Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:51, контрольная работа
В непростое время становления рыночных отношений растет влияние таких факторов как конкурентная борьба, компьютеризация обработки экономической информации, непрерывные изменения налоговой системы и т.д. В этих условия перед руководителями предприятий встает множество вопросов, связанных с дальнейшим управлением предприятием и его эффективной работы. Поставить "диагноз" предприятию, т.е. найти и выделить наиболее существенные проблемы в производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, а также определить причины их возникновения можно по результатам финансового анализа.
Введение
1. Сущность и цели финансово-экономического анализа
2. Методы и модели финансово-экономического анализа
3. Система аналитических коэфициентов
4. Основные принципы и полседовательность диагностики финансово-экономического состояния предприятия
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Сущность и цели финансово-экономического анализа
2. Методы и модели финансово-экономического анализа
3. Система аналитических коэфициентов
4. Основные принципы и полседовательность диагностики финансово-экономического состояния предприятия
Заключение
Список литературы
В непростое время становления рыночных отношений растет влияние таких факторов как конкурентная борьба, компьютеризация обработки экономической информации, непрерывные изменения налоговой системы и т.д. В этих условия перед руководителями предприятий встает множество вопросов, связанных с дальнейшим управлением предприятием и его эффективной работы. Поставить "диагноз" предприятию, т.е. найти и выделить наиболее существенные проблемы в производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, а также определить причины их возникновения можно по результатам финансового анализа.
Финансовое состояние является важнейшей характеристикой финансовой деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников финансовых отношений: как самого предприятия, так и его партнеров.
Устойчивое финансовое положение предприятия является не подарком судьбы или счастливым случаем его истории, а результатом умелого, просчитанного управления всей совокупностью производственно-хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия.
Теория анализа финансов, предпринимательства и экономики предприятия рассматривает понятие "устойчивое финансовое положение" не только как качественную характеристику его финансов, но и как количественно измеримое явление. Этот принципиальный вывод позволяет сформулировать общие принципы построения научно обоснованной методики оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия. Такую оценку можно получить различными методами с использованием различных критериев.
Основная цель финансового анализа - получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов. Финансовый анализ позволяет выявить наиболее рациональные направления распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Финансово-экономическое состояние предприятия (организации) характеризуется степенью его (ее) прибыльности и оборачиваемости капитала, финансовой устойчивости и динамики структуры источников финансирования, способности расплатится по долговым обязательствам.
Современный финансовый анализ имеет определенные отличия от традиционного анализа финансово-хозяйственной деятельности. Прежде всего, это связано с растущим влиянием внешней среды на работу предприятий. В частности, усилилась зависимость финансового состояния хозяйствующих субъектов от инфляционных процессов, надежности контрагентов (поставщиков и покупателей), усложняющихся организационно-правовых форм функционирования. Стремясь решить конкретный вопросы и получить квалифицированную оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще начинают прибегать к помощи финансового анализа.
Изучением вопросов эффективности использования финансовых результатов предприятия занимались С.Ф. Покропивный, Е.Л. Кантор, В.Я. Горфинкель и В.А. Швандор и другие.
В современных условиях ведения хозяйства уметь "читать" (анализировать) финансовую отчетность должен каждый специалист, что работает в сфере учета, аудита, финансов, экономики и т.п. Особенно актуальным становится умение видеть за массой цифр экономическую суть и динамику развития предприятия.
Один из основных элементов финансовой политики организации - анализ ее финансово-экономического состояния. Финансово-экономический анализ позволяет объективно оценить результаты деятельности организации и ее структурных подразделений, определить влияние факторов на основные показатели финансово-экономической деятельности, дает исходную базу для разработки финансовой политики организации. Он необходим для составления пояснительной записки к годовому отчету, которая является обязательным элементом публичной бухгалтерской отчетности. Кроме того, анализ финансово-хозяйственной деятельности организации необходим для оценки финансового состояния других организаций, с которыми вступает в экономические отношения данная организация.
Основная цель финансово-экономического анализа - получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом менеджера может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его состояние на ближайшую или более отдаленную перспективу. Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.
В системе информационного обеспечения большое значение имеют бухгалтерские данные, а отчетность становиться основным средством коммуникации, обеспечивающим наиболее полное представление информации о финансовом состоянии предприятия. Но на основе данных бухгалтерского баланса весьма сложно получить объективную оценку финансового состояния предприятия. Поэтому для правдоподобной оценки финансового состояния анализируемого предприятия необходимо представить ряд финансовых коэффициентов, которые позволяют проследить динамику изменения основных позиций, выявить тенденции и спрогнозировать дальнейший ход событий.
Анализ финансовой отчетности - это процесс, целью которого является оценка текущего и прошлого финансового положения и результатов деятельности предприятия, при этом главной целью является определение оценок и предсказаний будущих условий деятельности предприятия. Для обеспечения положительной деятельности предприятия управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценить финансовое состояние своего предприятия и состояние существующих и потенциальных контрагентов.
Финансовый анализ - это часть общего, полного анализа хозяйственной деятельности предприятия, который состоит из двух разделов:
1) финансового анализа;
2) производственного управленческого анализа.
В основном внешний финансовый анализ, осуществляемый по данным публичной отчетности состоит из:
анализа относительных показателей рентабельности;
анализа абсолютных показателей прибыли;
анализа эффективности использования заемного капитала;
экономической диагностики финансового состояния предприятия;
рейтинговой оценки эмитентов и др.
Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа.
Внутрихозяйственный финансовый анализ используют в качестве источника информации, а так же данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию.
Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено аспектами, значимыми для управления предприятием: анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли.
В системе управленческого анализа существует возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, т.е. имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности.
Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством, реализации продукции, работ и услуг, ориентированный на рынок.
Особенностями управленческого анализа является: ориентация результатов анализа на свое руководство; использование для анализа всех источников информации; рассмотрение всех сторон деятельности предприятия; максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.
Особенностями внешнего финансового анализа являются:
множественность субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;
разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;
ориентация на открытость информации;
ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора.
максимальная открытость результатов анализа для пользователей информацией о деятельности предприятия.
Метод финансово-экономического анализа - это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования финансово-экономической деятельности предприятий
Категории финансового анализа - это наиболее общие, основные понятия данной науки. В их числе: фактор, модель, ставка, процент, дисконт, риск и т.п.
Научный инструментарий финансового анализа - это совокупность общенаучных и конкретно-научных способов исследования финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
Принципы финансового анализа регулируют процедурную сторону его методологии и методики. К ним относятся: системность, комплексность, регулярность, преемственность и др.
Практика финансово-экономического анализа уже выработала основные методы анализа финансовых отчетов. Выделяют шесть основных методов:
1. Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим временным периодом.
2. Вертикальный (структурный) анализ - определение структур итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на конечный результат.
3. Сравнительный (пространственный) анализ - это анализ, включающий в себя внутрихозяйственный анализ свободных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, и межхозяйственный анализ показателей анализируемой фирмы с показателями фирм конкурентов, со среднеотраслевыми и среднехозяйственными данными.
4. Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных приемов исследования. Факторный анализ может быть как прямым, когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
5. Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определения тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда прогнозируются возможные значения показателей в будущем, а соответственно, ведется перспективный прогноз анализа.
6. Анализ относительных показателей (коэффициентов) - это расчет отношения между отдельными позициями отчета или позициям разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.
Финансово-экономический анализ проводят с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Можно выделить три основных типа моделей:
дескриптивные;
предикативные;
нормативные.
Дескриптивные модели - известны так же, как модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности.