватных затрачиваемым средствам.

2) Необходимо  изменить налоговую политику  для уменьшения барьеров входа  на рынок. Возможно предоставление  налоговых каникул на первый  год работы. Дефицит бюджета, возможно, покрыть за счет дифференциации ставок налога для разных категорий юридических лиц.

3) Федеральная  антимонопольная служба должна  быть наделена более широкими  полномочиями.

4) Штрафные  санкции должны быть увеличены  до предела. Нарушение антимонопольного  законодательства должно означать неминуемое банкротство в случае его выявления и доказательства.

     Российская  система антимонопольного регулирования  намного ближе к европейской. Это обусловлено общей структурой законодательства и историческими  фактами. Но прямое заимствование этой системы не приводит к положительным результатам, потому что в Европе антимонопольное регулирование базируется на четкой правовой базе, развитой демократии и адекватной системе налогообложения.

     Для построения собственной эффективной  системы антимонопольного регулирования необходимы системные меры и продолжительный период времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Андреева Л.В. Коммерческое право России: Учебник для студентов юридических вузов - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2009.

2. Коммерческое право: Учебник для студентов вузов / Под ред.М. М. Рассолова и др. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.

3. Назаров И.В. Коммерческое право Российской Федерации: Учебное пособие - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

4. Пугинский Б.И. Коммерческое право России: Учебник - 2-e изд. - М.: Зерцало, 2010.

5. Круглова Н.Ю. Коммерческое право: Учебник - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Высш. обр., 2009.

6. Трунина Е.В. Коммерческое право: Учебное пособие - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2008.

Информация о работе Монополистическая деятельность органов исполнительной власти