Контрольная работа по "Антикризисному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

В современных российских условиях еще не накоплен достаточный опыт антикризисного управления, поэтому необходимо обращаться к зарубежному опыту. Накопленный западными странами опыт антикризисного управления, несомненно, имеет большое значение для решения задач, стоящих перед Россией, но необходимо учитывать, что это опыт управления в принципиально иных условиях. Прежде всего, антикризисное управление на Западе - это управление в условиях вполне сложившейся рыночной экономики с действующими законами конкуренции и относительно стабильной социально-политической ситуацией, где банкротство принято рассматривать как положительное явление, способствующее очищению рынка от слабых конкурентов.

Содержание

Введение_______________________________________________стр.3
Государственный сектор и приватизация____________________стр.4
Государственное регулирование и структурные сдвиги в
экономике стран Запада__________________________________стр.5
Финансирование капиталовложений корпораций_____________стр.6
Государственная финансовая поддержка нововведений________стр.6
Основные направления совершенствования
государственного управления______________________________стр.7
Опыт антикризисного управления в Германии________________стр.8
6.1.Немецкое законодательство о банкротстве предприятия_____стр.10
6.2.Анализ причин кризиса предприятия_____________________стр.13
6.3.Деятельность немецкого ведомства по управлению
государственной собственностью__________________________стр. 14
Опыт антикризисного управления в Чехии__________________стр.15
7.1.Мероприятия Правительства ЧР в пользу инвесторов
и обязательства Фонда народного имущества ЧР по вопросам
экологии________________________________________________стр.16
7.2. Процедура признания предприятия банкротом
и погашения долгов в Чехии_______________________________стр.16
Процедура признания предприятия банкротом и
погашения долгов в Италии________________________________стр.18
8.1. Дальнейшее совершенствование законодательства
о банкротстве в Италии___________________________________стр.21
Вывод_________________________________________________стр.23
Список литературы______________________________________стр. 25

Работа содержит 1 файл

К.р.антикриз.упр.docx

— 86.80 Кб (Скачать)
    1. Основные  направления совершенствования  государственного управления

       В целях совершенствования государственного регулирования в странах Запада и США значительное внимание уделяется следующим направлениям:

       • процессу совершенствования управления, который рассматривается как  организационная и процедурная основа для реформ;

       • базе управленческого законодательства, являющейся юридической базой для  осуществления перестроек в деятельности госаппарата;

       • задачам ведомственного уровня, обеспечивающим перевод общеправительственных курсов и целей в конкретные задания для каждого федерального министерства.

       Для руководства всей работой в США  созданы специальные органы. Президентский  совет по честности и эффективности (создан в марте 1981 г.) должен координировать усилия различных ведомств по сокращению числа должностных преступлений, злоупотреблений и потерь при  осуществлении федеральных программ. В его задачи входят координация  деятельности генеральных инспекторов, разработка межведомственных подходов к проблеме, создание условий для  ранней диагностики случаев злоупотреблений, потерь, некомпетентности управления и борьбы с ними (посредством использования бухгалтерского учета, компьютеризованных систем проверки и контроля). Кроме того, в 1984 г. создан Президентский совет по совершенствованию управления, цель которого - служить форумом для выработки решений проблем, встающих перед госаппаратом, и для обмена идеями. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления:

       • совершенствование управления финансовыми  ресурсами. Например, для совершения эффективности предоставления государственных  кредитов ряд функций по управлению кредитами передан частному бизнесу, что позволило сократить масштабы «невостребованных долгов», а также  злоупотреблений, получивших широкое  распространение в американской кредитной политике в последние годы;

       • повышение отдачи от правительственных ведомств;

       • рационализация управленческих инструментов и процедур;

       • усиление управленческого контроля для обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов.

       Следует отметить, что государственное регулирование  значительно усиливается в периоды  экстремального развития (от усиления государственного контроля над отраслями  и предприятиями в период кризиса  до централизованного администрирования  в сферах производства и распределения  продукции в период войн). Например, в Японии в послевоенные годы, когда  коэффициент ущерба составлял для  энергетики, машиностроения и химической промышленности 30-58%, экономический  механизм характеризовался прямым государственным  управлением подавляющего большинства  отраслей и предприятий, системой фондового  распределения, жесткого регулирования  процессов обращения, ценообразования, политики доходов. Усилия государственной экономической политики в тот период направлены, прежде всего, на создание условий для рыночной конкуренции. В 1947 г. были приняты законы о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, о частных предпринимательских организациях. В последующие годы (1949-1950 гг.) продолжается активная политика государства по демонополизации экономики и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений в этом направлении и поэтапно отменяется государственное регулирование цен.

   
6. Опыт антикризисного управления в Германии

      Особенности антикризисного управления в ФРГ  обусловлены спецификой ее развития в предшествующие годы и в период создания единого государства. Общая  экономическая и финансовая ситуация в стране определяется следующими моментами.

      1. Высокая степень концентрации  капитала и производства, усиление  влияния крупного бизнеса, рост  его политической мощи. Процесс  концентрации и централизации  в ФРГ прошел две фазы: первая (период образования ФРГ и до  середины 60-х гг.) характеризовалась  реставрацией и укреплением капиталистических  структур в двух главных формах - восстановление крупных банков  и сталелитейных концернов; вторая (начавшаяся с кризиса 1966-1967 гг. и продолжающаяся до сих пор)  характеризуется концентрацией  в форме слияний фирм и поглощений.  Например, крупнейший концерн «Даймлер – Бенц» поглотил в последние годы такие гиганты, как МТУ, «Дорье», АЭГ. Начиная с 80-х гг. производство 510 важнейших видов промышленной продукции для трех крупнейших компаний составляет в среднем 41,8%. В целом уровень концентрации немецкой промышленности довольно высок и имеет тенденцию к росту. 
Наблюдается усиление воздействия крупного капитала на государственную политику по двум направлениям: масштабы концернов и их народнохозяйственное значение вынуждают государство действовать в интересах этих гигантов; концерны осуществляют определенную целенаправленную стратегию воздействия на государство путем использования лоббистов, союза предпринимателей, прессы и других рычагов.

      2. Волна слияний и поглощений  в промышленности отразилась  на банковской сфере и способствовала  дальнейшей монополизации в банковском  деле. Число отделений «гроссбанков»,  например «Дойче банка», стремительно  увеличивается. Среди банковских  гигантов непрерывно меняется  соотношение сил. Создаются банковские  консорциумы по предоставлению особо крупных кредитов. Альтернативным методом предоставления особо крупных кредитов является так называемый параллельный кредит, при котором несколько банков, предварительно согласовав между собой условия и общие размеры предстоящей сделки, по отдельности заключают соглашение с заемщиком и предоставляют ему кредиты. Значительное развитие получили операции по лизингу.

      3. Резко возрастает роль государственно-монополистического  регулирования в связи с переходом  к новой модели экономического  роста, для которой характерно  ускоренное развитие новых технологий, основные черты которых: высокая  степень использования научно-технических  знаний; высокий уровень расходов  на НИОКР; широкий спектр применения  новых технологий в различных  отраслях экономики; взаимное  переплетение этих технологий; сильное  воздействие на темпы экономического  роста и структуру народного  хозяйства на макро- и микроэкономическом  уровне, а также на социальную  сферу, международные экономические  отношения и окружающую среду. 
Высокие темпы развития подотраслей - носителей новых технологий определяют повышение общих темпов экономического развития в стране, рост занятости, рост доходов способствуют укреплению и сохранению позиций на мировых рынках. 
За счет государственных средств (до 40% в микроэлектронике) финансируется значительная часть новых технологий. Кроме того, используются различные государственные фонды для кредитования и гарантирования кредитов в целях развития новых технологий. Правительственные органы принимают активное участие в финансировании рисковых исследований и создании технологических (индустриальных) парков или центров. В последнее десятилетие в ФРГ возрастает активность государства в области поощрения новых технологий. Правительство и монополии ФРГ стремятся к активному сотрудничеству в области новых технологий с партнерами по Европейскому Союзу, принимают активное участие в американских проектах и привлекают партнеров из США к научным разработкам в ФРГ и странах EC. Свыше четверти германских зарубежных инвестиций приходится на США. Один из побудительных мотивов этого - получение доступа к новейшей американской технологии.

      4. В деловом мире существует  четкое понимание того, что период  спокойного развития кончился, и в дальнейшем возможны бурные потрясения, вызванные сужением рынков сбыта, обострением проблемы обеспечения сырьем, колебаниями валютных курсов. В таких условиях могут выжить лишь те фирмы, которые умеют приспосабливаться к быстро меняющимся условиям, правильно определять решающие направления хозяйственной политики и сконцентрировать на них имеющиеся ограниченные ресурсы. Руководители предприятий пришли к выводу, что нужна обширная, достоверная и оперативная информация, чтобы справиться с возрастающим риском и неопределенностью. Поэтому проблеме информационного обеспечения внутрифирменного планирования, маркетинга и других сторон хозяйственной жизни предприятия уделяется особое внимание. Предприниматели пришли к пониманию того факта, что процесс производства невозможен без необходимой информации и потому интенсивно развивается рынок экономических банков данных: реферативный или библиографический банк данных; банк данных полных текстов; цифровой банк данных, ориентированный на текст; банк данных «реального времени». 
Однако содержание банка данных требует специальных знаний, поэтому часто отсутствуют именно те виды банков данных, которые особенно нужны предпринимателям. Подавляющее число управляющих предпочитает самый прямой метод доступа к получению информации: на основе личных контактов. Общеэкономическая ситуация в стране и состояние финансового рынка во многом определяют особенности механизма проведения банкротства и санации предприятий. Так, банкротами становятся в основном относительно мелкие и средние предприятия. Причем около 70% немецких предприятий ликвидируется без открытия конкурсного производства. Обычно это располагающие минимально допустимым капиталом небольшие предприятия, которые берут в банках кредиты, значительно превышающие их собственный капитал. Поскольку на начальной стадии вхождения в бизнес расходы значительны, а доходы весьма скромные, малые предприятия не в состоянии выплачивать проценты и погашать кредиты. Кредиты банка выдаются под залог товаров, и потому для других кредиторов не остается свободного имущества и, следовательно, средств для оплаты конкурсного управляющего. Другая особенность проведения санации в ФРГ заключается в том, что финансово-экономические мероприятия государства по санации предприятия не предусмотрены. Исключением может быть только очень крупный завод, имеющий важное значение для всего региона, руководство которого будет изыскивать средства для того, чтобы сохранить предприятие и рабочие места. Как правило, в качестве инструмента своей экономической политики государство использует предоставление коммерческим банкам гарантий по кредитам, без которых банки не предоставляли бы дальнейшие кредиты предприятиям. Только в редких случаях государство на короткий период может взять на себя участие в делах предприятия, перепродав его затем частным лицам.
 

6.1. Немецкое законодательство о банкротстве предприятия

   
        Немецкое  законодательство признает предприятие  банкротом при наличии двух ситуаций: если предприятие неплатежеспособно  в прогнозируемом длительном периоде; если пассивы превышают активы. Момент наступления банкротства - коммерческие банки отказывают предприятию в кредите, понимая, что предприятие в сложном финансовом положении, т.е. уже длительный период времени несло убытки и не имеет имущества, которое могло бы быть залогом под кредит (превышение пассивов над активами). Второй показатель неплатежеспособности предприятия (превышение пассивов над активами) имеет условный характер, поскольку предприятия, особенно часто в период их становления, несут большие затраты по вхождению в бизнес и довольно часто на этом этапе расходы предприятия превышают его доходы. Поэтому Верховный суд ФРГ вынес решение, что предприятие признается банкротом в случае превышения пассивов над активами только тогда, когда либо активы предприятия не покрывают долгов, либо предприятие не в состоянии представить положительный прогноз своего развития. 
Поэтому нормативные акты, регулирующие деятельность акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью обязывают предприятие постоянно оценивать свои активы с тем, чтобы иметь возможность оплачивать свои долговые обязательства в долгосрочном периоде. При оценке бизнеса предприятия на длительную перспективу необходимо исходить из рыночной стоимости активов предприятия, поскольку балансовая стоимость активов не отражает их реальной стоимости и может быть как значительно выше (по товарам, оборудованию, которые в данный момент трудно реализовать), так и значительно ниже (чаше всего это стоимость земельных участков). 
Немецкое законодательство предусматривает конкурсное производство (которое рассматривается как синоним банкротства) при наличии двух причин банкротства: прекращения кредитования банком и превышения пассивов над активами. 
Арбитражный суд открывает конкурсное производство на основании заявления кредиторов или самого предприятия-должника. Причем предприятия обязаны подавать заявления сразу же при обнаружении превышения пассивов над активами. Несвоевременная подача заявления руководством предприятия рассматривается как уголовное преступление. Окончательное превышение пассивов над активами устанавливается арбитражным судом по конкурсным делам с помощью конкурсного управляющего, главная задача которого заключается в выяснении причины банкротства - имеет ли место неплатежеспособность. Если предприятие не обладает активами, достаточными для оплаты судебных издержек, проведение конкурсного производства отклоняется судом из-за отсутствия конкурсной массы, и предприятие ликвидируется. 
Цель конкурсного производства - удовлетворение требований кредиторов. Однако достижение этой цели крайне затруднено, что объясняется следующими причинами:

      • стоимость конкурсной массы практически  сложно определить на начальном этапе, поскольку коммерческие банки кредитуют  предприятие под залог имущества. В результате при открытии конкурсного производства не остается свободного от залога имущества и остальные кредиторы (мелкие банки, поставщики) могут удовлетворить в ходе конкурсного производства лишь незначительную часть своих требований;

      • в балансе практически нельзя обнаружить гарантийные права кредиторов, за исключением залоговых прав на участки земли, которые заносятся  в поземельную книгу, и потому часто возникают ситуации, когда  оказывается, что конкурсное производство открыто слишком поздно и невозможно удовлетворить требования кредиторов на 100%.

      Существуют три группы кредиторов:

  1. государство - как налоговый кредитор, который первым получает удовлетворение своих требований из конкурсной массы;
  2. задолженность по заработной плате сотрудникам предприятия. Если ликвидируемое предприятие не в состоянии выплатить заработную плату своим сотрудникам, то зарплату выплачивает государство, таким образом интересы работников предприятия-банкрота оказываются защищенными;
  3. прочие кредиторы. 

      Конкурсное  производство начинается с момента  подачи заявления, на основании которого суд принимает решение об открытии конкурсного производства и назначает  временного конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий должен обладать достаточными знаниями в области  права и экономики и иметь  в своем распоряжении штат сотрудников, чтобы обеспечить квалифицированное  ведение бухгалтерского учета на предприятии. Чаще всего конкурсным управляющим назначаются адвокаты, которые пользуются доверием коммерческих банков, выступающих главными кредиторами  в конкурсном производстве. Конкурсный управляющий одновременно является и менеджером предприятия, если собрание кредиторов, проводимое судом по конкурсному  производству, придет к заключению, что назначенный судом конкурсный управляющий их удовлетворяет. Собрание кредиторов решает вопрос, должно ли предприятие быть ликвидировано немедленно или может продолжать свою деятельность некоторое время. 
Если собрание кредиторов проголосовало за немедленную ликвидацию предприятия, то предприятие-должник может быть продано другой фирме целиком. Для этой цели создается компания-преемница, состоящая из кредиторов несостоятельного должника и имеющая статус юридического лица, которая продает предприятие с тем, чтобы удовлетворить свои требования. Такая ситуация возможна, если предприятие-должник может быть санировано.  Более распространенный вариант - кредиторы приходят к решению, что предприятие-должник может продолжить свою деятельность, отказываются от части своих требований и выдают предприятию новые кредиты. 
Санация предприятия-банкрота происходит в том случае, если кредиторы видят в этом перспективу спасения своих капиталов. В такой ситуации акции предприятия понижаются в цене, и под новые капиталы выпускаются новые акции. Правовая предпосылка проведения санации предприятия - удовлетворение требований кредиторов хотя бы на 35% и предоставление предприятием реального плана дальнейшего его развития. Законодательство предоставляет предприятию возможность отсрочить выплаты по задолженности до тех пор, пока оно не начнет получать прибыль. 
Для удовлетворения минимальных требований кредиторов предприятие может перераспределить свои активы, переводя часть активов, не задействованных в производственном процессе (например, различные здания, земельные участки) в ликвидные активы (деньги). Необходимое оборудование также может быть продано, а затем арендовано. При осуществлении организационных мероприятий на крупных предприятиях, как правило, создают новые стратегические единицы, т.е. предоставляют юридическую самостоятельность различным подразделениям предприятия, преобразуя их в дочерние предприятия. В такой ситуации становится очевидным, приносит ли прибыль и насколько эффективна продукция этого подразделения, а каждый управляющий отвечает за успех своего предприятия.

      В качестве примера рассмотрим процессы реструктурирования и разукрупнения  крупного промышленного предприятия Германии АО ТАКРАФ. Полное разукрупнение АО ТАКРАФ происходило в два этапа. На первом этапе ТАКРАФ отделило основную сферу производства от периферийного производства; на втором этапе периферийные подразделения были окончательно отделены от АО; фирма сконцентрировалась вокруг основного производства. На начало 1991 г. АО ТАКРАФ состояло из 27 предприятий, производящих широкий набор продукции. В 1990 г. общий оборот составил 2.796 млн. DM, персонал - 31077 человек. Производилась следующая продукция: горнодобывающее, транспортное оборудование, передвижные краны, железнодорожные краны, портовое оборудование, береговые краны, строительные краны, литейное оборудование, автопогрузчики, потребительские товары и др. ТАКРАФ сконцентрировал свою деятельность на основном производстве, при этом периферийные производственные сферы были отделены в соответствии с этапами разукрупнения. Было приостановлено производство неконкурентной продукции (например, краны на автомобилях). Предприятия прошли структурную перестройку. Высокоспециализированные продукты, не находившие сбыта в новых условиях (например, запасные части для производимых ранее грузовиков), были исключены из производственной программы.

      Важная особенность проведения санации в Германии - обязательная смена менеджеров, особенно занимающих ведущую роль в органах управления, поскольку старые управленческие структуры зачастую не в состоянии осознать ошибочность проводимого курса и радикально изменить его.  На крупных предприятиях, как правило, много ступеней управления, что часто ведет к потере информации и снижает оперативность управления. Поэтому в процессе санации происходит значительное сокращение уровней управления. Опыт показывает, что на предприятиях, где занято около 25 тысяч работающих, достаточно четыре уровня управления. 
Для улучшения внутренней системы контроля создаются специальные службы, в задачи которых входит контроль за соблюдением стратегических целей в деятельности предприятия. В поле зрения данных спецслужб находится бухгалтерский учет и его соответствие руководящим линиям, оплата приходных счетов согласно установленным срокам, контроль за использованием инвестируемых средств в строгом соответствии утвержденным приоритетам. Кроме того, к спецслужбам относится независимый ревизионный отдел, осуществляющий регулярную проверку всех служб предприятия с тем, чтобы предупредить противоправные действия отдельных сотрудников предприятия. В такой ситуации необходимо, чтобы время проведения проверок (ревизии) не было заранее известно службам предприятия. Предприятия в Германии довольно часто применяют такой опыт совершенствования структуры предприятия: независимо от кризиса приглашают консультантов со стороны для того, чтобы они осуществили изменение всей внутренней организации предприятия и предотвратили укоренение нерациональных, часто надуманных структур. В ходе проведения санации предприятие избирает определенную стратегию - наступательную или оборонительную. 
Наиболее часто предприятия, испытывающие финансовые трудности, выбирают оборонительную стратегию. Она выражается в том, что предприятие, испытывая в течение определенного времени трудности с реализацией своей продукции, стремится сократить объемы производства, отказаться от убыточной продукции, соответственно сократив численность работников предприятия, распродать излишние производственные мощности, чтобы выправить свое финансовое положение.  Один из вариантов оборонительной стратегии - политика предприятия, направленная на то, чтобы отстоять свои позиции на рынке в борьбе с конкурентами: сократить затраты на производство, снизить цены и обеспечить себе успех на рынке. Наступательная стратегия - стратегия диверсификации, которая заключается в завоевании дополнительных рынков сбыта за счет выпуска новых видов продукции. Наступательная стратегия заключается в том, что предприятие выходит на рынок с новыми видами продукции по более дешевым ценам и вытесняет конкурентов. Однако признано, что в Германии наступательная стратегия малопригодна для предприятий, испытывающих финансовые трудности, поскольку выпускать более дешевые товары можно только при наличии финансовых ресурсов, которыми предприятие в данный момент не располагает.

      Для завоевания передовых позиций на рынке сбыта предприятие использует такие приемы, как управление качеством  продукции, управление расходами. Для  обоснованного выбора между возможными вариантами поведения предприятия  на рынке необходимо тщательное изучение рынка и тактики конкурентов. Руководство предприятия должно четко определить потенциальную емкость рынка и тактику конкурентов. Особенность финансового оздоровления предприятий в Германии - в том, что изучение рынка не требует значительных затрат, поскольку существуют детальные разработки на эту тему. Хороший менеджер знает своих конкурентов на память. В зависимости от состояния рынка и положения предприятия выбирается определенная стратегия, которая на каждом предприятии имеет свои особенности. План санации предприятия может разрабатываться самим предприятием или собранием кредиторов. И за его принятие должно проголосовать квалифицированное большинство. Концепция санации включает следующие элементы будущей политики предприятия - концепцию продукта, концепцию производства и концепцию кадровой политики. Необходимо рассмотреть отдельные концепции в их взаимосвязи в общем плане деятельности предприятия. При разработке перечисленных концепций основное внимание акцентируют на постановке центрального вопроса, общей характеристики концепции и запланированных мероприятий. Проведение санации предполагает следующие меры.

      Организационные:

      • приспособление к измененной общей экономической ситуации;

      • ориентация программы производства и продаж на потребности рынка;

      • пересмотр и создание контроля расходов;

      • пересмотр и создание производственного процесса;

      • проверка компетенции руководящих сотрудников;

      • прекращение работы нерентабельных отделов.

      Финансовые:

      • взыскание требований по открытым счетам;

      • увеличение капитала предприятия;

      • преобразование заемного капитала в  собственный путем привлечения дебиторов в качестве участников;

      • конверсия долгов путем преобразования краткосрочной задолженности в долгосрочные ссуды или в долгосрочные ипотеки.

      Если  позднее выяснится, что санация  не может быть успешно осуществлена, поскольку потери предприятия слишком  велики, то конкурсное производство будет  вновь возобновлено. 

6.2. Анализ причин кризиса предприятия

      В развитой рыночной экономике предпосылки  для банкротства предприятия, как  правило, складываются в течение  нескольких лет. Обычно за несколько  лет до банкротства появляются значительные убытки, которые руководство предприятия, не занимаясь анализом ситуации, покрывает  за счет оперативных действий, продавая часть активов. Однако поскольку  причины, приведшие к кризису  на предприятии, не были проанализированы, через два-три года предприятие сталкивается с неизбежностью банкротства. Для финансового оздоровления предприятия в ФРГ проводится тщательный анализ всех причин (как внешних, так и внутренних), породивших кризис. 
Анализ внутренних причин неплатежеспособности предприятия в ФРГ проводится по следующим направлениям:

      - правовые условия функционирования предприятия;

      - производственная программа предприятия и размещение его филиалов;

      - система снабжения предприятия производственными ресурсами;

      - потребности предприятия в кредите и финансовое планирование;

      - организационные условия на предприятии;

      - информационная система предприятия.

      Банкротство предприятия, помимо внутренних причин, может быть вызвано внешними причинами, такими, как: политические факторы, технические  и экономические условия функционирования предприятия, состояние отрасли, в  которой работает предприятие; уровень  государственного контроля в отрасли; проблемы охраны окружающей среды; наличие  квалифицированной рабочей силы. При анализе внешних факторов учитывается уровень платежеспособности населения в данный момент; распределение  доходов населения; наличие на рынке  взаимозаменяемой продукции; мощности конкурирующих фирм и степень  их загруженности; стратегия предприятий-конкурентов; их финансовые возможности и источники  финансирования капиталовложений. Истинные причины неплатежеспособности предприятия можно выяснить, только тщательно проанализировав совокупность внешних и внутренних факторов, на основе точной информации о положении предприятия на рынке и возможных прибылях и убытках предприятия, вероятных факторах финансового успеха. Как показывает практика предприятий ФРГ, банкротство предприятия - результат взаимодействия целой группы факторов как внешних, так и внутренних.  
Особая трудность в выяснении причин финансовых трудностей предприятия - явно недостаточная достоверная информация. Кроме того, общепризнанно, что нельзя рассчитывать на добросовестность прежнего руководящего состава при обращении к ним за дополнительной информацией. Потому экспертам чаще всего приходится самостоятельно исследовать положение на предприятии.
 

      6.3.Деятельность немецкого ведомства по управлению государственной собственностью

      Особенности проведения санации и банкротства  в Германии объясняются неконкурентоспособностью предприятий бывшей Восточной Германии. 
Встал вопрос - продолжат они свою деятельность или ликвидируются. Было очевидно, что если крупное предприятие продолжает функционировать, то Ведомству по управлению государственной собственностью придется взять на себя финансирование предприятия на первом этапе. Для решения вопроса о дальнейшей судьбе предприятие должно представить убедительный прогноз своего развития Ведомству по управлению государственной собственностью. Если прогноз положительный и обоснованный, Ведомство берет на себя долговые обязательства предприятия, и предприятие представляет:

      • баланс предприятия;

      • бизнес-план на ближайшие три года;

      • расчет прибыли и убытков, определяемых на основе представленного бизнес-плана, плановые финансовые расчеты.

      Решение о дальнейшей судьбе предприятия  принимает Ведомство по управлению предприятиями государственной  собственности.

      Отчетливо проявляются следующие особенности  приватизации в Германии:

      • Ведомство заинтересовано как можно  быстрее передать предприятие в  частные руки;

      • необходимые оздоровительные мероприятия  проводятся исключительно для того, чтобы заинтересовать частных инвесторов;

      • если предприятие неплатежеспособное и его нельзя продать, то оно подлежит ликвидации и весь персонал увольняется. 

 
7. Опыт антикризисного управления в Чехии

      Особенности антикризисного управления в Чехии  во многом определяются условиями проведения приватизации и процессом приватизации в 1989-1993 гг. 
Когда в ноябре 1989 г. были созданы политические условия для принципиальных экономических изменений, в Чешской Республике и во всей тогдашней Чехословакии была государственная централизованно планируемая экономика. Только 1,2% жителей было трудоустроено в частном секторе, который производил лишь 4,1% валового национального продукта. Из общего учтенного имущества частным лицам принадлежало только 3%. Последовательная и быстрая трансформация прав собственности стала главной стратегической целью экономической реформы в Чехии. Вся программа приватизации в Чешской Республике была направлена на то, чтобы в 1994 г. соотношение государственной и частной собственности было таким же, как в странах с развитой рыночной экономикой, т.е. доля государства составляла бы примерно 10-15% предприятий. Этой стратегической цели соответствует и активность Министерства управления народным имуществом и приватизации и Фонда народного имущества по реализации этих проектов.

      Приватизация  проходила в двух формах - малая  приватизация и большая приватизация. Малая приватизация затрагивала предприятия сферы розничной торговли, бытового обслуживания, предприятия общественного питания и других подобных предприятий. Государственные предприятия этой сферы приватизировались через аукционы, организацией которых занимались районные приватизационные комиссии. 
Экономический эффект - ускоренная реализация приватизации, мгновенная возможность для широких слоев населения вступления в процесс частного предпринимательства. 
Общественный и политический эффект - возможность проверить действенность экономической реформы на практике; стабилизирующий элемент - крупные предприятия после распада восточного рынка бывшего СЭВ перед преобразованиями имели потенциальную опасность безработицы. Поскольку новые приватизированные предприятия в рамках малой приватизации поглощали и активизировали большое количество рабочей силы, уровень безработицы колебался в весьма приемлемых пределах.

      Большая приватизация государственных промышленных предприятий осуществлялась в два этапа.

  1. Этап разработки, обсуждения и утверждения проектов приватизации - это комплект экономических, технических, проектных и временных данных, позволяющих определить содержательную деловую сторону приватизации и ее прохождение во времени. Проводится Министерством управления народным имуществом и приватизации.
  2. Этап реализации - его проводит фонд народного имущества, который в соответствии с утвержденным проектом приватизации принимает приватизируемое имущество и использует следующие методы приватизации:

      - основание акционерных обществ;

      - продажу имущества заранее определенному  собственнику в соответствии  с постановлением правительства;

      - продажу имущества на основе торгов;

      - продажу имущества на общественных аукционах;

      - бесплатную передачу имущества населенным пунктам;

      - погашение претензий правомочных  лиц, т.е. реституционных претензий.

      При образовании акционерных обществ  Фонд имущества обеспечивает: продажу  акций; передачу предприятия в соответствии с проектами приватизации новому владельцу; предлагает акции для  приватизации за купоны. 
На первой волне приватизации примерно 65% имущества было приватизировано купонным методом и 35% - стандартными методами приватизации. Общая величина стоимости имущества, принятого Фондом до конца 1992 г., была около 468 млрд. чешских крон (16,1 млрд. долл. США). На второй волне предполагается примерно такой же объем приватизированного имущества, т.е. 500 млрд. чешских крон (17,2 млрд. долл. США). Стратегическое решение о разделении имущества для приватизации за купоны и другими стандартными формами приватизации на второй волне предполагало следующее: 65% - стандартные методы приватизации и 35% - купонный метод.
 

 
7.1. Мероприятия Правительства ЧР в пользу инвесторов и обязательства Фонда народного имущества ЧР по вопросам экологии

      При реализации проектов приватизации в  соответствии с законом все экологические  обязательства переходят на будущего владельца приватизированного имущества. Учитывая важность вопросов экологических  обязательств для нового владельца, Правительство ЧР приняло решение  о финансовом участии при устранении экологического ущерба, возникшего до вступления в силу договора купли-продажи. 
Под экологическим ущербом понимается: загрязнение подземных вод; загрязнение почвы; существование отвалов вредных отходов, т.е. веществ, которые своими химическими, физическими или биологическими свойствами могут при современном состоянии техники обслуживания отвалов создать угрозу окружающей среде. Принципы оформления экологических обязательств при приватизации решены Постановлением Правительства ЧР (№ 123, 17 марта 1993 г.). Финансовое участие государства при устранении экологического ущерба, возникшего до приватизации, реализуется следующим образом: 
1. На основе согласия Правительства Фонд народного имущества ЧР заключает с будущим владельцем особый договор, в котором принимает обязательство возместить расходы, вложенные в реализацию экологических обязательств, - устранение ущерба, упомянутого выше и возникшего до приватизации.

  1. В договоре Фонд народного имущества ЧР принимает обязательство о возмещении будущему владельцу обоснованных затрат на устранение экологического ущерба. 
    3. Фонд народного имущества ЧР может осуществить возмещение обоснованных затрат максимум до величины покупной цены приватизированного имущества или акционерным обществам - до величины уставного капитала. Если расходы на реализацию улучшающего экологического мероприятия превышают эту покупную цену, то разницу возмещает будущий владелец.

      В основе такой практики Фонда народного  имущества ЧР - экологические соображения, заключающиеся в том, что общее  возмещение за устранение экологического ущерба, а также других компенсаций  в соответствии с договором купли-продажи  не должно превышать величину покупной цены. 

 
7.2. Процедура признания предприятия банкротом и погашения долгов в Чехии

      Несмотря  на переживаемые трудности экологического характера, массовую неплатежеспособность предприятий, в ЧР существует понимание, что банкротство - элемент конкуренции, процесс, создающий условия для  дальнейшего эффективного функционирования экономики. Процедура признания банкротом и погашения долговых обязательств определяется законом (№ 122, 1993 г.), регулирующим имущественные отношения между несостоятельным должником и кредитором. Если предприятие не в состоянии выполнять свои платежные обязательства (банкрот), то конкурсный суд начинает конкурсное производство или производство о погашении долговых обязательств. Цель конкурсного производства - удовлетворение требований кредиторов на имущество должника. В производстве принимает участие и решает все вопросы один судья. Форма судебного решения - постановление. Открытие конкурсного производства начинается с заявки на объявление конкурса, которое имеет право подать должник или любой из его кредиторов. Условием объявления конкурса служит наличие у должника имущества, достаточного для возмещения затрат на конкурсное производство. 
Судья предоставляет защитный срок (обычно три месяца), в течение которого кредиторы не имеют права требовать от должника удовлетворения своих претензий; суд может принять решение, что некоторые правовые действия должник не совершал вообще или совершал только с предварительного согласия Комитета кредиторов или попечителя кредиторов; должник обязан предпринимать усилия по преодолению состояния банкротства и информировать Комитет кредиторов о принятых мерах и при необходимости требовать их содействия. Если после защитного срока предприятие остается несостоятельным, то начинается конкурсное производство. Суд определяет конкурсного управляющего (управляющего конкурсной массой), которым может быть только физическое лицо, имеющее профессиональную подготовку и давшее письменное согласие. Как правило, управляющий конкурсной массой выбирается из списка управляющих, которых суд определяет для участия в конкурсном производстве. 
При значительном объеме работы суд назначает помощника - специального управляющего. На проводимом судом собрании кредиторов голосовать могут только те кредиторы, чьи иски признаны. Если, по мнению суда, выполнены условия конкурсного производства, то объявляется конкурс, последствия которого заключаются в том, что право управления конкурсной массой переходит к управляющему, а юридические действия банкрота по отношению к конкурсной массе признаются недействительными. 
Опись конкурсного имущества производит управляющий, и имущество должника может быть продано на аукционе или вне аукциона. Документы о реализации имущества предприятия-должника конкурсный управляющий передает в суд, где после одобрения окончательного документа происходит распределение для удовлетворения исков в следующем порядке:

      иски  первого класса - задолженность работникам предприятия в течение последних трех лет;

      иски  второго класса - налоги, таможенные сборы, выплаты на социальное страхование;

      иски третьего класса - прочие иски.

      При удовлетворении исков исключаются  проценты с долговых обязательств кредиторов, возникших после объявления конкурса; внедоговорные санкции, касающиеся имущества банкрота; требования по искам, отклоненным управляющим. 
Если в ходе конкурсного производства не было вынесено решение о распределении, банкрот имеет право предложить закончить конкурс принудительным погашением долгов. В предложении должно быть указано, какое погашение банкрот предлагает и кто поручится за выполнение принудительного погашения. Предложение банкрота может быть отклонено, если что-то заставляет усомниться в честном его поведении; если на предыдущем этапе он недостаточно содействовал выявлению всего имущества банкрота; если обнаружены ошибки в бухгалтерской отчетности. Если суд решил, что принудительное погашение допустимо, он своим постановлением начинает разбирательство о таком погашении и откладывает процесс реализации имущества должника в ликвидные активы. В ходе разбирательства управляющий дает информацию о состоянии имущества должника, его хозяйственной деятельности, о причинах банкротства и перспективах погашения долговых обязательств, если будет продолжен конкурс. Для подтверждения принудительного погашения требуется согласие более 3/4 кредиторов по всем заявленным искам. Суд подтверждает погашение долга постановлением, раскрывающим содержание принудительного погашения. Суд отклоняет подтверждение о принудительном погашении даже при согласии конкурсных кредиторов в следующих случаях: есть причины, по которым погашение недопустимо; некоторым конкурсным кредиторам были предоставлены специальные льготы по сравнению с другими кредиторами такого же статуса; предложение о погашении противоречит общим интересам конкурсных кредиторов. Когда постановление о подтверждении принудительного погашения вступает в силу, суд своим решением возвращает банкроту право распоряжения своим предприятием (имуществом, включенным в конкурсную массу); право управляющего во всех разбирательствах, которые конкурсный управляющий вел вместо банкрота. При подтверждении принудительного погашения суд прекращает конкурсное производство, если банкрот докажет, что активов, предоставленных ему для удовлетворения исков из конкурсной массы, достаточно для удовлетворения требований кредиторов. При погашении долговых обязательств приоритетное право имеют:

      - иски, касающиеся издержек разбирательства;

      - иски в связи с юридическими  действиями должника или управляющего  о вознаграждении и возмещении расходов управляющего;

      - налоги, выплаты, таможенные пошлины и сборы.

      Конкурсное  разбирательство имеет ряд особенностей, если должник государственное предприятие:

      • суд направляет предложение об объявлении конкурса в отношении должника Министерству по делам народного имущества и приватизации;

      • суд предоставляет защитный срок по предложению Министерства, если обоснует, что должник обязан пройти приватизацию. Причем заявка на предоставление защитного срока, которую подает Министерство, не должна содержать списка кредиторов, их исков и списка недвижимости должника;

      • если будет одобрен приватизационный проект предприятия-должника, защитный срок продлевается до момента передачи приватизируемого предприятия новому владельцу, однако не более чем на шесть месяцев. Конкурс нельзя объявить в отношении предприятия-должника, у которого по приватизационному проекту было по крайней мере 50% акций, включенных в проект купонной приватизации.  

 
8. Процедура признания предприятия банкротом и

погашения долгов в Италии

      Порядок банкротства в Италии основан  на королевском постановлении правительства  от 16 марта 1942 г. № 267. Это постановление, дававшее хорошие результаты в прежние  годы, уже устарело. И оно должно быть заменено законодательством, более  соответствующим проблематике современного индустриального общества. В нем различают четыре правовые нормы:

      • действительное банкротство;

      • соглашение с кредиторами (ввиду угрозы банкротства);

      • контролируемое управление (в случае угрозы банкротства);

      • принудительная ликвидация органов управления.

      Рассмотрим  каждую из правовых норм более подробно.  
Банкротство. Объективная предпосылка банкротства - состояние неплатежеспособности, т.е. неспособность предприятия отвечать по своим обязательствам. Это понятие более широкое и не ограничивается только кризисом ликвидности. Приостановление платежей - форма проявления очевидного банкротства предприятия. Цель банкротства заключается в защите интересов всех кредиторов предприятия путем изъятия у предпринимателя функций контроля и управления. Органами, осуществляющими процедуры банкротства, являются: обычный суд, который выносит решение о банкротстве и о всех действиях, вытекающих из банкротства; уполномоченный судья, выполняющий директивные функции и контроль действий попечителя; попечитель, управляющий имуществом предприятия-банкрота под руководством уполномоченного судьи; комитет кредиторов, обладающий совещательными функциями. Объявление о банкротстве вызывает также персональные последствия, которые, ограничивают сферу свободы и правоспособности банкрота (например, просмотр корреспонденции банкрота попечителем; обязательство банкрота не покидать место жительства без разрешения уполномоченного судьи, занесение банкрота в государственный реестр банкротов). Эта личная недееспособность остается в силе до тех пор, пока банкрот не будет восстановлен в гражданских правах, а его имя не будет вычеркнуто из реестра банкротов. Для предпринимателя-неудачника, но аккуратного и пользующегося хорошей репутацией, не предусмотрено никаких уголовных последствий. Для того, кто на этапе, предшествующем банкротству, действовал с умыслом, предусмотрено уголовное наказание за мошенническое банкротство (от трех до десяти лет тюремного заключения); для того, кто действовал только небрежно, предусмотрено уголовное наказание за простое банкротство (от шести месяцев до двух лет тюремного заключения). Соглашение с кредиторами. Предприниматель, который находится в состоянии неплатежеспособности, до тех пор пока не будет объявлено банкротство, может попытаться избежать этого, предложив кредиторам так называемое соглашение с кредиторами. Предложение о соглашении должно предусматривать: предложение серьезных имущественных гарантий личных или третьих лиц с тем, чтобы обеспечить полный платеж того, что причиталось привилегированным кредиторам и по меньшей мере 40% от того, что причиталось кредиторам, не получившим обеспечения (без привилегий), или в качестве альтернативы - предложение о передаче кредиторам всего имущества, в том числе личного имущества предпринимателя, лишь бы оценка такого имущества заставляла обоснованно считать, что кредиторы могут быть удовлетворены в ранее указанном размере. 
Кроме того, для предпринимателя, вносящего предложения, необходимы следующие условия:

      - числиться два года в реестре  предприятия или хотя бы с  момента начала деятельности  предприятия, если у последнего  меньшая продолжительность, и  вести обычный бухгалтерский  учет за этот же период;

      - в течение пяти предыдущих  лет не объявляться банкротом и не допускаться к другой процедуре соглашения с кредиторами;

      - не подвергаться уголовным преследованиям  в связи с банкротством или  правонарушением в отношении  имущества, экономики, промышленности  или торговли,

      -не совершать уголовно наказуемых преступлений.

      Предложение о соглашении должно представляться предпринимателем, а решение - приниматься  судом по месту расположения предприятия. Если предложение не имеет реквизитов, предписанных законом, суд объявляет  банкротство; если же предложение принимается, то суд назначает судью, который  должен следить за порядком, и судебного  исполнителя, который должен управлять  процедурой. 
В отличие от процедуры банкротства во время процедуры соглашения с кредиторами за предпринимателем сохраняется право управления имуществом и работой предприятия; он только поставлен под наблюдение судебного исполнителя и руководство уполномоченного судьи. Начало процедуры соглашения с кредиторами примерно аналогично действиям, вытекающим из процесса банкротства, действиям, связанным с требованием соблюдения равенства материальных условий для всех кредиторов. 
Соглашение с кредиторами имеет одну особенность: после принятия к рассмотрению судом оно должно быть одобрено большинством кредиторов, которые вызываются на суд и приглашаются к голосованию. Если не будет достигнуто предусмотренного законом большинства, то объявляется банкротство, при наличии большинства соглашение с кредиторами принимается. Контролируемое управление. Если предприниматель временно затруднен выполнить свои обязательства, то законом предусмотрена процедура контролируемого управления, с тем чтобы преодолеть случайный кризис, в котором оказалось предприятие. Управление предприятием и управление имуществом предпринимателя передаются на судебный контроль, и предоставляется отсрочка платежей на период не более двух лет, если есть серьезные, разумные и объективные возможности для санации предприятия. Во время этой процедуры за предпринимателем, как правило, сохраняется право на управление имуществом и работой предприятия. Контролируемое управление прекращается по решению суда, если не может продолжаться с пользой. За отменой следует объявление о банкротстве, если только предприниматель будет не в состоянии предложить соглашение с кредиторами. 
Такие же последствия происходят, если предприниматель по истечении срока действия процедуры не в состоянии надлежащим образом выполнять свои обязательства. Контролируемое управление прекращается по окончании временного кризиса, поскольку должник в состоянии надлежащим образом выполнять свои обязательства.

      Принудительная  ликвидация органов  управления.

      Некоторые предприятия, как правило, государственные  учреждения или компании, занимающиеся деятельностью, представляющей особый общественный интерес (например, страховые  компании или кредитные учреждения), подвергаются контролю государственных органов управления. Если эти предприятия находятся в состоянии развала или из-за нарушений норм их функционирования или по иной причине прекращение их деятельности становится оправданным, целесообразна ликвидация имущества. Происходит она административным путем, отсюда и название «ликвидация органов управления». Особые законы определяют предприятия, относящиеся к этому виду процедуры, и случаи, по которым может быть принято постановление о ликвидации. 
Как проявление состояния неплатежеспособности рассматриваются следующие случаи:

      • недостаточность активов, предоставленных  в счет гарантии обязательных резервов предприятиям, занимающимся страхованием жизни, даже если страхователь докажет, что он обладает имуществом (незаложенным), достаточным для гарантии всех принятых на себя обязательств;

      • для сельских банков (кредитных учреждений кооперативного типа), если потеря уставного  капитала составляет одну треть;

      • потеря половины имущества других кредитных  предприятий, даже если оставшаяся часть  имущества достаточна для выполнения других обязательств. 
Общие принципы принудительной ликвидации органов управления следующие. 
Хотя процедура и носит преимущественно административный характер, контроль судебных органов в целях защиты прав как должника, так и третьих лиц, заинтересованных в процедуре, все же обеспечивается. Как правило, принудительная ликвидация органов управления исключает банкротство, но особый закон уточняет возможное исключение из этого правила. В этом случае применяется критерий прецедента, т.е. объявление о банкротстве устраняет принудительную ликвидацию, и наоборот. Процедура принудительной ликвидации аналогична той, которая предусмотрена для обычного процесса банкротства; единственное различие касается органов контроля. Так, если в случае банкротства назначается попечитель, то при принудительной ликвидации действует уполномоченный ликвидатор, который помогает наблюдательному комитету (состоит из трех или пяти человек, имеющих опыт работы в сфере деятельности предприятия). В случае особой значимости предприятия уполномоченными ликвидаторами могут быть три человека. Последствия ликвидации для предпринимателя, кредиторов и существующих правоотношений аналогичны последствиям банкротства. Закон 1942 г. носит чисто защитный характер и его недостаток в том, что он не учитывает социальное воздействие процедуры банкротства. Он направлен в первую очередь на защиту кредиторов и лишь косвенно - на защиту экономической системы от неконкурентоспособного элемента, поскольку такое предприятие способно нанести гораздо более серьезный ущерб. Этот закон никак не рассматривает социальные последствия в случае кризиса крупных предприятий. Современное государство должно учитывать этот аспект. Поэтому в последующее время был введен комплекс законодательных норм о банкротстве, чтобы смягчить слишком резкие социальные последствия безработицы. Однако еще до вступления в силу закона о банкротстве 1942 г. в Италии этот важный аспект был поставлен и решен с помощью такого инструмента, который был в системе антикризисного управления страны, - Института промышленной реконструкции, учрежденного законом 3 мая 1933 г. В конце Первой мировой войны экономическая система Италии характеризовалась значительным переплетением банковского и промышленного капиталов. В послевоенных условиях эта система переживала существенный кризис, поэтому Банк Италии должен был вмешаться и профинансировать «Консорциум для субсидирования промышленных предприятий» (создан в 1914 г. с целью способствовать финансированию деятельности оборонной промышленности), чтобы он в свою очередь поддерживал все предприятия, оказавшиеся в кризисном состоянии. В результате всех этих мероприятий к 1926 г. в Италии рождается государство-предприниматель, которое через собственное учреждение брало на себя контрольное участие в предприятиях как банковских, так и обрабатывающих. 
Таким образом, реализация государства-предпринимателя явилась не следствием политического выбора, а результатом первой мировой войны и при всеобщем согласии мира бизнеса. Американский кризис на Уолл-Стрите в 1929 г. и Великая депрессия 30-х гг. повлияли на итальянскую экономику: особенно пострадала банковская система, которая, как уже отмечалось, была тесно связана с промышленностью. С целью контроля кризиса был создан Институт промышленной реконструкции (ИРИ), который в мае 1933 г. должен был начать санирование трех крупных банков того времени: "Банко ди Рома", "Кредито Итальяно" и "Банка Коммерчале". В 1936 г. ИРИ из временного учреждения, созданного для оздоровления банковской системы, превратился в постоянно действующий холдинг, которому были переданы функции по управлению долями акционерного капитала, которыми он обладал. К этому периоду относится принятие так называемой «формулы ИРИ», понимаемой как:

      • приобретение в течение продолжительного времени акций в государственную  собственность предприятий обрабатывающей промышленности;

      • сохранение за этими предприятиями  характера акционерных обществ  и соответствующих норм частного права;

      • отказ гарантировать контролируемым предприятиям монопольного положения  и, более того, придание им позиции  равенства в отношении частных конкурентов.

      Переход доли акционерного капитала от частного капитала в сферу государства  обеспечивал не только участие в  предприятиях, в контроле над которыми государство было заинтересовано, но участие во всех его делах: и в  прибылях, и в убытках, которыми банки обладали в момент их санации. С преобразованием ИРИ в постоянно действующий орган изъятия капитала и передача его частному предпринимательству тех долей участия, в которых государство не было заинтересовано, оставались основным инструментом политики ИРИ.

      Вторая  мировая война прервала почти  на десять лет нормальную деятельность ИРИ. В конце 50-х годов он возобновил свою деятельность. В последние годы деятельность ИРИ получила дальнейшее развитие в связи с выходом  на рынок автомобильной компании «Альфа Ромео», переданной «Фиат», объединения  «Группо Ланеросси» из текстильного сектора, переданного частному объединению  «Мардзотто», Merchant Bank «Медиобанка», объединения пищевой промышленности «СМЕ» и двух важных банков «Кредите Итальяно» и «Банка Коммерчале Итальяно».  

8.1. Дальнейшее совершенствование законодательства

о банкротстве в  Италии

В марте 1971 г. было принято постановление  о создании ДжЕПИ - компании по управлению и промышленному участию, для  того чтобы содействовать сохранению и повышению уровня занятости, находящегося под угрозой из-за временных трудностей предприятий, переживающих кризис. ДжЕПИ - это не учреждение по управлению, а акционерное общество, и оно имеет временные функции по спасению и оздоровлению промышленности и защиты занятости путем перекупа пакетов акций с целью создания наилучших условий для реорганизации предприятий и последующей уступки доли акционерного капитала. Однако защита занятости возобладала над первой функцией с того момента, когда ДжЕПИ продолжила скупать все новые предприятия, не сумев продать купленные предприятия, для которых не могли задействовать обычные процедуры банкротства из-за необходимости защищать занятость. Следует отметить негативные аспекты деятельности наряду с позитивным аспектом вмешательства ДжЕПИ. 
Негативный аспект вытекает из уже привычного способа законотворчества Италии в области государственной экономики, согласно которому вмешательство на основе публичного права поручается не административным органам или специально созданному государственному учреждению, а компании, акционерный капитал которой принадлежит многим органам управления с целью более легкого процесса вмешательства, но и делает почти невозможным его подчинение контролю судебных органов, компетентных в области административных актов, из-за принятой формальной структуры. 
Позитивный аспект заключается, напротив, в преодолении старой схемы банкротства, потому что опять (в первый раз - ИРИ) в итальянском правопорядке предусматривается вмешательство, не вытекающее из решений судебных органов. Новшество состоит в том типе вмешательства, который реализуется через принятие реорганизации промышленного предприятия, находящегося в условиях временных затруднений и, следовательно, не в условиях действительной неплатежеспособности. Такое вмешательство осуществляется следующим образом:

• через принятие долей участия  в компании, переживающей кризис;

• через одностороннее создание или  содействие созданию компаний по управлению и возможной скупке указанных  предприятий;

• через финансирование, в том числе  на льготных условиях, компаний, в которых  участвует ДжЕПИ. Последний по времени  правовой инструмент, предназначенный  для спасения крупных предприятий, выявляемых на первых порах через  показатели отчета о долговых обязательствах, а затем через численность  занятых работников, - закон от 3 апреля 1979 г. № 95. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Вывод

      Рассмотренный на сайте зарубежный опыт антикризисного управления, хотя и носит несколько  специфический характер, обусловленный  особенностями рыночной экономики  стран Запада, все же может быть применен в российских условиях. 
Если формулировать принципы антикризисного управления в странах Запада на макроэкономическом уровне, то стоит отметить:

      1) Необходимо достигать некоторого  оптимального соотношения между  государственным и частным сектором. При этом такое соотношение может меняться под воздействием социально-экономических условий: в случае неэффективности государственного сектора возможна приватизация, а в случае проблем у частного сектора и угрозы безработицы – огосударствление.

      2) Необходимо методами государственного  регулирования обеспечить высокую  инвестиционную активность (а вследствие  этого рост основных фондов  предприятий и технического уровня производства).

      3) Необходимо снижать учетную ставку  Центральных банков, изменять структуру  налогов, грамотно размещать государственные  займы на денежном рынке для  обеспечения наилучших условий  финансирования капиталовложений корпораций.

      4) Необходимо на государственном  уровне поддерживать новации, поощрять НИОКР.

      На  микроэкономическом уровне опыт антикризисного управления был рассмотре на примере 3 стран Европы: Германии, Чехии и Италии.

      Немецкий  опыт антикризисного управления весьма ярок и интересен, но вместе с тем  и специфичен, применим только для больших корпораций. В ФРГ банкротство понимается как конкурсное производство (удовлетворение требований кредиторов). При этом очень четко разделены все кредиторы по уровням в порядке распределения конкурсной массы (сотрудники, государство и прочие кредиторы). Санация предприятия-банкрота происходит лишь в том случае, если кредиторы видят в этом перспективу спасения своих капиталов. В такой ситуации акции предприятия понижаются в цене, и под новые капиталы выпускаются новые акции. Правовая предпосылка проведения санации предприятия - удовлетворение требований кредиторов хотя бы на 35% и предоставление предприятием реального плана дальнейшего его развития. Законодательство предоставляет предприятию возможность отсрочить выплаты по задолженности до тех пор, пока оно не начнет получать прибыль. Для удовлетворения минимальных требований кредиторов предприятие может перераспределить свои активы, переводя часть активов, не задействованных в производственном процессе (например, различные здания, земельные участки) в ликвидные активы (деньги). Необходимое оборудование также может быть продано, а затем арендовано. Надо также отметить, что для ФРГ наиболее характерна оборонительная стратегия санации. Кроме того, важная особенность проведения санации в ФРГ – смена менеджеров. В Германии для финансового оздоровления предприятия проводится тщательный анализ всех причин (как внешних, так и внутренних), породивших кризис. Кроме того, особенности проведения санации и банкротства в ФРГ объясняются неконкурентоспособностью предприятий бывшей Восточной Германии.

      Особенности антикризисного управления в Чехии  во многом определяются условиями проведения приватизации и процессом приватизации в 1989-1993 г. 
В Чехии сразу же сложилось понимание того, что банкротство – элемент конкуренции, процесс, создающий условия для дальнейшего эффективного функционирования экономики. В ЧР если предприятие не в состоянии выполнять свои платежные обязательства (банкрот), то конкурсный суд начинает конкурсное производство или производство о погашении долговых обязательств. Цель конкурсного производства - удовлетворение требований кредиторов на имущество должника. 
В производстве принимает участие и решает все вопросы один судья. Судья предоставляет защитный срок (обычно три месяца), в течение которого кредиторы не имеют права требовать от должника удовлетворения своих претензий; суд может принять решение, чтобы некоторые правовые действия должник не совершал вообще или совершал только с предварительного согласия Комитета кредиторов или попечителя кредиторов.

      Итальянский опыт антикризисного управления также  интересен и богат, но крайне противоречив. Дело в том, что законодательство о банкротстве в Италии было принято в 1942 г. и уже устарело. Оно выделяет целых четыре правовых нормы: действительное банкротство, соглашение с кредиторами (ввиду угрозы банкротства), контролируемое управление (в случае угрозы банкротства) и принудительная ликвидация органов управления. Однако этот закон никак не рассматривает социальные последствия в случае кризиса крупных предприятий. Современное же государство должно учитывать этот аспект. Поэтому в Италии создавались различные институты антикризисного управления в рамках страны – ИРИ (Институт промышленной реконструкции), а затем и ДжЕПИ, роль которых в предупреждении кризисов была просто замечательной. Цель создания этих институтов – защита занятости и преодоление старой схемы банкротства посредством вмешательства государства с целью реконструкции промышленных предприятий, находящихся в условиях временных затруднений (а не в условиях действительной неплатежеспособности).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1.         Антикризисное управление в промышленности: науч.-практ. пособие / Михайлов Л.М. М.: Экзамен, 2004.224 с.

  2.         Антикризисный PR и консалтинг / Ольшевский А.С. СПб: Питер, 2003.432 с.

  3.         Кожевников Н.Н., Борисов Е.И. Основы антикризисного управления предприятиями. М., "Академия"., 2005.496 с.

  4.         Методология антикризисного управления: учебно-практ. пособие / Юн Г.Б. М.: Дело, 2004.432 с.

  5.         Полещук В.М. Правое регулирование несостоятельности (банкротства) // Дайджест журнала "Право и жизнь". М.: ЮНИТИДАНА, 2005.38 с.

  6.         Словарь по антикризисному управлению / Юн Г.Б., Таль Г.К., Григорьев В.В. М.: Дело, 2003.448 с.

  7.         Степанов С.П. Антикризисное регулирование экономики: теория и практика. // Дайджест журнала "Право и жизнь". М.: ЮНИТИДАНА, 2005.38 с.

  8.         Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учеб. пособие / К.В. Рудый. М.: Новое знание, 2004.400 с.

  9.         Чижов П.Н. Опыт антикризисного управления в странах бывшего соцлагеря: состояние и перспективы // Дайджест журнала "Право и жизнь". М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.121.

  10.      Экономико-статистические модели эффективности финансово-промышленных структур / Косачев Ю.В. М.: Логос, 2004.244 с.

  11.      Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М.: БЕК, 1996.

  12.      История менеджмента. М.: ИНФРА-М, 1997.

  13.      Якокка Ли. Карьера менеджера. М: Прогресс, 1991.

  14.      Яковлев Н.Н. ФДР - человек и политик. Загадка Пёрл-Харбора. М.: Международ, отн., 1988.

  

Информация о работе Контрольная работа по "Антикризисному управлению"