Экономико-статистический анализ инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Инфляционные процессы. Показатели изучения инфляции.
Методологические проблемы статистического изучения инфляции.
Анализ инфляции.

Работа содержит 1 файл

Инфляция Курсач.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

   Переоценка  в постоянные цены отдельных сводных  консолидированных показателей  СНС проводится с помощью дефляторов.

   Индекс-дефлятор – это относительный показатель, в основе построения которого лежит расчёт индекса цен применительно к сводным стоимостным показателям и их составляющим. Поэтому дефлятор является как бы агрегированным индексом цен.  
 
 
 

2.6. Прогнозирование уровня инфляции (ИПЦ).

   Одним из наиболее распространенных методов прогнозирования является метод экстраполяции, т.е. продолжение в будущее тенденции, наблюдающейся в прошлом, путем выявления математических закономерностей. Метод экстраполяции требует следующих допущений:

  • Развитие явления может быть с достаточным основанием охарактеризовано плавной траекторией – трендом.
  • Общие условия, определяющие развитие явления в прошлом не претерпят существенных изменений в будущем.

   Экстраполяция дает возможность получить точечное значение прогноза, но т.к. вероятность  попадания в точку равна нулю (при непрерывном исследуемом процессе), то прогноз дается с помощью «вилки» – верхнего и нижнего предела. Одним из путей получения такой «вилки» является определение доверительного интервала прогноза. Для нахождения доверительного интервала используется следующая формула:

,где

S= ,где

-       значение i-го порядка в исследуемом явлении;

l         -       длина прогноза;

n       -      число имеющихся значений;

  -         среднее арифметическое;

     -       табличное значение статистики Стьюдента с п-1 степенями свободы;

 S    -      среднеквадратическое отклонение. 
 

Справедливость  не может быть

  отделена от полезности

Цицерон.

III.Анализ инфляции.

   При анализе инфляции, наибольший практический интерес представляет изучение изменения  финансовых результатов деятельности нефинансовых предприятий под влиянием инфляционных процессов (это важно  как для правильной оценки деятельности, так и при планировании на будущие периоды). Наибольший же общественный интерес – влияние инфляции на уровень жизни населения.

   3.1. Применение факторного  анализа на условном  примере.

Для применения факторного метода в анализе влияния инфляции на прибыль и рентабельность предприятия в данном условном примере необходимо выделить четыре группы условных индексов цен (инфляции), которые применяются в расчетах:

  • индекс изменения "продажных цен" для продукции, товаров и услуг, производимых предприятием;
  • индекс изменения "покупных цен" для сырья, топлива, материалов, услуг и т.д., приобретаемых предприятием;
  • индекс изменения стоимости основных средств и капиталовложений по балансовой оценке;
  • индекс изменения средней заработной платы в связи с инфляцией.

   Вышеуказанные индексы инфляции определяются на основе имеющейся на предприятии информации о движении цен при неизменной структуре продукции и затрат. Важно лишь постоянство наблюдения и выделение для этого достаточно представительной группы товаров и затрат на обследуемом предприятии. 
 
 

  Выводы.

   В настоящее время инфляция - один из самых опасных процессов, негативно  воздействующих на финансы, денежную и  экономическую систему в целом; инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций; искажает реальную картину финансовых результатов производства, уровень и динамику потребления товаров и услуг; не позволяет правильно определять и взимать налоги, оценить имущество, реально определить доходы и расходы населения и предприятий.

   Инфляция  может быть вызвана различными причинами, основными из которых являются:

  • диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственного бюджета;
  • инфляционно опасные инвестиции -  преимущественно милитаризация экономики;
  • отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части; 
  • “импортируемая” инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны;
  • инфляционные ожидания - возникновение у инфляции самоподдерживающегося характера.

   Самым надёжным и доступным методом измерения инфляционных процессов считается индексный метод, который может применятся для оценки влияния инфляции как на макроэкономические показатели, так и на результаты финансовой деятельности предприятий.

   В связи с применением индексного метода возникают методологические проблемы: способ  расчета индексов; методика статистики цен для построения и корректировки индексов; отбор базовых показателей за период, охваченный анализом; пересчёт выделяемых показателей из фактических в постоянные цены, используя соответствующий индекс цен.

   Для удобства компиляции практически все  официальные индексы в индустриальных странах рассчитываются на основе формулы  Ласпейреса для отношений цен  к базовому   периоду.

   Наибольшее  применение в отечественной статистической практике находит индекс потребительских цен. Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:

  • данных об изменении цен, собранных путем ежемесячной регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;
  • данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, рассчитанной на основе показателей выборочного обследования домашних хозяйств.

   Одной из важнейших проблем при построении индекса потребительских цен, является учет сезонной составляющей по сезонным продуктам. Наблюдение за ценами и тарифами на потребительском рынке показывает, что цены некоторых товаров и услуг подвержены заметным сезонным колебаниям в течение года.

     Для анализа влияния инфляционных  процессов на финансовые результаты деятельности предприятий применяется факторный метод, который за несколько этапов позволяет показать изменение прибыли и рентабельности, а также оценить влияние инфляции на каждый из факторов, от которых зависит прибыль и рентабельность предприятия.

   Индексный метод применим и для учёта  влияния инфляции на макроэкономические показатели. Используя для каждого  показателя соответствующий индекс, можно получить значение этого показателя в постоянных ценах и проанализировать его изменение.

   Инфляция  оказывает значительное влияние на финансовые результаты деятельности нефинансовых предприятий. Причём отрицательное влияние инфляции на себестоимость реализованной продукции меньше, как правило, чем положительное влияние на выручку от реализации, то есть прибыль и рентабельность предприятия снижаются.

   Для статистического анализа влияния  инфляции на уровень жизни населения  используются не только размеры текущих  доходов и заработной платы в  сопоставимых ценах, но также динамика цен на услуги, продовольственные  и непродовольственные товары. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Жуков Е.Ф.  Общая теория денег и кредита.  М.: Банки и биржи, 1995.
  2. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М.: изд-во МГТУ, 1993
  3. Красавина Л.Н.  Инфляция в условиях современного капитализма. М.: Финансы, 1980
  4. Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М., 1991, гл. 7, 8.
  5. Маконнелл К, Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1993, т. 1, 2.
  6. Гуреев Г.С. и другие, Экономика в шутка и всерьез, 1998, М, Профсоюзы и экономика.
  7. Патрикеев В.П., Экономика и государство в шутку и всерьез, М., профсоюзы и экономика, 1999
  8. Чепурин М.Н.  Курс экономической теории.  Киров.: АСА, 1995.
  9. Инфляция: причины и закономерности // Вопросы экономики, 1992,. № 2.
  10. Ключник В.П. Макроэкономические проблемы инфляции и безработицы. Владивосток, 1994.
  11. Асфатуллин В.Г. Инфляционные процессы в РФ. Калуга,1997.
  12. Булатов А.С., Экономика, М., БЕК, 1997
  13. Давыдов А.Ю. Инфляция в экономике. М., 1991.
  14. Статистический словарь. М., 1996.
  15. Экономическая статистика/ Учебник. М.: Инфра-М, 1998.

Информация о работе Экономико-статистический анализ инфляции