Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:46, курсовая работа
Цель работы сводится к оценке и анализу кадрового обеспечения системы управления персоналом в кризисных ситуациях на примере предприятия ОАО «Нижнекамскнефтехим».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать процесс кадрового обеспечения системы управления персоналом;
- рассмотреть кадровую политику и способы управления персоналом в условиях кризиса;
Введение…………………………………………………………………... стр. 3-4
Глава 1 Сущность кризиса и антикризисного управления…………..стр. 5-7
1.1 Кризис и его основные проблемы …………………………………стр.5-7
1.2 Антикризисное управление: цели и содержание ………………… стр.8-11
1.3 Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии…………………………………………………………..стр. 12-14
Глава 2 Теоретические аспекты кадрового обеспечения системы управления персоналом ………………………………………………………….. стр. 15-18
2.1 Кадровая политика и способы управления персоналом в условиях кризиса. Формирование управленческой команды………………. стр. 15-18
2.2 Кадровое обеспечение системы управления персоналом: качественная и количественная характеристика персонала предприятия………… стр. 19-22
2.3 Формирование кадрового персонала на кризисном предприятии …………………………………………………………………………...стр. 24-26
Глава 3 Разработка предложений по антикризисному управлению мебельной фабрики ООО «Сосна»……………………………………………….. стр. 27-28
3.1 Оценка кадрового обеспечения ООО «Сосна» ………………… стр.27-28
3.2 Анализ системы управления персоналом ООО «Сосна» ……….стр.29-30
3.3 Разработка антикризисной программы для ООО «Сосна»...............................................................................................стр.31-33
Заключение………………………………………………….…………..стр.34-37
Список использованной литературы……………………………….. стр.38-39
Приложение …
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Сущность кризиса и антикризисного управления…………..стр. 5-7
1.1 Кризис и его основные проблемы …………………………………стр.5-7
1.2 Антикризисное управление: цели и содержание ………………… стр.8-11
1.3 Основные
причины возникновения кризисной ситуации
на предприятии…………………………………………………
Глава 2 Теоретические аспекты кадрового обеспечения системы управления персоналом ………………………………………………………….. стр. 15-18
2.1 Кадровая политика и способы управления персоналом в условиях кризиса. Формирование управленческой команды………………. стр. 15-18
2.2 Кадровое обеспечение системы управления персоналом: качественная и количественная характеристика персонала предприятия………… стр. 19-22
2.3 Формирование
кадрового персонала на кризисном предприятии
…………………………………………………………………………..
Глава 3 Разработка предложений по антикризисному управлению мебельной фабрики ООО «Сосна»……………………………………………….. стр. 27-28
3.1 Оценка кадрового обеспечения ООО «Сосна» ………………… стр.27-28
3.2 Анализ системы управления персоналом ООО «Сосна» ……….стр.29-30
3.3 Разработка
антикризисной программы для
ООО «Сосна»...................
Заключение………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………….. стр.38-39
Приложение
…………………………………………………………….стр.
ВВЕДЕНИЕ
Практика показывает, что важным фактором, который может способствовать осуществлению эффективного антикризисного управления, является хорошо подобранный, управляемый, быстро и гибко реагирующий на любые изменения во внешней среде персонал фирмы.
Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. [1]
Актуальность темы определяется значимостью проблемы кадрового обеспечения антикризисного управления. Кадровое обеспечение системы управления, в кризисных ситуациях организации, представляет собой необходимый количественный и качественный состав работников кадровой службы. Количественный состав кадровой службы – это списочный состав работников данного подразделения организации. Качественные характеристики персонала представляют собой совокупность профессиональных, нравственных и личностных свойств, являющихся конкретным выражением соответствия персонала тем требованиям, которые предъявляются к должности или рабочему месту. Таким образом, процесс управления персоналом можно представить в виде множества согласованных, постоянно принимаемых и реализуемых решений, направленных, в конечном счете, на достижение главной цели функционирования организации.
В современных условиях кадровое обеспечение являются фундаментом, формирующие концепцию развития данного предприятия. Именно кадровая политика обеспечивает оптимальный баланс сохранения стабильности в кризисных ситуациях.
Цель работы сводится к оценке и анализу кадрового обеспечения системы управления персоналом в кризисных ситуациях на примере предприятия ОАО «Нижнекамскнефтехим».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования курсовой работы является предприятие ОАО «Нижнекамскнефтехим». Предметом исследования является кадровое обеспечение персонала ОАО «Нижнекамскнефтехим».
Методика
исследования основана на использовании
логики и системного подхода. В процессе
работы применялись общенаучные методы
и приемы: анализ и синтез, метод группировки,
метод сравнения, метод цепных подстановок,
метод факторного анализа и др.
Глава 1. Сущность кризиса и антикризисного управления
Чаще всего кризису предшествует появление определенных признаков, служащих предупреждением для специалистов, менеджеров организации: угроза целям и ценностям; сокращение времени на реакцию; необходимость неотложности, срочности действий; помехи в эффективном осуществлении производственного процесса, продвижении продукции к потребителю.
Названные и другие признаки приближения кризиса находят обобщающее выражение в снижении рентабельности, превращении деятельности предприятия в убыточную.
Различают стратегический кризис (кризис стратегий), при котором потенциал предприятия оказывается подорванным, либо разрушенным и нет возможности создать новый; кризис результатов (оперативный кризис), когда предприятие несет убытки и движется к ситуации дефицита баланса; кризис ликвидности – растущие убытки грозят потерей платежеспособности.[3]
Рис. № 1 Типы кризисов.
I. Ранняя, характеризующаяся отдельными проявлениями неэффективности в производстве, сбыте (рост товарно-материальных запасов, снижение темпов роста продаж, проблемы с качеством продукции и т. д.);
II. Промежуточная – нехватка оборотных средств. Приостановка поставок в кредит, задержки в выдаче заработной платы;
III. Поздняя, при которой предприятие находится в состоянии хаоса, нарушаются графики производства, кредиторы требуют изменения условий кредита, а поставщики – предоплаты.[12]
Большинство российских предприятий находится в кризисной ситуации, не менее трети из них – на поздней стадии кризиса. На 20% предприятий нет инвестиций, «проедается» основной капитал – все имеющиеся средства, включая амортизационные отчисления, направляются на оплату труда и пополнение оборотных средств.
Выделяют две группы проблем:
При реформировании экономики изменениям подвержены и внутренняя, и внешняя экономическая среда, что требует адекватных изменений в реализации функций управления, начиная с целеполагания и кончая планированием, организацией, мотивированием деятельности.
К основным системным проблемам относятся:
Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других - управление фирмой, в предверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства. [17]
Некоторые авторы считают, что антикризисные меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке предприятия становится уже печальным, а перспектива банкротства - реальной. Исходя из этого, они полностью игнорируют диагностику угрозы банкротства на ранних стадиях ее возникновения и акцентируют внимание только на "лечение" кризиса. Другие же, считают подобный подход неприемлемым. Так, например, в своей книге "Справочник кризисного управляющего" профессор Уткин Э.А. писал : "Подобный подход - это все равно что "ставить телегу впереди лошади". Главное в антикризисном управлении - обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный стабильный характер. Речь о банкротстве при таком подходе быть не должно, поскольку должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем до того, пока они не приняли необратимый характер."
Некоторые же авторы, напротив, обращают внимание только на меры по диагностике кризиса и механизмах банкротства и абсолютно забывают про методы антикризисного управления.
По моему мнению, верным является системный подход к антикризисному управлению, когда антикризисное управление рассматривается как комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению. Исходя из этого, наиболее верным определением является определение антикризисного управления, данное профессором А.Г. Грязновой в книге "Антикризисный менеджмент":
"Антикризисное управление - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы".
Рассмотрим на каких принципах базируется система антикризисного управления. К числу основных принципов относятся:
Вышеперечисленные принципы являются основой организации антикризисного управления предприятием.
Рис. № 2. Диагностика в антикризисном управлении
Теперь коснемся вопроса, какую роль играет финансовый менеджмент в антикризисном управлении. Практически все вышеперечисленные авторы сходятся во мнении, что финансовый менеджмент является основным элементом антикризисного управления. Ведь финансовый менеджмент представляет сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные решения.[4] Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящемуся в стадии кризиса. Огромна роль финансового менеджмента и в диагностике кризисных ситуаций, т.к. одной из задач финансового менеджмента является анализ финансового состояния предприятия. Анализируя финансовое состояние предприятия возможно установит зачатки кризиса на самых ранних этапах развития. Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов предварительной диагностики и возможной защиты предприятия от банкротства.
Итак,
можно сделать следующие
Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных факторов. Данные факторы можно разделить на две основные группы:
Рис. № 3. Внешние и внутренние факторы возникновения кризиса на предприятии.
Внешние факторы возникновения кризиса можно в свою очередь подразделить на:
Внутренние факторы возникновения кризиса:
Конечно
все вышеперечисленные факторы
могут лежать в основе кризиса
предприятия, но большее влияние
на состояние предприятия
Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений.[15]
Эта проблема обусловлена следующими факторами:
Борьба предприятий за выживание в кризисных условиях потребует взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов.
Итак,
можно сделать следующий вывод,
что несмотря на многообразие факторов,
которые могут привести к кризису
на предприятии в большинстве
случаев такими факторами являются
недостатки управления
2.1. Кадровая политика и способы управления персоналом в условиях кризиса. Формирование управленческой команды
Кадровая политика — это система научно обоснованных целей, задач, ориентиров, приоритетов, потребностей, принципов, методов, определяющих содержание, формы управления персоналом на различных этапах жизнедеятельности организации.[2]
Кадровая
политика определяет основное содержание
программы набора, отбора, расстановки,
подготовки и переподготовки персонала
организации, но не сводится к ней. Она
отражает тенденции изменения интересов
и потребностей, установок, ценностей
и мотивации сотрудников
Антикризисная кадровая политика включает деятельность по долгосрочному, среднесрочному и текущему прогнозированию, точнее сказать, научному предвидению будущего, реальностей его достижения. Именно политика фокусирует внимание на проблемах, определяет приоритеты и ориентиры. Она может характеризоваться различными признаками: выжидания, осмотрительности, осторожности, агрессивности, мобильности, гибкости, адаптивности, ориентации на антикризисные ситуации и др. Разнообразие признаков политики надо знать и уметь их использовать. [11]
В условиях кризиса важно рассмотреть несколько проблем:
Кадровая
политика. На кризисном предприятии
кадровая политика трансформируется ввиду
ограниченности финансовых средств, сокращается
численность персонала, так как повышается
психологическая напряженность на предприятии.
В задачи антикризисной кадровой политики входит:
- формирование
команды менеджеров способных
вывести предприятие из
- сохранение
квалифицированных кадров, представляющих
особую ценность для
- смена
кадрового состава в связи
с реструктуризацией
- уменьшение
социально-психологической
Цель кадровой политики формирование антикризисной команды.
Состав финансовой службы предприятия и ее функции:
Антикризисная кадровая политика должна опираться на прочный законодательный, правовой фундамент. Правовая культура руководителей, принимающих управленческие решения по кадровым вопросам, должна быть законопослушной.
Антикризисную
политику управления персоналом должны
отличать такие черты, как духовность
и нравственность, человеколюбие
и честность, гражданственность,
проявляющиеся в деятельности как руководителей,
так и рядовых сотрудников организации.[12]
Для некоторых руководителей декларация
таких черт покажется чистым идеализмом.
Но такое мнение ошибочно, это не альтруизм,
а трезвый экономический расчет. Это —
наиболее перспективное вложение инвестиций,
которые, как правило, быстро окупаются.
Рис. № 4. Основные черты антикризисной кадровой политики
Черты антикризисной кадровой политики носят относительно обособленный характер. В деятельности менеджеров по кадрам, линейных руководителей, специалистов они пересекаются, интегрируются и образуют известную системную целостность.
Менеджер, координирующий политику предприятия, оказавшегося в кризисной ситуации, должен сконцентрировать всю информацию, полученную во время проведения стратегического анализа. Он должен задуматься, сможет ли предприятие в рамках своей прежней миссии выйти из кризиса и достичь конкурентных преимуществ. При необходимости надо скорректировать миссию. Умело сформулированная миссия, которая доступна для понимания и в которую верят, может быть весомым стимулом для изменений в стратегии.[9]
Четко
сформулированная миссия вдохновляет
и побуждает к действию, дает возможность
сотрудникам предприятия
Затем
идет процесс корректировки
системы целей (желаемых результатов,
которые способствуют выходу из экономического
кризиса). Менеджер сравнивает желаемые
результаты и результаты исследований
факторов внешней и внутренней среды,
которые ограничивают достижение желаемых
результатов, и вносит изменения в систему
целей.
Под кадровым обеспечением системы управления персоналом понимается необходимый качественный и количественный состав ее работников.[1]
Уровень
качественного состава кадров руководителей
и специалистов во многом определяет
и уровень эффективности
Важным фактором качественного состава кадров управления является также оптимальное соотношение численности мужчин и женщин на различных должностях и в профессиональных группах. Общие тенденции в использовании мужчин и женщин на должностях аппарата управления таковы: мужчины легче справляются с работой линейных руководителей (директоров предприятий, начальников цехов, участков, смен), а женщины хорошо зарекомендовали себя на должностях функциональных руководителей (начальников отделов, бюро, секторов, групп) и специалистов.
Анализ качественного состава кадров руководителей и специалистов со стороны их образования и квалификации предполагает определение количественного состава работников с высшим образованием, качественного уровня расстановки работников по должностям, степени рационального использования специалистов с высшим образованием и др.
Рис. № 5. Анализ качественного и количественного состава работников.
Определить
необходимую численность
Большое
значение в анализе качественного
состава кадров управления имеет
также определение
показателей качества
расстановки кадров
по специальностям и
степени рациональности
использования работников, что способствует
повышению качества планирования кадровой
работы, определению дополнительной потребности
в специалистах и является основой для
разработки и осуществления основных
мероприятий по совершенствованию профессионально-
Основные показатели должностей в рабочей номенклатуре:
- функциональное описание работ или видов деятельности на рабочем месте;
-
определение уровня
-
специальность или ряд
-
стаж работы или опыт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. № 6. Некоторые понятия, используемые для характеристики персонала.
Приведенные
показатели определяют структуру требований
к рабочему месту руководителя и,
следовательно, необходимую профессионально-
Качественный состав кадров управления целесообразно изучать также со стороны длительности их использования в одной должности и на основе анализа должностного пути, что имеет важное значение для совершенствования подбора и расстановки управленческих кадров.
Исследования
показывают, что по истечении определенного
срока пребывания в должности (как
правило, после пяти-семи лет) большинство
руководителей перестают
Выявлены такие основные причины успешной работы в первые три-четыре года:
-
ясное видение проблем,
-
интерес к работе, выполнению
новых производственных
-
стремление проявить себя, занять
лидирующее положение среди
Количественный состав персонала организации определяется организационно-штатными структурами и уставом организации.[5]При расчете необходимой численности штатных работников кадровой службы учитываются следующие факторы:
- общая численность работников организации;
-
конкретные условия и
2.2 Формирование кадрового персонала на кризисном предприятии
Планирование
потребности в трудовых ресурсах
на кризисном предприятии, как правило,
направлено на сокращения численности
промышленно-производственного
Есть
две должности, которые не могут
оставаться вакантными на кризисном
предприятии — это руководитель
и главный бухгалтер. Руководитель
должен в кратчайший срок и с минимальными
затратами подобрать своего ближнего
помощника. В условиях рыночной экономики
и особенно в условиях кризисного
предприятия недопустимо
Если кризисное предприятие не имеет возможности принять на работу опытного и высококвалифицированного бухгалтера, то возможны следующие варианты:
- взять на работу молодого неопытного бухгалтера, Имея способности и желание самостоятельно повышать свою квалификацию, он наработает достаточный опыт в течение года;
- взять на работу высококвалифицированного, а следовательно, высокооплачиваемого бухгалтера на неполный рабочий день. За два часа в день квалифицированный бухгалтер окажет предприятию помощи больше, нежели новичок за целый день .[7]
Любое предприятие, рано или поздно, может столкнуться с кризисами, а конкретно с проблемами управления персонала. Чаще всего, большинство изменений происходят в период кризиса. Вот ключевые проблемы управления персоналом, для компании в период изменений:
Рис. № 7. Ключевые проблемы управления персоналом для компании в период изменений.
Сокращение персонала на кризисном предприятии должно идти по принципу «добровольности», чтобы избежать выплаты увольняемым работникам так называемых «выходных пособий», т. е. дополнительных финансовых затрат, связанных с реализацией социальных гарантий сокращенному персоналу.
Главное направление такого «добровольного» сокращения — это использование механизма неполной занятости работника: сокращенный рабочий день или сокращенная рабочая неделя, неоплачиваемый административный отпуск или частично оплачиваемый с учетом уровня квалификации конкретного работника.
Так
же в сферу управленческой деятельности
входит высвобождение персонала, это
управленческая деятельность по сокращению
численности работников.
Рис.
№ 8. Схема высвобождения
персонала
Глава 3 Разработка предложений по антикризисному управлению мебельной фабрики ООО «Сосна»»
3.1 Оценка кадрового обеспечения ООО «Сосна»
На предприятии ООО «Сосна», кадровым обеспечением занимаются кадровые службы, а также лаборатория социологических исследований. Основная роль в безубыточной работе любого предприятия принадлежит его персоналу, а именно управленческому персоналу, поскольку от их умелого руководства зависит весь процесс хозяйственной деятельности предприятия.
Количественный состав управленческих работников
ООО «Сосна»
Категория персонала | Численность персонала за год, чел. | ||
2009 год | 2010 год | 2011 год | |
Численность работающих | 20641 | 20445 | 20467 |
В том
числе:
руководителей |
2319 |
2352 |
2395 |
в % к общему числу | 11,2 | 11,5 | 11,7 |
специалистов | 2621 | 2628 | 2689 |
в % к общему числу | 12,7 | 12,9 | 13,1 |
Средний возраст руководителей, лет | 40,6 | 41,4 | 45,2 |
Средний возраст специалистов, лет | 40,6 | 39,4 | 39,8 |
Рис. № 9. Динамика численности управленческого персонала ООО «Сосна»
Таким образом, можно сделать вывод, что структура персонала по отдельным категориям ежегодно меняется согласно потребностям производства. В целом можно сделать вывод, что ООО «Сосна» укомплектовано кадрами и происходящие изменения в составе и структуре персонала носят позитивный характер.
Далее проведем анализ состава работающих управленцев по уровню образования на ООО «Сосна».
Категория персонала | Численность персонала за год, чел. | ||
2009 год | 2010 год | 201 год | |
Количество руководителей и специалистов | 4940 | 4980 | 5084 |
В том
числе:
руководителей с высшим образованием |
1449 |
1529 |
1621 |
руководителей без высшего образования | 870 | 823 | 774 |
специалистов с высшим образованием | 1810 | 1887 | 2021 |
специалистов без высшего образования | 811 | 741 | 668 |
Рис. № 10. Cостав работающих управленцев по уровню образования
ООО «Сосна»
Из рисунка № 10 видно, что образовательный уровень управленческого персонала из года в год повышается, если в 2009 г. руководителей без высшего образования было 870 человек, то в 2010 г. их число сократилось на 5,7%, а в 2011 г. – на 6,3%.
Уровень образования специалистов ООО «Сосна» совершенствуется с еще более опережающими темпами: число специалистов без высшего образования уменьшилось: в 2010 г. на 9,4%; в 2011 г. на 10,9%.
Стержень любой организации — работающие в ней люди, которыми необходимо управлять. Система управления персоналом очень разносторонняя и многогранная. Она включает в себя все аспекты взаимодействия работников с организацией.
Управление
персоналом организации является целенаправленной
деятельностью руководящего состава
организации, руководителей и специалистов
подразделений системы
Для того чтобы проанализировать систему управления персоналом, рассмотрим схему управления ООО «Сосна»:
Рис.11.
Структурная схема управления
ООО «Сосна»
Исходя
из этой схемы видно, что управление
персоналом осуществляется генеральным
директором, которому в свою очередь
подчиняются исполнительный и финансовый
директора. Исполнительному директору
подчиняются производственный цех,
автотранспортный участок и склад.
Финансовому директору
В
службах главного механика и столяра управление
персоналом осуществляют главный механик
и главный столяр. Во главе автотранспортного
участка также стоит начальник участка,
осуществляющий управление персоналом
участка. Управление персоналом склада,
осуществляет начальник склада. Как
видно из схемы у предприятия отсутствует
отдел кадров, кадрами занимается один
человек-кадровик. У ООО «Сосна» отсутствует
кадровая политика, управление кадрами
осуществляется неэффективно, что несет
за собой проблемы в деятельности организации.
3.3 Разработка антикризисной программы для ООО «Сосна»
На основе проведенного анализа предложены следующие направления антикризисной программы предприятия:
Увеличить
объем реализации предлагаем за счет
осуществления новых видов
Предлагаются осуществлять проектные работы:
Однако,
осуществление проектных работ
повлечет за собой увеличение персонала,
покупку необходимого оборудования,
что ведет за собой увеличение
себестоимости.
Изучив зарубежный опыт в области повышения уровня профессиональной подготовки персонала предприятия, можно сделать вывод, что основными видами обучения персонала на предприятии ООО «Сосна» являются следующие.
1. Подготовка кадров - процесс планомерного и организованного обучения кадров соответствующей квалификации для любой отрасли производства, обладающих необходимыми специальными знаниями, умениями и навыками.
Подготовка кадров проводится тремя способами: внутри предприятия (без отрыва от производства) то есть в процессе работы; вне предприятия (с отрывом от производства) на специализированных курсах; самообучение (самоподготовка), заключающееся в изучении специальной литературы или путем обучения в системе высшего и среднего специального образования. Самообучение является важным мотивирующим фактором для работника и должно стимулироваться руководством организации путем предоставления дополнительного времени или повышения в должности по результатам обучения.
2. Повышение квалификации. Это процесс обучения кадров с целью усовершенствования знаний и навыков в связи с ростом профессиональных требований или повышением в должности.
3. Переподготовка кадров - обучение персонала предприятия с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой специальностью или изменившимися требованиями к содержанию и результатам работы.
Для того чтобы мотивировать сотрудников к процессу непрерывного образования, руководство ООО «Сосна» не только должно предоставлять сотрудникам дополнительное время и возможность обучения, но и должным образом оценивать повышение ими профессионального мастерства по результатам аттестации, обеспечивая перспективу должностного и профессионального роста.
Сводная таблица методов обучения, возможных к применению на предприятии ООО «Сосна»:
Метод | Издержки подготовки | Издержки реализации | Область применения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Методы обучения на рабочем месте | |||
Инструктаж | Высокие | Низкие | Простые операции, ручной труд, высококва-лифицированные сотрудники |
Ротация | Средние | Средние | Смежные профессии, подготовка руководите-лей |
Наставничество | Низкие | Высокие | Сложные профессии, высокое мастерство, ручной труд, высокая степень риска |
Методы обучения вне рабочего места | |||
Лекция | Низкие | Низкие | Большой объем материала, множество концеп-ций, большое число слушателей, ограничен-ные ресурсы |
Практическая ситуация | Средние | Средние | Иллюстрация концепций, принятие решений, рассмотрение альтернатив |
Деловые игры | Высокие | Высокие | Практические навыки, иллюстрация концеп-ций, виденье организации, подготовка руководителей |
Самообучение | Низкие-высокие | Низкие-средние | Теоретические и практические навыки, концепции |
Рис. № 12 Методы обучения, применяемые на ООО «Сосна»
Руководство
ООО «Сосна» должно осозновать тот факт,
что основная часть индивидуального обучения
происходит по неформальным каналам, то
есть на рабочем месте, модифицирует подход
к формальному обучению, разрабатывая
программы обучения своих сотрудников
и реализуя их на самом предприятии. Таким
образом, должен признается приоритет
и эффективность инвестирования в людей,
поскольку высшее руководство должно
понимать, что именно управленческий персонал
ООО «Сосна» является неформальным нематериальным
активом предприятия.
Заключение
Список
литературы
Приложение
Рис. № 1 Типы кризисов.
Рис.
№ 2. Диагностика
в антикризисном
управлении
Рис. № 3. Внешние и внутренние факторы возникновения кризиса на предприятии.
Рис.
№ 4. Основные черты
антикризисной кадровой
политики
Рис. № 5. Анализ качественного и количественного состава работников.
Рис. № 6. Некоторые понятия, используемые для характеристики персонала.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. № 7. Ключевые проблемы управления персоналом для компании в период изменений.
Рис. № 8. Схема высвобождения персонала
Рис. № 9. Динамика численности управленческого персонала ООО «Сосна»
Категория персонала | Численность персонала за год, чел. | ||
2009 год | 2010 год | 2011 год | |
Численность работающих | 20641 | 20445 | 20467 |
В том
числе:
руководителей |
2319 |
2352 |
2395 |
в % к общему числу | 11,2 | 11,5 | 11,7 |
специалистов | 2621 | 2628 | 2689 |
в % к общему числу | 12,7 | 12,9 | 13,1 |
Средний возраст руководителей, лет | 40,6 | 41,4 | 45,2 |
Средний возраст специалистов, лет | 40,6 | 39,4 | 39,8 |
Рис. № 10. Cостав работающих управленцев по уровню образования
ООО «Сосна»
Категория персонала | Численность персонала за год, чел. | ||
2009 год | 2010 год | 201 год | |
Количество руководителей и специалистов | 4940 | 4980 | 5084 |
В том
числе:
руководителей с высшим образованием |
1449 |
1529 |
1621 |
руководителей без высшего образования | 870 | 823 | 774 |
специалистов с высшим образованием | 1810 | 1887 | 2021 |
специалистов без высшего образования | 811 | 741 | 668 |
Рис.11. Структурная схема управления ООО «Сосна»
Рис. № 12 Методы обучения, применяемые на ООО «Сосна»
Метод | Издержки подготовки | Издержки реализации | Область применения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Методы обучения на рабочем месте | |||
Инструктаж | Высокие | Низкие | Простые операции, ручной труд, высококва-лифицированные сотрудники |
Ротация | Средние | Средние | Смежные профессии, подготовка руководите-лей |
Наставничество | Низкие | Высокие | Сложные профессии, высокое мастерство, ручной труд, высокая степень риска |
Методы обучения вне рабочего места | |||
Лекция | Низкие | Низкие | Большой объем материала, множество концеп-ций, большое число слушателей, ограничен-ные ресурсы |
Практическая ситуация | Средние | Средние | Иллюстрация концепций, принятие решений, рассмотрение альтернатив |
Деловые игры | Высокие | Высокие | Практические навыки, иллюстрация концеп-ций, виденье организации, подготовка руководителей |
Самообучение | Низкие-высокие | Низкие-средние | Теоретические и практические навыки, концепции |
Информация о работе Кадровое обеспечение антикризисного управления