Меры российского государственного антикризисного регулирования 2008-2009 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:37, реферат

Описание работы

Кризис - это тяжелое переходное состояние экономики. Он представляет диалектическое единство предела и стимула развития. С одной стороны, кризис выступает тормозом экономического развития, что выражается в падении цен, курсов акций, банковского процента, в сокращении производства, сокращении занятости, падении рентабельности предприятий (как в сфере промышленного производства, гак и в сфере услуг).

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 70.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

Факультет управления и региональной экономики

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Меры российского государственного антикризисного регулирования 2008-2009 г.»

по дисциплине «Антикризисное управление»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка гр. МТб-061

Сороковикова А.А

Проверил:

Князев С.А

 

 

 

 

 

Волгоград, 2009
Для рассмотрения данной темы начнем с понятия кризис.

Кризис - это тяжелое переходное состояние экономики. Он представляет диалектическое единство предела и стимула развития. С одной стороны, кризис выступает тормозом экономического развития, что выражается в падении цен, курсов акций, банковского процента, в сокращении производства, сокращении занятости, падении рентабельности предприятий (как в сфере промышленного производства, гак и в сфере услуг). С другой стороны, во время кризиса закладываются основы восстановления нарушенных законов движения экономики и дальнейшего ее развития. При этом стихийный рыночный механизм для разрешения противоречий использует кризисные параметры.

Антикризисное регулирование существует как на макро, так и на микро-уровне. Поскольку именно предприятие является основным звеном национального хозяйства, то и кризисные процессы проявляются наиболее отчетливо на предприятиях. Антикризисные мероприятия на макро-уровне создают благоприятную среду для преодоления предприятиями кризиса с наименьшими потерями. В то же время, ситуация на каждом конкретном предприятии в большой степени зависит от действий его руководства во время вхождения предприятия в кризисную фазу. Поэтому именно антикризисное управление на микро-уровне имеет наибольшее практическое значение для состояния экономики в целом.

Для написания данной работы использовались статьи (см. Используемая литература). Авторы этих статей рассматривают причины, последствия возникновения кризиса и меры по его ликвидации.

По мнению авторов, первым признаком начинающегося кризиса в России стал понижающий тренд на российских фондовых рынках в конце мая 2008 года, который перешёл в обвал котировок в конце июля.

Еще одним из признаков является кризис ликвидности в российских банках, резкое падение биржевых индексов

И виновника в возникшей сейчас ситуации считают США. Ведь именно у них брали ипотеку всем кому ни лень. Именно слишком доступная ипотека и явилась основным фактором начала современного финансового кризиса. А выдавались такие кредиты банками не из-за низкой компетентности сотрудников, а из-за бонусной системы оплаты их труда: больше кредитов – больше бонус.

И все это привело к тому, что банки, выдавали чрезмерно большое количество кредитов, начали банкротиться одним за другим. В результате чего многие остались без работы. И из-за уменьшения ликвидности стали дорожать кредиты, как для компаний, так и для потенциальных потребителей. И не имея возможности взять кредит, компании не могли дальше развиваться, что привело к закрытию, и пошла вторая волна безработных.

Спираль мирового кризиса работает закономерно - в результате кризиса растут цены, следовательно растет инфляция. Растет безработица- уменьшение спроса на товары и услуги, вследствие чего падает спрос на них и сокращается производство. Закрываются предприятия – растет безработица. И снижается общий уровень жизни.

Далее хотелось бы сказать про меры государственного антикризисного регулирования.

По мнению многих авторов статей, нет единого мнения о путях выхода из сложившейся ситуации.

Одни считают что кризис нужно пускать на самотек- что приведет к ее оздоровлению.

Другие же считают, что необходимо резко повысить влияние государства на экономику – национализировать близкие к катастрофе предприятия, осуществлять различные субвенции для повышения покупательского спроса, и т.д.

Третьи придерживаются мнения, что государство должно помогать попавшим предприятиям и людям исключительно рыночными методами – снизить налоговое бремя, разместить государственный заказ на терпящих бедствие предприятиях, обеспечить кредитование предприятий под государственные гарантии и т.д.

Кроме всего прочего, многие эксперты сходятся на мнении: «для того, чтобы минимизировать последствия финансового кризиса, необходимо создать новую наднациональную мировую расчетную валюту». Такая валюта позволит снизить вероятность колебаний на валютных рынках, придаст более прогнозируемый характер валютным операциям.

И еще, для выхода из глобального финансового кризиса необходима политическая воля лидеров ведущих мировых держав. Им необходимо объединить усилия и выработать единую политику действий на мировом уровне.

Государственное регулирование кризисных ситуаций осуществляется в виде:

— нормативно-законодательной деятельности. Основополагающим документом является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют "прямое действие на всей территории Российской Федерации".

Основным документом в этой связи является также Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее Закон о банкротстве).

— финансового регулирования: это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями Бюджетная политика определяется радом специфических факторов, и прежде всего экономическим и финансовым кризисом;

— производства: государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы:

а) обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления;

б) социально-экономическая направленность;

в) сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов;

г) адресный характер мероприятий,

д) система договорных отношений и конкурсная основа для ее участников;

е) широкое использование аренды, лизинга и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности;

ж) развитие и содействие всеобщей мотивации спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологии и других.

— перераспределения дохода: в целях осуществления стратегии социальной политики государство должно регулировать систему рыночных отношений, что позволит решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка и организовать процесс перераспределения доходов. Как следует из изложенного, государственное регулирование призвано стимулировать позитивные социально-экономические процессы, ограничивать и парализовывать возможные антисоциальные последствия действий стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.

Все же если не упираться в эти статьи, на мой взгляд, проблема с мировым финансовым кризисом слишком раздута. По - моему она выгодна чиновникам, возможно и государству. Ведь в период обесценивания можно хорошо «нажиться», а в период роста можно продать купленное имущество по очень не маленьким ценам. Главное в такие моменты «поймать волну» т. е понять, что будет востребовано, и что будет пользоваться хорошим спросом.

Ну и следовательно нам это потом преподносится по абсолютно бешеным ценам (как до кризиса). Например, жилье очень дорогого стоит, это надо иметь целое состояние, чтобы приобрести жилье. И что мы видим сейчас, цены значительно ниже, но не у каждого гражданина найдется такая сумма для покупки жилья в период кризиса.

Но вернемся к статьям, все же, я считаю что помощь государства в данной ситуации просто необходима. Действительно нужно давать материальную помощь предприятиям. Так же нужно сокращать расходы на госаппарат, в частности урезать их зарплату. На мой взгляд, нужно поддерживать инновационное развитие на предприятиях, ведь успех внедрения инновационного проекта, залог успеха данного региона и в последствии и страны. Так же нужно исследовать предприятия находящиеся в кризисной ситуации, так как, те предприятия которые можно «вылечить», тем необходима господдержка для дальнейшего функционирования. Следовательно, те предприятия которые уже на грани банкротства или уже банкроты, следует закрывать или переориентировать его в другой сегмент развития если это возможно.

Далее хочу заметить, что главным ресурсом на предприятии играет рабочий. Ведь именно от них зависит успех или провал в дальнейшем функционировании предприятия. Если предприятие подлежит закрытию, то следует направить работников в свои филиалы (если таковые существуют). Либо отправить их в оплачиваемый отпуск (в соответствии с минимальным окладом).

Еще хочу сказать, что проблемы стоит решать на региональном уровне, а затем на федеральном.

 

В заключение хотелось бы сделать выводы и предложения по уровням:

1. Меры по сохранения платежной системы

-Исключается и нормативно запрещается какая-либо целевая поддержка отдельных банков за счет государства.

-Принимаются нормативные акты, необходимые для повышения прозрачности финансовой отчетности банков, особенно адекватности оценки активов.

-Создание такой системы которая будет гарантировать сохранение вкладов. Такая система должна быть независимой от Центрального банка и Министерства финансов России.

-В случаи угрозы вкладам, Правительством РФ должно вводиться особый режим функционирования банковской системы. В этот срок вводится полная или частичная государственная гарантия возврата вкладов

2. Смягчение социальных проблем

Целью данных мер является предотвращение гуманитарных катастроф и облегчение для граждан процесса приспособления к новой структуре экономики.

-Оказание материальной помощи населению за счет федерального бюджета, в частности:

повышение пособий по безработице, а также иных пособий бедным;

повышение пенсий;

реализация программ бесплатной переподготовки кадров;

реализация программ микрокредитования самозанятости и индивидуального предпринимательства в депрессивных муниципалитетах (в первую очередь, моногородах).[2]

субсидирование процентных ставок по кредитам, выделяемым семьям на переезд и обустройство на новом месте в связи со сменой работы.

-Объявление моратория на проверки деятельности предприятий малого бизнеса какими-либо административными органами на срок не менее 3 лет.

-Освобождение от налогов всех доходов от самозанятости для граждан, проживающих в депрессивных муниципалитетах.

-Выделение чрезвычайной финансовой помощи муниципалитетам, наиболее серьезно пострадавшим от кризиса (прежде всего поселениям, имеющим градообразующее предприятие, которое переживает трудности или обанкротилось).

3. Создание условий для последующего роста.

-Отказ собственникам, принявшим неправильные инвестиционные решения, некомпетентные менеджеры и т.д. должны нести ответственность за свои решения. Их собственность должна перейти в руки более компетентных людей и организаций.

-Ответственная бюджетная политика, включающая:

поддержание сбалансированности бюджета путем сокращения неэффективных и деструктивных статей расходов.

сокращение перераспределительной активности государства

-Должны поддерживаться принципы которые помогут предприятиям:

Принцип «Свобода новому», в соответствии с которым все созданные на частные средства активы должны быть полностью свободны от ценового , антимонопольного регулирования, регулирования присоединения, запрета на вертикальную интеграцию и т.п.

Переход к торговле пропускной способностью сетей в тех сферах, где временно сохраняется принудительное отделение сетевой компоненты бизнеса от несетевых компонент. Торговля пропускной способностью должна осуществляться на основе аукционных механизмов.

Осуществление государственных инвестиций в создание новых объектов сетевой инфраструктуры преимущественно на основе государственно-частного партнерства.

 

-Переход от налогообложения добычи полезных ископаемых к управлению недрами как государственным имуществом. Государство должно получать доход через механизм аукционной продажи прав на разработку полезных ископаемых и других находящихся в его собственности природных ресурсов вместо нынешней сложной и непрозрачной системы лицензионных сборов и налогообложения.

-Снижение импортных тарифов, а также отмена всех импортных квот. Эта мера будет стимулировать структурные изменения, вести к снижению издержек производства и поддержит уровень потребления граждан

-Объявление моратория на создание государственных корпораций.

Информация о работе Меры российского государственного антикризисного регулирования 2008-2009 г