Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 14:30, курсовая работа
От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.
Цель данной работы - рассмотреть финансовую политику России в свете Бюджетного послания Президента РФ, а также с учетом мер, принятых в результате кризиса в российской экономике.
Введение 3
1. Финансовая политика государства: сущность и содержание 4
1.1 Сущность и задачи финансовой политики 4
1.2. Содержание финансовой политики 7
2. Основные направления финансовой политики России и итоги 2008 г. 11
2.1. Основные направления финансовой политики РФ в бюджетном послании Президента РФ 2008 г. 11
2.2. Итоги 2008 г. в свете реализации финансовой политики государства 15
3. Кризис в России и антикризисная политика государства 20
3.1. Особенности кризиса в России 20
3.2. Оценка антикризисной политики РФ 25
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Кредитно-денежная политика представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.
В свою очередь, в составе кредитно-денежной политики приобретают относительную самостоятельность денежная, кредитная, ценовая политики и финансовая политика на рынке ценных бумаг.
Денежная политика направлена на обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты.
Кредитная политика направлена на обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы).
Ценовая политика - регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.
Финансовая политика на рынке ценных бумаг – это управление деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курсы покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансирования, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов).
Финансовая политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, которое обнародуется согласно Бюджетному Кодексу не позднее мая месяца года, предшествующего очередному финансовому году.
Послание определяет для Правительства РФ ориентиры при формировании и исполнении бюджета на предстоящий финансовый год.
Первое бюджетное послание Дмитрия Медведева обозначило основные направления и ориентиры политики государства в 2009-2011 годах. Кратко обозначив итоги 2007 - начала 2008 годов, президент перешел к главному - социальной политике государства. Основными моментами в этой части стали налогообложение, рациональное расходование бюджета и главное - борьба с инфляцией.
2007
- начало 2008 годы уже принесли
много положительных моментов
в выше озвученных
Бюджетные расходы обозначенного периода способствовали реализации приоритетов экономического и социального развития страны. Напомним, что в 2008 году трижды повышались пенсии, увеличены размеры денежных выплат льготникам, повышены «детские» пособия. Достигнуты значимые успехи в реализации нацпроектов.
Эти направления бюджетной политики, безусловно, будут реализовываться и в 2009-2011 годах. Одной из основных задач на данный период Дмитрий Медведев обозначил борьбу с инфляцией.
Одним из основных выходов из создавшейся ситуации президент видит в повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования ее структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности.
Необходимость замедления роста цен - одновременно макроэкономическая и социальная проблема. Инфляция уменьшает реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования, выбивает из состояния сбалансированности пенсионную систему.
Для повышения эффективности и результативности бюджетной политики президент страны обозначил задачи, на которых необходимо будет сосредоточиться правительству в ближайшие годы. Все они (задачи) так или иначе, связаны с устойчивостью бюджетной системы, снижением инфляции, стимулированием роста экономики и повышением уровня жизни населения на долгосрочную перспективу.
К 1 августа 2008 года предполагалось разработать долгосрочную бюджетную стратегию на период до 2023 года. Она должна была включать в себя основные параметры бюджетной системы, выявить долгосрочные риски и установить целевые ориентиры, для достижения которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы в интересах повышения конкурентоспособности российской экономики и адресности социальной политики.
Налоговая политика стала вторым основным моментом бюджетного послания президента. В этой части необходимо напомнить, что снижение налоговой нагрузки было чуть ли не основным лозунгом президентской компании Медведева. Разумеется этаже линия прослеживается и в послании. В среднесрочной перспективе, обеспечивая необходимый для выполнения обязательств объем бюджетных доходов, налоговая политика должна создавать благоприятные условия для модернизации экономики, осуществления инвестиций в создание новых производств и повышение производительности труда. Одновременно следует создавать стимулы для инвестиций граждан и организаций в образование, здравоохранение, улучшение жилищных условий и добровольное пенсионное страхование.
Уже в 2008 году президент указал на необходимость принятия следующих изменений в Налоговый кодекс и иные нормативные правовые акты: нужно установить равные условия для организаций независимо от их организационно-правовой формы при применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость социально значимых услуг; необходимо учитывать при исчислении налога на прибыль организаций произведенные расходы на цели образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения и оплату процентов по ипотечным кредитам сотрудников соответствующих организаций; освобождение от налогообложения средств, направляемых на формирование добровольных пенсионных накоплений граждан; совершенствование порядка применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства; повышение размера необлагаемого минимума при расчете налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти; повышение качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, а также эффективное использование инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.
Не забытыми в бюджетном послании оказались и взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены, реформирование системы взимания акцизов и снижение НДС.
В бюджетном послании четко обозначены и основные приоритеты бюджетных расходов. И в этой части главным остается социальная направленность. Приоритетными направлениями бюджетных расходов должны быть сферы здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, модернизация транспортной инфраструктуры.
Одним из компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы является реформирование оплаты труда. Объем средств на увеличение фондов оплаты труда должен быть достаточным, в том числе для обеспечения соответствующего уровня дифференциации в оплате труда при вступлении в силу с 1 января 2009 г. решения об увеличении минимального размера оплаты труда до 4330 рублей.
В 2009 году средний размер социальной пенсии должен достигнуть величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии по старости - превысить прожиточный минимум пенсионера более чем в 1,3 раза.
Следует предусмотреть бюджетные ассигнования на регулярную индексацию пособий гражданам, имеющим детей, на увеличение компенсационных выплат по уходу за инвалидами I группы, детьми-инвалидами, престарелыми гражданами.
С учетом позитивно складывающейся динамики рождаемости следует ожидать увеличения потребности в средствах материнского капитала.
К 1 мая 2010г. государство обязано решить проблему обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны.
Увеличение расходов на реализацию программ предлагается сосредоточить на следующих приоритетных направлениях: развитие транспортной инфраструктуры, поддержка современных технологий и инноваций, формирование здорового образа жизни и расширение возможностей духовного развития, защита населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечение обороноспособности страны, создание сети федеральных университетов и их развитие, стимулирование реализации проектов использования возобновляемых источников энергии.
Из-за падения цен на нефть, которые пока значительно расти и не думают, а, по мнению многих экономистов, не будут этого делать еще 5, 10, а то и больше лет, федеральный бюджет лишился своей основной «подпитки» в виде больших доходов от нефтегазового сектора, и компенсировать эту утрату так и недиверсифицированной за последние годы российской экономике оказалось не под силу. В итоге как минимум на ближайшие 3 года мы будем иметь дефицитный бюджет, экономить, в том числе и за счет отказа от развития инновационной экономики, и много тратить на социальные расходы.
При этом помогать деньгами реальной экономике у властей особого желания уже нет. С учетом того, что самой ей с кризисом никак не справиться, государство намерено всячески стимулировать покупательский спрос. Идея, может быть, и неплохая, да только недостаточная. Если не поддержать конечный спрос в экономике за счет инвестиций, создания рабочих мест и снижения нагрузки на бизнес, шоковое состояние реального сектора продлится еще немало времени.
Сейчас правительство изо всех сил, по крайней мере, оно именно так позиционирует свои действия, пытается решить хотя бы проблему безработицы. Пока получается не очень, Минздравсоцразвития уже не раз пересматривал официальные прогнозы по численности безработных в сторону увеличения. Последний пересмотр был сделан на днях - с 2,2 млн. до 2,8 млн. безработных, а аналитики прогнозируют, что в действительности безработица составит, как минимум, 8 млн. человек.
Не удается властям справиться и с другой насущной проблемой - инфляцией. В марте Росстат опубликовал данные о динамике потребительских цен в феврале 2009 г. Инфляция по итогам месяца оказалась на уровне 1,7%, с начала года она достигла 4,1%. Темпы роста потребительских цен по многим позициям уже заметно опережают прошлогодние показатели. А ведь в прошлом году инфляция, особенно в сегменте продовольственных товаров, была и так высокой. Конечно, после второго месячного среза данных далеко идущие выводы делать сложно, тем более что сейчас экономика проходит непростой период адаптации к новым условиям существования. Однако если события и в будущем будут развиваться подобным образом (дорожать будут не только импортные товары, но и услуги), то инфляция может легко превысить не только официальный прогноз властей (13%), но и ожидания (15%).
Фондовый рынок России в 2008 г. показал просто обвальное падение.
Опубликованная статистика ЦБ РФ по банковскому сектору также мало чем может порадовать. В декабре 2008 г. наблюдались такие негативные тенденции, как рост объема просроченных кредитов и замедление темпов роста кредитного портфеля банков. В результате уже третий месяц подряд кредитные организации несут убытки (в декабре - 0,7 млрд. руб.).
При этом активы банковского сектора выросли в декабре на 2,6%, что сопоставимо со средним значением за предыдущие месяцы 2007 года. Однако причиной роста стал не кредитный портфель (он увеличился всего на 0,4 %), как это было в предыдущий период, а средства на корреспондентских счетах и депозиты в других банках, которые за декабрь 2008 г. выросли более чем на 17,2%.
При этом весь рост банковского сектора происходил исключительно за счет господдержки. Так или иначе доля государства в активах банковского сектора уже выросла на 11% на конец 2008 г.
Стоит отметить, что отток вкладов населения несколько приостановился. В декабре 2008 г. объем розничных депозитов сократился всего на 0,2%, что можно считать большим достижением, учитывая значительный их отток в октябре-ноябре 2008 г.
Что касается качества кредитного портфеля, то тенденция его ухудшения продолжает набирать обороты. В основном это происходит за счет корпоративного портфеля. Объем просроченных кредитов по корпоративному портфелю в ноябре вырос на 27% (36% в октябре), по розничному - на 7,2% (2% в октябре). Продолжает расти также доля просроченных кредитов в общей сумме кредитов - на конец декабря 2008 г. она составила 2% (в ноябре 1,7%). По мнению аналитиков объем просроченной задолженности будет и дальше увеличиваться.
Информация о работе Кризис в России и антикризисная политика государства