Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:43, курсовая работа
Инфляционные процессы. Показатели изучения инфляции. 
Методологические проблемы статистического изучения инфляции.
Анализ инфляции.
   Наиболее 
же широко используемым в рыночной 
экономике показателем инфляции 
является индекс потребительских цен 
(ИПЦ). Он измеряет изменение с течением 
времени в стоимости 
   Для 
удобства компиляции практически все 
официальные ИПЦ в 
J=
, 
где: J - индекс для периода n по отношению к базе 0,
- цена товара j в базовом периоде,
- цена товара j в периоде n,
- количество товара j в базовом периоде.
    
Этот вариант формулы 
J= ,
где:
является весом товара j, или долей расходов на товар j в общих расходах, а - индивидуальный индекс цен для товара j.
Основной формулой для расчета ИПЦ в является:
J=
  где:
 . 
2.2. Статистика цен и расчёт ИПЦ.
Главной 
целью наблюдения за уровнем цен 
и тарифов на потребительском 
рынке является сбор информации для 
расчета индекса 
Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:
Наблюдение за ценами на товары и платные услуги на потребительском рынке и расчет индекса потребительских цен включает в себя следующие этапы работы:
Для регистрации цен отбираются в каждом городе крупные, средние и мелкие предприятия торговли и сферы услуг, расположенные как в центральной части города, так и на его окраинах, с тем чтобы в наблюдение попали предприятия с различными условиями торговли (обслуживания).
В сферу наблюдения репрезентативно включаются предприятия торговли, в том числе комиссионные, предприятия сферы услуг всех форм собственности и организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные, смешанные и общественных объединений, организаций), городские продовольственные и вещевые рынки. Также регистрация цен проводится на мелкооптово-розничных ярмарках (рынках).
В набор включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, техническое обслуживание легкового автомобиля и т.д.). Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности для потребления населением, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их а продаже.
года).
   В 
условиях замедляющихся темпов инфляции 
повышаются требования к качеству собираемой 
ценовой информации, в связи с 
этим ужесточаются правила регистрации 
цен,  а также требования по замене 
товаров и предприятий 
Расчет ИПЦ производится с месячной, квартальной периодичностью, а также нарастающим итогом за период с начала года. Ежемесячно рассчитывается ИПЦ к предыдущему месяцу, к соответствующему месяцу предыдущего года, к декабрю предыдущего года, нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года.
Расчет индексов цен за квартал, полугодие, период с начала года производится «цепным» методом, то есть путем перемножения месячных индексов потребительских цен.
   Одной 
из важнейших проблем при 
Наблюдение за ценами и тарифами на потребительском рынке показывает, что цены некоторых товаров и услуг, особенно по отдельным видам плодоовощной продукции, подвержены заметным сезонным колебаниям в течении года. При этом такие колебания, как правило, носят циклический характер .
Этот метод используется в случае, если цены на сезонные товары, отсутствующие в отдельные периоды года, меняются пропорционально ценам на аналогичные или эквивалентные товары соответствующей группы, имеющиеся в наличии в данное время. Например, цены на отдельные виды сезонных товаров, входящих в группы одежды и обуви, регистрируются лишь в периоды массовой реализации этих товаров. В несезонные периоды года повторяется последняя имеющаяся в наличии цена периода массовой реализации товара, без каких-либо ее изменений до начала следующего сезона, либо данная цена индексируется с учетом изменения цен на аналогичные виды эквивалентных летних или соответственно зимних предметов одежды и обуви, либо индексируется с учетом темпов роста цен в целом по соответствующей группе товаров.
степени обеспечивает увязку цен на картофель урожая текущего года с ценами картофеля урожая предыдущего года.
В предлагаемом методе сезонной корректировки индексы цен, нивелирующие влияние сезонного фактора, рассчитаны по отдельным товарам как отношение индекса цен за отчетный месяц к коэффициенту сезонности для данного месяца по каждому конкретному товару.
   Коэффициент 
сезонности для каждого отчетного 
месяца текущего года определен как 
отношение среднемесячного 
   С 
целью отработки алгоритма 
Применение индексов сезонности при расчете индексов потребительских цен позволяет получить ИПЦ, в котором исключена сезонная волна, то есть снивелированы сезонные колебания цен, что особенно важно в условиях умеренных темпов инфляции.
2.4. Учёт влияния инфляции на результаты финансовой деятельности предприятий.
   В 
методологической схеме измерения 
и анализа влияния инфляции на 
результаты финансовой деятельности нефинансовых 
предприятий – прибыль и 
Применение факторного метода предполагает выделение следующих основных этапов проведения данного анализа: выбор базовых показателей; расчёт относительных показателей прибыли и рентабельности и факторов, влияющих на их величину в фактически действующих ценах; расчёт индексов инфляции; измерение влияния инфляции на каждый фактор изменения прибыли и рентабельности предприятия в отдельности и на общее финансовое положение в целом.
   Для 
применения факторного метода в анализе 
влияния инфляции необходимо выделить 
хотя бы четыре группы условных индексов 
цен, которые применяются в 
Влияние изменения цен на стоимость продукции товаров и услуг. Пересчитывается в постоянные цены объём выручки от реализации путём деления данного в фактически действующих ценах на индекс оптовых цен предприятий.
Изменение себестоимости продукции под влиянием инфляции. Для этого используется стоимостная структура себестоимости продукции: материальные затраты, оплата труда, амортизационные отчисления и прочие затраты. Все эти элементы переоценивают в постоянные цены, используя соответствующие индексы цен.
Таким же образом определяется влияние инфляции и на другие показатели. В результате можно оценить влияние на прибыль и рентабельность.
2.5.Проблема учёта инфляции в макроэкономических показателях (показателях СНС).
Международный опыт и наша статистическая практика показывают, что самым надёжным, доступным и распространённым методом измерения инфляции является индексный метод. Экономические счета СНС в основном обеспечивают основы разработки системы индексов цен и физического объёма наряду с обеспечением согласованности статистических данных во всей системе.
Применяется следующая последовательность проведения расчётов: а) определяются стоимостные показатели СНС в фактически действующих ценах, на которые влияет инфляция;
б) рассчитываются индексы цен и дефляторы по широкой схеме и в разных разрезах; в) проводится пересчёт выделяемых показателей из фактических в постоянные цены, для этого используется соответствующий индекс цен; г) путём вычитания из общей суммы показателей, рассчитанных в текущих ценах, суммы тех же показателей, пересчитанных в постоянные цены, определяется рост стоимостных показателей под воздействием инфляции;
д) проводится анализ результатов.
Для проведения расчётов по измерению влияния инфляции на экономику страны необходима дополнительная информация:
объём капитальных вложений, авансы и другие показатели.
Необходимы также данные о занятости населения по категориям в разных разрезах управления, общая численность населения и другие сведения.
   Задача 
статистиков состоит в 
Информация о работе Экономико-статистический анализ инфляции