Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 12:26, контрольная работа
Актуальность проблемы маркетинга в антикризисном управлении связана с существующими экономическими условиями хозяйствования предприятий в России и необходимостью осуществления не столько реформирования промышленных предприятий, сколько восстановления бизнес-процессов с учетом реальных экономических условий и проблем и возможностей предприятий.
Введение
1. Роль маркетинга в антикризисном менеджменте
1.1 Антикризисное управление и регулирование
1.2 Понятие антикризисной маркетинговой стратегии
2. Типы антикризисных маркетинговых стратегий
2.1 Использование средств маркетинга в антикризисном управлении
Заключение
Список литературы
Монина Е.С., ст.
препод.Г
Маркетинг в антикризисном менеджменте
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Роль маркетинга в антикризисном менеджменте
1.1 Антикризисное управление и регулирование
1.2 Понятие антикризисной маркетинговой стратегии
2. Типы антикризисных маркетинговых стратегий
2.1 Использование средств маркетинга в антикризисном управлении
Заключение
Список литературы
В наше время очень многие предприятия сталкиваются с моментами кризиса, когда все идет к краху того, что так долго создавалось. Хочется сохранить то, во что вложил средства, силы и душу.
В науке существует такое направление как «антикризисный менеджмент», что является, своего рода инструкцией по спасению своего дела.
Цель маркетинга в антикризисном управлении - обеспечить в первую очередь производство и продажу таких товаров, которые пользуются наибольшим и устойчивым спросом на рынке и приносят предприятию основную массу прибыли. Наиболее полно и лучше, чем конкуренты, удовлетворять запросы потребителей возможно, если в выбранных направлениях деятельности предприятие имеет или может иметь сильные и устойчивые конкурентные преимущества, основанные на стержневых компетенциях предприятия.
Задачами маркетинга являются комплексное изучение рынка, оценка спроса и неудовлетворенных потребностей, разработка маркетинговой стратегии и комплекса маркетинговых средств (товар, цена, каналы распределения, коммуникации) для ее реализации.
Актуальность проблемы маркетинга в антикризисном управлении связана с существующими экономическими условиями хозяйствования предприятий в России и необходимостью осуществления не столько реформирования промышленных предприятий, сколько восстановления бизнес-процессов с учетом реальных экономических условий и проблем и возможностей предприятий.
Предметом исследования является маркетинг в антикризисном управлении и его основные стратегии, обусловливающие характер и особенности формирования и использования маркетинговых программ в антикризисной политике развития организации.
Опасность кризиса существует всегда: в управлении постоянно существует риск цикличного развития социально-экономической системы, изменения соотношения управляемых и неуправляемых процессов.
Управление социально-экономической системой в определенной мере всегда должно быть антикризисным.
Антикризисное управление - это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором, потенциалом активного и решительного поведения человека в условиях кризиса, его заинтересованностью в преодолении кризисов, пониманием истоков и природы кризиса, закономерностей его протекания. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям [6].
Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть ситуации кризиса и готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.
Необходимость антикризисного управления отражает потребности преодоления и разрешения кризиса, возможного смягчения его последствий. Это естественная потребность человека и организации. Реализовывать ее можно только посредством специальных механизмов антикризисного управления, которые следует создавать и совершенствовать.
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
а) кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
б) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
в) к кризисам можно и необходимо готовиться;
г) кризисы можно смягчать;
д) управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
е) кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
ж) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
Разработка маркетинговой стратегии для антикризисного управления - сложная и многогранная работа, в значительной степени зависящая от конкретной ситуации. Стратегия управления рассматривается в условиях рыночных отношений как мощный управленческий инструментарий, с помощью которого современная организация противостоит изменяющимся условиям, прежде всего, внешней среды.
Стратегия управления представляет собой хозяйственную политику, разработанную на основе предвидения будущего развития, характера и последствий производственно-хозяйственной деятельности путем определения и прогнозирования результатов, потребных ресурсов, средств и методов управления. Объектом стратегии маркетинга производственно-хозяйственной системы выступает будущее положение организации на конкретном рынке, а также характер использования для его достижения разнообразных маркетинговых средств и методов.
Стратегия в маркетинге - более устойчивый инструмент, чем цели, так как служит условием, обеспечивающим реализацию идей и миссии организации. Цели же маркетинга более динамичны и подвержены корректировке в зависимости не только от стадий антикризисного управления, но и от изменяющейся конъюнктуры рыночного спроса, цен, инфляции и других процессов.
Учитывая комплексный характер средств маркетинга и логическую последовательность их использования в маркетинговом цикле, любая маркетинговая стратегия рассматривается как многоаспектная. Содержание стратегии маркетинга обогащается по мере ее продвижения по стадиям маркетинговой деятельности. В качестве примера в табл. 1 приведены основные антикризисные управленческие решения по укрупненным видам маркетинговой деятельности.
Выделены типичные для маркетингового цикла четыре стадии: анализ и оценка рыночных и маркетинговых возможностей организации; отбор целевых рынков; разработка комплекса маркетинга; разработка и реализация маркетинговых программ.
Маркетинговая
информация и маркетинговые рекомендации
рассматриваются как базовая информация
к принятию антикризисных управленческих
решений, направленных на стабилизацию
и выход организации из кризиса.
Таблица 1 - Направления антикризисных управленческих решений [1, с. 168]
Виды маркетинговой деятельности | Виды решений |
1. Анализ и оценка рыночных и маркетинговых возможностей организации | - оценка и ранжирование
факторов маркетинговой среды, тормозящих
функционирование организации, их нейтрализация
- экспертная оценка риска работы на конкретных рынках, определение границы риска и условий неопределенности - оценка возможных преимуществ организации в функционировании на реальных рынках |
2. Отбор целевых рынков | - оценка спроса
и вероятности освоения рынка
- формирование потребности в продукте на новых сегментах рынка - оценка негативных и позитивных факторов, влияющих на формирование целевых сегментов и условия их освоения |
3. Разработка комплекса маркетинга | - выбор критериев
инновационных решений по профилирующей
продукции (услугам)
- выбор методов оценки уровня цен - выбор средств и методов управления процессом выведения товаров (услуг) на рынки и их продвижение к потребителю - выбор средств и методов управления сбытом продукции (услуг) - выбор средств и методов предоставления фирменных услуг (сервиса) - оценка эффективности коммуникаций, средств и методов рекламной кампании |
4. Разработка и реализация маркетинговых программ | - обоснование антикризисных программ организации, стратегических и тактических планов, бизнес-плана |
В таблице 1 приводится «поле» решений, на основе которых менеджер строит логику модели формирования стратегии поведения организации на рынке, выбирает главное направление концентрации усилий организации по выходу из кризиса за счет маркетинговых возможностей - ключевую маркетинговую стратегию.
Все другие стратегии ранжируются и могут служить направлением тактических действий на более коротких промежутках времени. Чаще всего в кризисных условиях разрабатывается среднесрочная стратегия до трех лет. Любая стратегия маркетинговой деятельности реализуется в конкретной программе.
Маркетинговые программы включают мероприятия, которые следует выполнить организации для стабилизации ситуации на рынке и по выходу из кризиса неплатежеспособности (неуправляемости, неконкурентоспособности). Маркетинговые антикризисные программы могут быть частью стратегического и тактического плана организации по выходу из кризиса или антикризисного бизнес-плана. Приоритетными в антикризисном маркетинге являются стратегии продвижения товаров на новые рынки, упрочнения положения на старых рынках, диверсификация.
При выборе маркетинговой стратегии существенную помощь менеджеру может оказать выделение признаков и классификация стратегий (таб. 2).
Особенность
данной классификации - в выделении признаков,
комплексно характеризующих не только
будущее положение организации на рынке,
но и пути его достижения.
Таблица 2 - Классификация маркетинговых стратегий в антикризисном управлении [1, с. 169]
Признак | Виды стратегий |
1. Маркетинговая среда | Интеграционные
стратегии:
- макроэкономическая, - внешнеэкономическая, - региональная, - производственной сферы и непроизводственной сферы, - межотраслевая и отраслевая |
2. Функциональное значение | Стратегии факторов
производства:
- производственных, - инвестиционных, - инновационных, -финансовых, - трудовых, - информационных |
3. Развитие организации | Антикризисная
стратегия:
- предотвращение несостоятельности, - выход из кризиса, - ликвидация его последствий |
4. Вид и масштаб рынка | Рыночная стратегия:
- расширение рынка, - проникновение вглубь рынка, - продвижение товара на новые рынки, - конкурентные преимущества |
5. Приоритет средств маркетинга | Товарная стратегия:
- дифференциация профилирующего товара, диверсификация Ценовая стратегия: - повышение/понижение цен, - ценовая конъюнктура Фирменная стратегия: - фирменного товара, - имиджа, - сервиса, - стиля, - дизайна Рекламная стратегия: - информирование о преимуществах товара, - убеждение, - мотивация, - напоминание |
6. Рыночная конъюнктура | Стратегия спроса
и предложения:
- стимулирующая, - креативная, - поддерживающая, - противодействующая |
7. Рыночное поведение | Стратегия мелких
организации:
- копирование продуктов ведущих фирм, - приспособление к потребностям, - интеграция с более крупными организациями Стратегия средних организаций: - патентная - рыночных ниш, - инновационная, - интенсивного маркетинга Стратегия крупных фирм: - широкое проникновение, - «снятие сливок» |