Мониторинг доходов и уровня жизни населения в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:15, реферат

Описание работы

Цель данной работы – провести сравнительный анализ изменений (их отсутствия) в части доходов населения и его уровня жизни с акцентом на наиболее уязвимые группы домохозяйств, подверженных высокому риску оказаться среди числа бедных.
В ходе проведенного анализа не был применен комплексный подход с рассмотрением более широкого спектра показателей, характеризующих уровень жизни населения (макроэкономические, демографические, инфраструктурные и т.д.), т.к. фокус работы был направлен в сторону домохозяйств с наиболее низкими доходами, т.е. бедных и неравенства среди них.

Содержание

Введение, цель работы ……………………………………………..
3-4

2.
Сравнительный анализ основных показателей, характеризующих уровень неравенства …………………………
4-8

3.
Региональная дифференциация бедности ……………………….
8-10

4.
Бедность и занятость населения ………………………………….
10-12

5.
Заключение ………………………………………………………...
12

6.
Источники используемой информации ………………………….
13

Работа содержит 1 файл

Аналитическая записка_октябрь 2011.doc

— 399.50 Кб (Скачать)

Агентство Республики Казахстан  по статистике

Департамент статистики труда  и уровня жизни 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  «Мониторинг доходов и уровня жизни населения

в Республике Казахстан»

(Аналитическая записка) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Астана - 2011

Содержание 

1. Введение, цель работы …………………………………………….. 3-4
2. Сравнительный анализ основных показателей, характеризующих  уровень неравенства ………………………… 4-8
3. Региональная  дифференциация бедности ………………………. 8-10
4. Бедность и  занятость населения …………………………………. 10-12
5. Заключение  ………………………………………………………... 12
6. Источники используемой информации …………………………. 13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение, цель работы
 

     Уровень благосостояния населения, являясь  одним из базовых показателей  демократического и экономического развития государства, представляет огромный интерес для пользователей статистической информации как в стране, так и за ее пределами.

     Безусловно, уровень жизни населения, являясь  интегральным показателем, не может  быть законсервирован в оценке ограниченным набором показателей, их состав и количество, в значительной степени обусловлены такими факторами как географическое расположение, численность населения, уровень экономики, политическая стабильность, доступ к природным ресурсам, степень развития демократических прав и свобод граждан, экологическая обстановка, наличие и активность общественных институтов и т.д.

     Конкретные и измеримые показатели достижения целей улучшения к 2015 году условий жизни миллионов людей, заявленные государствами в Декларации тысячелетия, были одобрены мировыми лидерами, включая Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, в Нью-Йорке, в сентябре 2000 года. В настоящее время Агентством Республики Казахстан по статистике (далее – Агентство) осуществляется мониторинг достижения Казахстаном Целей Развития Тысячелетия (далее – ЦРТ) с публикацией соответствующих показателей в специальном разделе собственного веб-сайта.

     Агентством  ежегодно публикуется сборник «Уровень жизни населения в Казахстане», в котором представлены статистические материалы о демографической ситуации, доходах населения и неравномерности их распределения, информация о товарах и услугах для населения, жилищных условиях, социальном обеспечении и социальной помощи населению, состоянии здоровья и медицинском обслуживании, образовании и культуре, состоянии окружающей среды и уровне преступности. Ряд показателей приведен в разрезе регионов Республики Казахстан.

     Основные показатели уровня жизни используются в межстрановых сопоставлениях, являются индикаторами реализации национальных стратегических и программных документов (Стратегический план развития РК до 2020 года, ежегодных Посланий Главы государства народу Казахстана, Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы и т.д.), а также применяются Методиками расчетов некоторых рейтинговых оценок страны (конкурентоспособности, эффективности деятельности местных исполнительных органов и т.п.).  

      Цель  данной работы – провести сравнительный  анализ изменений (их отсутствия) в части доходов населения и его уровня жизни с акцентом на наиболее уязвимые группы домохозяйств, подверженных высокому риску оказаться среди числа бедных.

     В ходе проведенного анализа не был  применен комплексный подход с рассмотрением  более широкого спектра показателей, характеризующих уровень жизни населения (макроэкономические, демографические, инфраструктурные и т.д.), т.к. фокус работы был направлен в сторону домохозяйств с наиболее низкими доходами, т.е. бедных и неравенства среди них.

      Интегральные  методы оценки уровня благосостояния населения той или иной страны, чаще всего используют эксперты (экономисты) международных организаций, а также исследовательские центры, научные организации и другие пользователи статистической информации, специализирующиеся на изучении данного вопроса.

      В рамках данной работы Агентством изучена  общая ситуация с бедностью в  стране, произведен сравнительный анализ статистических данных за период с 2001 по 2010 год, дана оценка влияния отдельных  факторов на ситуацию с бедностью  среди казахстанцев. 

     2. Сравнительный анализ  основных показателей,  характери-зующих уровень неравенства доходов домохозяйств 

     За  период с 2001 по 2010 год доля ВВП на душу населения по ППС выросла почти втрое, составив 16 203,3 доллара США, среднедушевые расходы на конечное потребление в 2010 году по оперативным данным составили 744,4 тысячи тенге, что в 6,3 раза выше показателя 2001 года (118,5 тысяч тенге). На фоне роста показателей национальной экономики отмечается рост номинальных денежных доходов населения. Так, за 10 лет уровень номинальных денежных доходов (далее – НДД) в среднем на душу населения в месяц вырос в 5,3 раза и составил по предварительной оценке           40 473 тенге.

      Позитивная  динамика экономического развития страны, несмотря на нестабильную позицию мировой финансовой системы, оказала благоприятное влияние на уровень бедности в республике.

     За  период с 2001 года доля населения с  доходами ниже величины прожиточного минимума (далее – ВПМ) в целом по республике сократилась в 7,2 раза и по итогам 2010 года составила 6,5%, сохраняя положительную динамику как для городской, так и для сельской местности.

     Задачу 1 ЦРТ 1 «Снизить вдвое долю людей, имеющих доход ниже величины прожиточного минимума», Казахстан выполнил в 2004 году, однако бедность остается достаточно серьезной проблемой для страны, особенно в сельских регионах. В этой связи в 2008 году перед страной была поставлена новая задача ЦРТ «1+»: сократить вдвое количество людей, проживающих в сельской местности, с доходом ниже величины прожиточного минимума.  
 
 

     Начало  таблицы

Наименование  показателя 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
ВВП на душу населения по ППС, доллары  США 5566,7 6213,7 6920,4 7742,6 8700,1 10992,0 13172,5 15173,0 15092,5 16203,3
Номинальные денежные доходы населения, в среднем на душу населения в месяц, тенге (оценка) 7 670 8 958 10 533 12 817 15 787 19 152 25 226 32 984 34 282 40 4731)
Среднемесячная  номинальная заработная плата, тенге 17 303 20 323 23 128 28 329 34 060 40 790 52 479 60 805 67 333 77 611
Средний размер назначенной месячной пенсии (на конец года)3), тенге 4 947 5 818 8 198 8 628 9 061 9 898 10 654 13 418 17 090 21 238
Средний размер назначенных государственных  социальных пособий (на конец года), тенге 3 630 4 095 4 394 4 602 6 627 7 528 8 366 11 319 12 888 14 037
Среднемесячный  размер назначенной государственной адресной социальной помощи, тенге - - 714 778 835 827 922 1 162 1 130 1 194
Величина  прожиточного минимума 4) (в среднем на душу населения), тенге 5 655 6 003 6 457 6 785 7 618 8 410 9 653 12 364 12 660 13 487
Соотношение с величиной прожиточного минимума 4) (в среднем на душу населения), в процентах:
  среднедушевых денежных доходов 135,6 149,2 163,1 188,9 207,2 227,7 261,3 266,8 270,8 300,1
  среднемесячной номинальной заработной платы 306,0 338,5 358,2 417,5 447,1 485,0 543,7 491,8 531,9 575,5
   среднего размера назначенной  месячной пенсии2) 87,5 96,9 127,0 127,2 118,9 117,7 110,4 108,5 135,0 157,5
                     
                     
    1) Оперативные данные

       2). С корректировкой на индекс потребительских цен

             
     3) Данные с учетом силовых структур, без учета базовых пенсионных выплат

    4) В целях сопоставимости с данными за 2006 год представлены данные за предыдущие годы, пересчитанные в соответствии с новой методикой расчета величины прожиточного  минимума, введенной с 1 января 2006 года.

     Однако, несмотря на достигнутый прогресс по сокращению бедности, значительная часть населения республики имеет низкие доходы и рискует оказаться в категории бедного населения. При этом сохраняется региональная дифференциация бедности с более выраженной картиной сельской бедности во всех регионах. До сих пор сельская бедность остается на достаточно высоком уровне и превышает городскую почти в три раза (диаграмма 1).

     Диаграмма 1

      Следует отметить, что при расчете уровня бедности населения в Республике Казахстан в соответствии с международными рекомендациями используется шкала эквивалентности, поправочный коэффициент, корректирующий необходимые уровни среднедушевых доходов в различных по размеру домохозяйствах. В Казахстане этот показатель составляет 0,8. Шкала эквивалентности учитывает экономию расходов домохозяйств за счет эффекта совместного проживания его членов. Если при оценке уровня бедности не использовать шкалы эквивалентности, то значение его завышается.

     Так, например, рассмотрев данные распределения доходов по 20-процентным группам населения (квинтилям) за 2010 год, можно сделать вывод, что 20% домохозяйств имели доходы менее 11 252 тенге, в то время как величина прожиточного минимума составляла 13 487 тенге. С использованием же шкалы эквивалентности уровень бедности составил 6,5%, то есть в три раза меньше.

     Квинтильное распределение доходов показывает незначительное увеличение среднемесячного дохода на душу населения в первых 4-х квинтилях, кроме последнего. Так, среднедушевой доход 3 и 4 квинтиля, превышая величину прожиточного минимума в 1,5-1,9 раза, говорит о том, что фактически 80% населения республики имеют доходы, не превышающие двукратной величины прожиточного минимума, половина из которых уязвима по отношению к риску оказаться в категории бедных. 

Диаграмма 2

     Характеристикой бедности является и доля квинтиля наибеднейших слоев населения в  национальном потреблении. В Казахстане в 2001-2010 годах наблюдается систематическое увеличение доли квинтиля наибеднейших слоев населения – в целом на 3,1 процентных пункта, в то время как доля квинтиля наиболее богатого населения уменьшилась на 5,97 процентных пункта. В результате соотношение между доходами населения последнего и первого квинтилей уменьшилось с 6,94 до 4,02 раза.

     Вместе  с тем, процессы расслоения общества по уровню дохода и величина экономического неравенства населения определяются с помощью специальных коэффициентов  дифференциации, характеризующих соотношение  доходов наиболее и наименее обеспеченных групп населения. Одним из них является коэффициент фондов, представляющий собой соотношение денежных доходов 10% наиболее состоятельного и 10% беднейшего населения. За период с 2001 по 2010 год он сократился в 1,5 раза и составил 5,7.

Доля  доходов населения  по 20 процентным (квинтильным) группам населения*

в процентах

  Доля  дохода населения по квинтильным  группам
первая (с наименьшими доходами) группа вторая группа третья группа четвертая группа пятая (с наивысшими доходами) группа
   2001 6,33 10,98 15,86 22,92 43,91
   2002 7,71 11,92 16,30 22,67 41,40
   2003 7,94 12,22 16,74 23,08 40,02
   2004 8,41 12,44 16,75 22,85 39,55
   2005 8,45 12,45 16,81 22,81 39,48
   2006 8,44 12,50 16,37 22,01 40,68
2007 8,54 12,55 16,45 21,92 40,54
2008 9,23 13,01 16,76 22,11 38,89
2009 9,72 13,56 17,24 22,46 37,02
2010 9,43 13,24 16,95 22,44 37,94

Информация о работе Мониторинг доходов и уровня жизни населения в Республике Казахстан