Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 14:30, курсовая работа
От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.
Цель данной работы - рассмотреть финансовую политику России в свете Бюджетного послания Президента РФ, а также с учетом мер, принятых в результате кризиса в российской экономике.
Введение 3
1. Финансовая политика государства: сущность и содержание 4
1.1 Сущность и задачи финансовой политики 4
1.2. Содержание финансовой политики 7
2. Основные направления финансовой политики России и итоги 2008 г. 11
2.1. Основные направления финансовой политики РФ в бюджетном послании Президента РФ 2008 г. 11
2.2. Итоги 2008 г. в свете реализации финансовой политики государства 15
3. Кризис в России и антикризисная политика государства 20
3.1. Особенности кризиса в России 20
3.2. Оценка антикризисной политики РФ 25
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Промышленная рецессия в России началась и по-прежнему продолжается в условиях не отрицательного, а положительного платежного баланса по текущим операциям. Даже в ноябре 2008-го (по последним обнародованным данным) российский экспорт в долларовом выражении в полтора раза превышал российский импорт. Следовательно, утверждение, согласно которому российский кризис вызван внешними конъюнктурными, а не внутренними причинами, не находит своего подтверждения.
Главным предварительным итогом первых шести месяцев промышленной рецессии в России является то, что кризис в нашей стране очевидным образом протекает существенно более жестко по сравнению с тем, как это происходит в большинстве других стран, сопоставимых с Россией по размерам и степени диверсификации экономики.
Следует особенно обратить внимание на то, что среди стран, затронутых промышленной рецессией 2008 года, почти нет стран-энергоэкспортеров, а в тех странах-энергоэкспортерах, где все же наблюдается сокращение производства, его масштабы гораздо скромнее промышленного спада в России. Это означает, что главные причины нынешнего экономического кризиса в России связаны не столько с зарубежным воздействием, сколько, прежде всего, с внутренней российской спецификой.
С началом кризиса государство направляло средства в потенциально наиболее пострадавшие в результате кредитного шока сектора экономики. Ими, очевидно, оказались сильно закредитованные крупнейшие российские корпорации производственного, добывающего, финансового секторов экономики. В том числе – квазигосударственные структуры. Государство позволило рынку «уйти в валюту», таким образом решалась задача обеспечения бизнес структур средствами для выплаты внешних платежей, компенсировались выпадающие доходы бюджета, стимулировался нетто-экспорт. Важно отметить, что сложившаяся к осени 2008 г. макроэкономическая ситуация в целом предопределяла снижение – и значительное – курса рубля РФ на валютном сегменте. При этом, я разделяю мнение о том, что значительная часть истраченных золотовалютных резервов, объем которых снизился с августа 2008 года на $210 млрд., осталась в России. Риски вложений на внешних рынках вряд ли недооценивались банками, равно как и та сравнительно низкая потенциальная доходность, которую показывали в последние месяцы практически все мировые рынки. В данной связи представляется возможным, что кризиса ликвидности в российской экономике удалось практически преодолеть. Это, по-видимому, была основная цель первого этапа антикризисной политики.
Действительно, деньги правительства не доходили в конце 2008 - начале 2009 гг. до реального, производственного сектора экономики. Но такая задача, как представляется тогда и не ставилась. Даже получение «реальной» экономикой указанных средств не заставило бы ее работать в условиях высокой макроэкономической неопределенности, отсутствия конечного спроса. Деньги, предоставленные реальному сектору, в таких условиях все равно ушли бы на спекулятивный сегмент, и отследить их движение в структуре относительно небольших компаний было бы сложнее, чем в случае «системообразующих» предприятий.
Сейчас развивается новый этап антикризисных мер, который связан с преодолением кризиса доверия в экономике РФ. Как и в начале кризисного периода, действия российских регулирующих структур отражают общие тенденции в сфере глобального процесса макроэкономического стимулирования, проводимого ведущими мировыми экономиками. При этом, я не думаю, что российская, мировая экономика в итоге окажется в т.н. «ловушке ликвидности», когда меры монетарного стимулирования уже не влияют на спрос и инвестиционная активность в результате их сокращается. Специфика сегодняшнего финансового кризиса заключается как раз в том, что он развивается не в результате перепроизводства товаров и услуг. Текущую ситуацию отличают существующие в мировой экономике средне- и долгосрочные риски формирования ресурсных дефицитов, а также тенденции, связанные с увеличением роли государства в макроэкономических процессах.
Кризис, в принципе, может значительно ускорить процессы перераспределения ресурсов в пользу более эффективных предприятий, способствовать замене неэффективных собственников и менеджеров. Но ход этого процесса зависит во многом от эффективности осуществляемых государственных программ антикризисной поддержки экономики, то есть от того, кто в конечном итоге получает основные выгоды от государственной помощи. С точки зрения долгосрочной экономической стратегии, эффективная господдержка должна быть структурирована таким образом, что основные выгоды достаются относительно более эффективным предприятиям, способным расширить свою долю на рынке и привлекать дополнительные ресурсы. Тем самым ускорятся процессы естественного отбора конкурентоспособных предприятий. Реализуемые пока в России антикризисные меры в недостаточной степени учитывают долгосрочные эффекты предоставляемой господдержки на рост конкурентоспособности предприятий, превалирует желание «помочь всем». При этом значительный объем ресурсов был израсходован на поддержку существующих собственников крупнейших компаний.
Иными словами, с точки зрения повышения долгосрочной конкурентоспособности, нецелесообразны некоторые заявленные меры и подходы. Например, поддержка фондовых рынков. Эта мера является фактическим субсидированием нынешних собственников компаний и напрямую не связана с их усилиями по повышению эффективности производства.
Сокращение налогов на потребление (НДС, тарифы на потребительский импорт), не позволяет различить между более и менее эффективными предприятиями, оно в равной мере помогает всем. Более эффективной мерой могло бы стать снижение налогов на прибыль, налоговые льготы на инвестиции, на закупки оборудования, при которых льготы достаются предприятиям, осуществляющим инвестиции.
Безусловное предоставление федеральной помощи бюджетам субъектов Федерации - риск, связанный с такой мерой, состоит в том, что бюджетные средства могут быть использованы субъектами для субсидирования нежизнеспособных предприятий, как это и происходило в 90-е годы. Более эффективная мера - федеральное софинансирование социальных и инвестиционных программ регионов.
Бесконтрольная и безусловная накачка банков деньгами, которые не проходят в реальный сектор, а лишь увеличивают отток капитала. Меры будут более эффективны, если использовать наработанные в международной практике меры контроля. Например, предоставление кредитных линий (средства выдаются банкам на рефинансирование конкретных вновь выделенных кредитов, а не авансом), увязка помощи банкам с реструктуризацией их кредитов реальному сектору и со списанием ими плохих долгов предприятий. Отметим, что ряд антикризисных мер при правильном использовании дают значительный «эффект модернизации». К ним относятся меры по стимулированию конечного спроса, в т.ч. на основе расширения госзакупок, по сокращению потребности предприятий в оборотных средствах и, следовательно, в кредите. К наиболее очевидным направлениям действий в данном направлении относится ускорение возврата НДС экспортерам, ускорение таможенных процедур и снижение их стоимости, ускорение процедур, касающихся выдачи разрешений на строительство, землеотвод, сертификацию импортного оборудования и т.п.
Президент РФ ежегодно обязан выступать с двумя посланиями, причем их сроки жестко не регламентируются. Одно из них - послание Федеральному собранию - глава государства должен огласить лично перед парламентом, а другое - бюджетное послание - направить в письменной форме правительству и парламентариям.
Бюджетное послание, как правило, подводит главные итоги бюджетной политики минувшего года и формулируются задачи бюджетной политики на будущий год и среднесрочную перспективу, указываются направления налоговой политики, пути повышения эффективности бюджетных расходов и совершенствования межбюджетных отношений.
В бюджетном послании 2008 г. были определены основные направления финансовой политики России.
Во-первых, это обеспечение устойчивой и сбалансированной бюджетной системы, имеется ввиду трехлетний план и в последствии переход на 15-летний цикл финансового прогнозирования. Во-вторых, меры по снижению инфляции.
Еще
одной задачей Медведев назвал формирование
устойчивого механизма
Он особо отметил, что в послании речь идет и о повышении эффективности расходов бюджетных средств за счет перехода к оказанию государственных услуг на основе госзадания и нормативно-подушевого финансирования. Кроме того, в документе определены приоритетные направления расходования бюджетных средств, в числе которых - здравоохранение, образование, НИОКР, транспортная инфраструктура.
В бюджетном послании также ставится задача снизить бюджетные расходы. Медведев высказался также за увеличение денежного довольствия отдельных категорий офицеров и предусмотреть соответствующие расходы в бюджете. В послании говорится также о совершенствовании финансового обеспечения взаимодействия субъектов Федерации и муниципальных образований.
Однако итоги 2008 г. неутешительны: фондовый рынок «обвалился», в банковском секторе в последние 3 месяца 2008 г. наблюдается убыточность, растет инфляция и безработица.
При этом, строго говоря никакой антикризисной политики вообще нет и не было. Было затыкание дыр, разрозненные не связанные между собой меры, несогласованные действия разных министерств и ведомств на разных направлениях. Просто закачивают деньги в экономику, не имея ни критериев эффективности этих трат, ни четких приоритетов. Протекционистские меры вроде запретительных пошлин на подержанные иномарки сочетаются с попытками вступить в ВТО и обещаниями не трогать режим свободной торговли.
Поэтому самый первый шаг по регулированию финансовой политики государства – принятие мер к разработке комплексной антикризисной программы, основанной на качественном анализе причин кризиса.
Информация о работе Кризис в России и антикризисная политика государства