Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:22, реферат
С вопросами доступа к правовой информации сталкивается каждый человек независимо от своей профессиональной деятельности. Но цели использования этой информации могут быть разными. Кому0то такая информация требуется лишь эпизодически для решения житейских задач (например, получить наследство, продать квартиру или дачу, вернуть в магазин некачественный товар и пр.), а кому-то по роду своей профессиональной деятельности должен постоянно быть в курсе последних изменений в законодательстве, знать мнения других специалистов по определенным правовым вопросам.
Место и роль СПС в современном информационном обществе
Спрос рождает предложение.
Джон Мейнард Кейнс.
Вы узнаете:
Что такое компьютерные справочные правовые системы (СПС), каковы их преимущества и особенности использования.
Какие источники получения правовой информации существуют, в каких случаях их следует использовать
Каковы особенности доступа к правовой информации через интернет. Почему правовые ресурсы в интернете не являются полноценной альтернативой СПС.
Какая правовая информация и в каком виде должна распространяться бесплатно, а какая на платной основе.
Почему официальными источниками опубликования нормативных актов являются, в основном, печатные издания. В чем заключаются проблемы использования компьютерных систем для этих целей.
Почему во всем мире разработчики СПС выступают, как правило, негосударственные компании. Какова роль государства в распространении правовой информации.
Как развивается рынок СПС в нашей стране. Какие задачи ставились перед СПС на каждом этапе развития.
Каковы современные тенденции развития СПС.
Справочные правовые системы как основной источник получения правовой информации для специалистов
Каждый хочет,
чтобы его информировали
С вопросами доступа к правовой информации сталкивается каждый человек независимо от своей профессиональной деятельности. Но цели использования этой информации могут быть разными. Кому0то такая информация требуется лишь эпизодически для решения житейских задач (например, получить наследство, продать квартиру или дачу, вернуть в магазин некачественный товар и пр.), а кому-то по роду своей профессиональной деятельности должен постоянно быть в курсе последних изменений в законодательстве, знать мнения других специалистов по определенным правовым вопросам.
В настоящее время существуют различные источники получения правовой информации: СПС, печатные СМИ, правовые сайты и странички в интернете, телевидение и радио, специализированные семинары и конференции.
Каждый из указанных источников ориентирован на определенный слой потребителей, решает свои задачи, имеет свои достоинства и недостатки.
Однако есть категории специалистов (руководитель организации, юрист, бухгалтер, управленец и пр.) которым необходим постоянный доступ к правовой информации для использования ее в профессиональной деятельности. Именно для такой категории специалистов и предназначены компьютерные справочные правовые системы, которые на сегодняшний день являются основным, наиболее удобным и массовым источником и инструментом работы с правовой информацией в профессиональных целях. Именно к СПС в первую очередь обращается специалист в поиске необходимой ему правовой информации.
СПС объединяет три составные части, которые взаимно дополняют друг друга. Это:
сам массив правовой информации в специально обработанном виде, позволяющем специалистам эффективно работать с этой информацией;
программные технологии для быстрого поиска нужных документов и их изучения;
сервисное обслуживание пользователя СПС со стороны компании-разработчика.
Аудитория пользователей СПС в настоящее время составляет несколько миллионов специалистов и постоянно увеличивается. Это и коммерческие фирмы, и государственные структуры, и вузы, и библиотеки.
Подчеркну, что данная отрасль одна из не многих, которая выросла не на эксплуатации природных сырьевых ресурсов, а на разработках в области высоких технологий, причем именно российских, при этом не только не уступает, а во многом превосходит зарубежные.
Необходимо обратить особое внимание на следующий момент. Мы живем в ситуации лавинообразного роста объема информации вообще и в правовой в частности, причем очевидно, что этот рост в дальнейшем будет только увеличиваться. Работать с этим потоком информации становится все сложнее и сложнее. Исследования специалистов показывают, что любой человек, какими бы аналитическими способностями он ни обладал, может одновременно сопоставить и проанализировать не более 4-5 текстов нее очень большого объема.
Возможности СПС:
компактное хранение больших объемов информации;
оперативная актуализация информации;
быстрый поиск документов или их фрагментов;
всесторонний анализ правых документов.
В условиях такого существенного роста объема информации важная роль СПС заключается в том, что силами разработчиков СПС провести определенную экспертную обработку информации, ее анализ для того чтобы, с одной стороны, дать пользователю информацию в удобном виде, позволяющем эффективно решать любые правовые проблемы, а с другой стороны, существенно сэкономить время специалистов.
Важно подчеркнуть, что СПС как основной источник правовой информации для специалистов может выполнять свои функции только в единстве всех трех составляющих. По отношению к первым двум составляющим (массив правовой информации и программные технологии) данное утверждение очевидно, и сказанное выше является тому подтверждением.
Однако порой встречается мнение, что сервисное обслуживание со стороны компании разработчика не так и важно для пользователя. Что, например, компьютерные базы данных, выставленные в интернет в режиме on-line и не предполагающие сервисного обслуживания, то есть непосредственного контакта пользователя и разработчиками или специалистами сервисных служб, ничуть не хуже. Это не так.
Например, если по каким-либо причинам пользователь затрудняется найти необходимую информацию в установленной у него СПС, то ему нужна элементарная возможность обратиться за помощью –позвонить на горячую линию, где ему объяснять, как действовать, или предоставят подборку необходимых документов, если запрашиваемая информация в установленном у пользователя пакет отсутствует.
Это, конечно, только один пример, но, наверно, саамы простой и жизненный.
Без сервиса пользователь оставлен с компьютером один на один, и каким бы дружественным не был интерфейс, пользователь должен быть уверен, что у него есть возможность обратиться за помощью, и он сможет ее получит в любой ситуации.
Какие сервисные услуги важны прежде всего?
Во-первых, это обучение клиента приемам эффективного применения СПС. Современные СПС становятся по-настоящему мощным инструментом только в руках обученного пользователя. Конечно, СПС очень удобны и понятны даже для начинающего пользователя, но настоящая эффективность в работе, использование всех возможностей систем достигается после обучения.
Во-вторых, для многих специалистов очень важно не только самостоятельно искать документы в системе, но в сложных ситуациях иметь возможность заказать редкий документ, получить консультацию горячей линии о порядке действия документа, о ситуации с опубликованием и вступлением в силу и т.д.
В-третьих, сервисное
обслуживание подразумевает информирование
о новых документах в системе,
и для этого сервисными службами
компании-разработчика могут готовится
и предоставляться пользователю
специальные периодические
В-четвертых, сервис
подразумевает своевременное
Наконец, весьма полезной может оказаться и техническая поддержка системы: перенос на другой компьютер системы, помощь в настройке и т.д.
Уникальные свойства СПС дают возможность провести поиск документов и их анализ в сотни раз быстрее и эффективнее, нежели при работе, например, с бумажными фондами.
СПС предоставляет пользователю колоссальный объем материалов различного типа (нормативные акты, судебную практику, мнения экспертов и пр.), что существенно помогает ему в самостоятельной работе. Подчеркнем, именно помогает.
Очень важно видеть границы реальных возможностей СПС, тем более, что иногда пользователи преувеличивают их, ожидая от СПС услуг, которые фактически могут быть оказаны лишь квалифицированными юристами. (Заметим, что ни у кого из специалистов не возникает иллюзий, что, например, газета, публикующая ответы на вопросы, может заменить опытного эксперта -консультанта) Это заблуждение возникает в силу того, что в СПС, как правило, включен огромный объем конкретных консультаций по отдельным вопросам и ситуациям и пользователь может с легкостью извлекать из информационного банка системы любые их этих консультаций.
Следует понимать, что СПС могут дать пользователю информацию для самостоятельной работы и принятий решений, предоставить материалы по анализу типичных ситуаций, но в отличие от экспертов, не позволяют массовому пользователю во всех деталях проанализировать конкретную ситуацию
Даже если среди консультаций, включенных в СПС, имеется та, которая в точности соответствует конкретной ситуации пользователя, необходима определенная квалификация, чтобы безошибочно установить сам факт такого соответствия. Более того, если пользователь не имеет хотя бы начального понимания юридических основ, то ему просто опасно самостоятельно браться за решение серьезных юридических задач, даже вооружившись самой совершенной СПС.
Еще одно ограничение
в использовании СПС связано
с проблемой опубликования
Кроме того, использование компьютера в текущей работе с информацией имеет свои субъективные и объективные ограничения. Так, дл сих пор у значительной части специалистов, особенно представителей старшего поколения, сохраняется традиция и привычка работать с бумажными документами. Также существуют объективные эргономические ограничения на восприятие информации с экрана. Практика показывает, что многие пользователи для дальнейшей работы предпочитают распечатывать на бумаге найденные в компьютерных базах документы. Наконец, в ряде ситуаций возникает необходимость работать с информацией в печатном виде.
Обстоятельный анализ возможностей и ограничений при работе с СПС далеко не случаен. Ясное понимание реальных возможностей СПС, их роли и предназначения очень важен как для грамотного и эффективного их использования, так и для правильной стратегии их развития. Отмеченные выше границы возможностей СПС никоим образом не умоляет их реальной роли и достоинств. Очевидно, что сейчас практически ни один специалист, работающий с правовой информацией, не может обойтись без СПС в своей работе.
Иные возможности
получения правовой информации
Использование печатных изданий в силу очевидных исторических причин является традиционным способом распространения правовой информации. Вне всяких сомнений, и сегодня СМИ на бумажных носителях не утратили своего значения, хотя их роль и месть в иерархии средств доступа к правовой информации за последнее время существенно изменилось.
Еще в середине 90-х годов печатные издания по массовости тиражей опережали СПС и поэтому обеспечивали большой охват профессиональных потребителей правовой информации, то в настоящее время ситуация изменилась, и сейчас компьютерные правовые системы распространяются тиражами, существенно превышающими тиражи традиционной периодики. Учитывая и объективные преимущества компьютерных технологий перед печатными изданиям, можно сделать вывод, что печатные издания уже не играют первостепенной роли в получении правовой информации специалистами, более того, их значение в дальнейшем будет только уменьшаться.
Если посмотреть
на развитие печатных изданий,
публикующих материалы по
Информация о работе Место и роль СПС в современном информационном обществе