Кризис в психологии 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:27, контрольная работа

Описание работы

Восприятие и память, навыки и мышление, установка и чувства трактовались теперь как своего рода "инструменты", позволяющие организму эффективно "орудовать" в жизненных ситуациях. Рушилось представление о сознании как особом замкнутом мире, изолированном острове духа. Вместе с тем новая биология направляла на изучение психики с точки зрения ее развития. Тем самым радикально расширялась зона познания объектов, недоступных для интроспективного анализа (поведение животных, детей, психически больных). Крах исходных представлений о предмете и методах психологии становился все более очевидным.

Работа содержит 1 файл

Кризи в психологии 20 века Саевский.docx

— 35.15 Кб (Скачать)
">     Истинный  смысл событий, связанных с возникновением и стремительным развитием бихевиористского движения, был иным и заключался не в аннигиляции психики, а в изменении понятия о ней.

     Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а "коннексионистом" (от англ, "коннексия" — связь). Однако об исследователях и их концепциях следует судить не по тому, как они себя называют, а по их роли в развитии познания. Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма.

     Свои  выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации "Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных". Термины Торндайк употреблял традиционные — "интеллект", "ассоциативные процессы", но содержанием они наполнялись новым.

     То, что интеллект имеет ассоциативную  природу, было известно со времен Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животного к среде, стало общепринятым после Спенсера. Но впервые именно опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Ассоциация означала уже связь не между идеями или между идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями.

      Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958). Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом.

     Девизом бихевиоризма стало понятие о  поведении как объективно наблюдаемой  системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это  понятие зародилось в русской  науке в трудах И. М. Сеченова, И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Они  доказали, что область психической  деятельности не исчерпывается явлениями  сознания субъекта, познаваемыми путем  внутреннего наблюдения за ними (интроспекцией), ибо при подобной трактовке психики  неизбежно расщепление организма  на душу (сознание) и тело (организм как материальную систему). В результате сознание отъединялось от внешней реальности, замыкалось в кругу собственных  явлений (переживаний), ставящих его  вне реальной связи земных вещей  и включенности в ход телесных процессов. Отвергнув подобную точку  зрения, русские исследователи вышли  на новаторский путь изучения взаимоотношений  целостного организма со средой, опираясь на объективные методы, сам же организм трактуя в единстве его внешних (в том числе двигательных) и внутренних (в том числе субъективных) проявлений. Этот подход намечал перспективу для раскрытия факторов взаимодействия целостного организма со средой и причин, от которых зависит динамика этого взаимодействия. Предполагалось, что знание причин позволит в психологии осуществить идеал других точных наук с их девизом "предсказание и управление".

5. Гельштат-психология

     В те же годы, когда в США вспыхнул бихевиористический «бунт» против психологии сознания, в Германии другая группа молодых исследователей отвергла психологический «истеблишмент» с не меньшей решительностью, чем Уотсон. Эта группа стала ядром новой научной школы.

     Ядро  образовал триумвират, в который  входили Макс Вертгеймер(1880-1943), Вольфган Келер(1887-1967) и Курт Коффка(1886-1941). Они встретились в 1910г. во Франкфурте-на-Майне, в Психологическом институте, где Вертгеймер искал экспериментально ответ на вопрос о том, как строится образ восприятия видимых движений, а Келер и Коффка были не только испытуемыми, но и участниками обсуждения результатов опытов. В этих дискуссиях зарождались идеи нового направления психологических исследований.

     Э.Гуссерель(1859-1938) видел свою задачу в том, чтобы реформировать логику, а не психологию.

     Установка на то, чтобы строить психологическое  знание по типу физико-математического, отличала гештальтизм от других феноменологических концепций.

     И бихевиористы, и гештальтисты надеялись создать новую психологию по типу наук о природе. Но для бихевиористов моделью служила биология, для гештальтистов – физика.

     Понятие об инсайте (от англ. insight – усмотрение) стало ключевым в гештальт-психологии. Ему был придан универсальный характер. Оно стало основой гештальтистского объяснения адаптивных форм поведения, которые Торндайк и бихевиористы объясняли принципом «проб, ошибок и случайного успеха».

     Водораздел  между гештальтизмом и бихевиоризмом  создал также, общепринятому мнению, проблема целого и части. Гештальтизм  отстаивал идею целостности в  противовес бихевиористскому взгляду на сложную реакцию как сумму элементарных.

     Идеи  гештальтизма существенно повлияли на преобразование первоначальной бихевиористской доктрины и подготовили почву для необихевиоризма, который стал складываться на рубеже 30-х годов. 
 

6. Теория "поля" Курта Левина

     Теория  немецкого психолога К.Левина (1890-1947) сложилась под влиянием успехов  точных наук — физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись  в университете психологией, Левин  пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной. В 1914 году Левин получил докторскую степень. Получив приглашение преподавать  психологию в Психологическом институте  Берлинского университета, он сближается с Коффкой, Келером и Вертгеймером, основателями гештальт-психологии. Близость их позиций связана как с общими взглядами на природу психического, так и с попытками в качестве объективной основы экспериментальной психологии выбрать физическую науку. Однако в отличие от своих коллег Левин сосредоточивается не на исследовании когнитивных, а на изучении личности человека. После эмиграции в США Левин преподает в Станфордском и Корнельском университетах. В этот период он занимается главным образом проблемами социальной психологии и в 1945 году возглавляет исследовательский центр групповой динамики при Массачусетском технологическом институте.

     Свою  теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название "теория психологического поля". Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т. е. удовлетворению потребности.

     Левин различал два рода потребностей —  биологические и социальные (квазипотребности).

     Левиновский подход отличало два момента. Во-первых, он перешел от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе «организм-среда» Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного динамического целого. Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределённой константы, Левин полагал, мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми. Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус. Она сводилась более к биологическим потребностям, удовлетворив которые организм исчерпывает свой мотивационный потенциал.

     Левин показал необходимость не только целостного, но и адекватного понимания  себя человеком.

7. Психоанализ (глубинная  психология)

     Без преувеличения можно сказать, что  австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним  из тех ученых, кто во многом повлиял  на все дальнейшее развитие современной  психологии.

     Ни  одно психологическое направление  не приобрело столь широкую известность  за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его  идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.

     З.Фрейд  назвал свое учение психоанализом —  по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения  неврозов. Второе название — глубинная  психология — это направление  получило по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики.

     Хотя  не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его  положения на сегодняшний день кажутся  принадлежащими скорее истории, чем  современной психологической науке, невозможно не признать, что его  идеи оказали положительное влияние  на развитие мировой культуры —  не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

Аналитическая психология.

     Швейцарский психолог К. Юнг(1875-1961) окончил университет  в Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра  П. Жане, он открывает собственную  психологическую и психиатрическую  лабораторию. В это же время он знакомится с первыми работами Фрейда, открывая для себя его теорию. Сближение  с Фрейдом оказало решающее влияние  на научные взгляды Юнга. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций, и стремлений между ними существуют и значительные разногласия, примирить которые им так и  не удалось. Эти разногласия были связаны, прежде всего, с разным подходом к анализу бессознательного. Юнг  в отличие от Фрейда утверждал, что "не только самое низкое, но и самое  высокое в личности может быть бессознательным". Не соглашаясь с  пансексуализмом Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Не менее значимым были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что символы являются заместителями других, вытесненных предметов и влечений. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент. Поэтому Юнг был против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного.

Индивидуальная  психология.

     А.Адлер (1870-1937) окончил медицинский факультет  Венского университета, начав работу как врач-офтальмолог. Однако вскоре его интересы перемещаются в сторону  психиатрии и неврологии.

     Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

     Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся  с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом  и представляет целостную систему  развития личности.

8. Гуманистическая  психология

     Большое влияние оказал персонализм и  на возникшую в середине XX века гуманистическую  психологию.

     Гуманистическая психология, появившаяся как направление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную  концепцию личности и ее развития.

     Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами — К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт.

     Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование  во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая  была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону  этой пропасти оказался субъект, сведенный  к "рацио", к способности оперировать абстрактными понятиями, по другую — объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями "бихевиоральных" наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая "технология": разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).

     Г.Олпорт(1897-1967) рассматривал сознаваемую им концепцию личности как альтернативную механизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми невротиками, на психику здорового человека.

     Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся.

     Карл  Роджерс(1902-1987) окончил Висконсинский университет, отказавшись от карьеры священника, к которой готовился с юности.

     Говоря  о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость. Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации.

Информация о работе Кризис в психологии 20 века