Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 20:07, курсовая работа
Ликвидация предприятия и распродажа его имущества далеко не всегда оправданы с точки зрения эффективного функционирования всей экономики. Ликвидация предприятия фактически должна свидетельствовать об исчерпании возможностей, связанных с использованием рассматриваемых активов в рамках сложившихся структур собственности; она часто сопровождается необратимым разрушением накопленного информационного и организационного капитала. Любое предприятие подвержено риску банкротства, так как в течение жизненного цикла организации взлеты чередуются со спадами.
Введение…………………………………………………………………………...3
История возникновения и развития института банкротства в России и за рубежом……………………………………………………………………………4
Предпосылки банкротства………………………………………………………..5
Внешние факторы…………………………………………………………………5
Внутренние факторы……………………………………………………………...6
Характеристики института банкротства………………………………………...7
Три редакции закона о банкротстве:
Федеральный закон от 19 ноября 1992 г. № 3929-1«О несостоятельности (банкротстве)»………………………………………………7
Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»……………………………………………………………………..8
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»……………………………………………..10
Процедуры банкротства и порядок их реализации……………………………12
Роль института банкротства…………………………………………………….13
Финансовое оздоровление………………………………………………………15
Меры направленные на повышение эффективности института банкротства………………………………………………………………………16
Вывод……………………………………………………………………………..19
Источники информации…………………………………………………………21
Три редакции закона о банкротстве.
Данный закон был основан на критерии неоплатности, а именно необходимо было доказать превышение суммы долгов предприятия над стоимостью его имущества. Этот закон называли законом защиты должника, по которому никого нельзя было обанкротить, излишне лоялен по отношению к должникам. Первый закон о банкротстве, как правило, характеризуется, как весьма несовершенный.
В Первом законе под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Должник длительный срок (свыше трех месяцев) не платил по долгам и в принципе неспособен был заплатить, для признания его банкротом суд должен был проверить состав и стоимость его имущества, оценить структуру баланса с точки зрения степени ликвидности его активов. И только когда кредиторская задолженность превышала балансовую стоимость всех активов, должник мог быть признан банкротом.
Эксперты предупреждали о том, что введение в действие Второго закона приведет к резкому увеличению количества банкротств, поскольку большинство российских фирм накопили значительную задолженность перед федеральным и региональными бюджетами и перед частными кредиторами до 1998 г. вследствие отсутствия эффективных постановлений об осуществлении банкротства. Как и следовало ожидать, количество банкротств существенно увеличилось после принятия Второго закона. Ряд специалистов также отмечали проблему умышленного банкротства.
Во второй половине 2001 г. сложились предпосылки для коренной реформы института несостоятельности. При этом доминирующей стала позиция, ориентированная не столько на внесение поправок во Второй закон о несостоятельности, сколько на принятие его новой редакции. На правительственном уровне в качестве наиболее актуальных были зафиксированы следующие проблемы в сфере банкротства:
• нарушение прав должника и учредителей должника (возбуждение процедуры банкротства по фиктивным документам, по незначительной сумме задолженности без предоставления возможности должнику расплатиться по таким суммам, отсутствие возможности для учредителей должника провести оздоровление под контролем кредиторов при уже возбужденном деле о банкротстве);
• нарушение прав государства как кредитора по налоговым платежам;
• вывод активов должника в интересах определенного круга кредиторов в процедурах внешнего управления и конкурсного производства; широкое распространение практики использования преднамеренных банкротств как инструмента нецивилизованного захвата собственности;
• непрозрачность, недостаточная урегулированность процедур банкротства, позволяющая арбитражным управляющим и иным участникам процесса о банкротстве злоупотреблять их недостатками; отсутствие эффективных механизмов ответственности недобросовестных и неэффективных арбитражных управляющих;
• наличие неоправданных особенностей банкротства всех предприятий топливно-энергетического комплекса при отсутствии законодательно закрепленных особенностей банкротства оборонно-промышленного комплекса и естественных монополий вне ТЭКа.
Основными новациями являются:
В целях защиты интересов государства-кредитора по налоговым платежам и предоставления равных прав для конкурсных кредиторов и государства-кредитора предлагалось предоставить уполномоченному федеральному органу право голоса в деле о банкротстве с одновременным переводом требований по обязательным платежам в одну очередь с остальными коммерческими кредиторами. Третий закон установил возможность досрочных расчетов с кредиторами в ходе внешнего управления. При этом исполнение обязательств должника возможно третьими лицами. Ранее досрочные расчеты были возможны только в процедуре наблюдения.
В целях устранения злоупотребления правом со стороны недобросовестных кредиторов усовершенствован порядок начала процедуры банкротства. Процедура наблюдения вводится на основании заявления кредитора либо уполномоченного органа о признании должника банкротом только после проверки его требований в специальном судебном заседании. Для возбуждения дела о банкротстве принимаются во внимание требования к должнику, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, или задолженность по обязательным платежам или иным исполнительным документам, а также требования признанные должником не ранее чем за один месяц до даты подачи заявления о банкротстве. Расширены механизмы сохранения бизнеса должника, в частности предусмотрена возможность возврата из конкурсного производства во внешнее управление при наличии реальной возможности восстановления платежеспособности, проведение дополнительной эмиссии акций в ходе внешнего управления при условии согласия собственника должника.
В связи с отсутствием единого законодательства о саморегулируемых организациях одной из задач законодательства о банкротстве являлось создание правовых предпосылок для появления и развития саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО). Основными задачами СРО должны стать разработка стандартов деятельности, рассмотрение жалоб и обращений третьих лиц по поводу деятельности арбитражных управляющих, а также предоставление финансовой гарантии кредиторам.
Наиболее радикальным изменениям подвергся институт арбитражных управляющих.
До | После |
Назначались судом по представлению кредиторов | Назначаются из
числа трех кандидатов, представленных
суду
специальной саморегулирующейся организацией (СРО) |
Суд утверждает кандидатуру управляющего только при единодушии сторон | |
Отвечали за свою деятельность собственным имуществом | Профессиональная ответственность управляющего страхуется |
Законопроектом предусматривалось расширение прав государства как собственника имущества. Кроме того, в целях устранения злоупотреблений со стороны органов исполнительной власти усовершенствована процедура выдачи государственных гарантий. Для выдачи поручительства необходимо наличие средств в соответствующих бюджетах и решение соответствующих органов законодательной власти.
В числе прочих механизмов защиты участников процесса от недобросовестных действий иных лиц законопроектом предусмотрены следующие нововведения:
• установление невозможности возбуждения в отношении должника нового дела о банкротстве в течение трех месяцев после заключения мирового соглашения;
• возможность обжалования определений, вынесенных в процедурах банкротства по результатам рассмотрения разногласий между лицами, участвующими в деле;
• усовершенствование процедуры продажи имущества должника, предусмотрена обязательность проведения публичных торгов по продаже имущества должника, в случае если балансовая стоимость имущества, подтвержденная независимым оценщиком.
В целом, новый закон оценивается как повышающий степень соблюдения прав собственников, усиливающий роль государственных органов, имеющий механизм контроля и увеличивающий прозрачность процессов оценки и продажи имущества банкрота, что должно позволить избежать махинаций.
Процедуры банкротства и порядок их реализации.
Процедуры
банкротства начинаются с анализа
финансового состояния
При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника арбитражный суд вводит процедуру наблюдения и утверждает временного управляющего.
Арбитражный суд может вынести определение о введении финансового оздоровления.
Со дня введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.
В случае если арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, внешний управляющий обязан передать дела конкурсному управляющему не позднее чем через три дня со дня утверждения конкурсного управляющего.
Конкурсное
производство вводится сроком на год
и может продлеваться не более
чем на шесть месяцев. Одновременно
с открытием конкурсного
Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
После
рассмотрения арбитражным судом
отчета конкурсного управляющего суд
выносит определение о
Роль института банкротства.
Существование
института банкротства
Роль института банкротства можно раскрыть с двух точек зрения:
Снижение уровня хозяйственных рисков в экономике путем ликвидации неэффективно функционирующих предприятий. К сожалению, в реальном народном хозяйстве не все предприятия работают одинаково хорошо: одни более успешно, другие – менее. При этом отстающие из-за торможения, либо полного прекращения расчетов по обязательствам тянут за собой вниз остальные организации. В этом случае институт банкротства выступает в роле санитара, призванного следит за общим состоянием экономической системы, оказывая воздействие на тех субъектов, уровень финансового благосостояния которых опускается ниже установленной ватерлинии. Воздействие может выражаться либо в виде ликвидации банкрота и перераспределения производственных активов в пользу эффективных хозяйствующих организаций, либо в запуске механизма оздоровления неэффективного предприятия под контролем государства и кредиторов. Таким образом, снижаются риски за счет возрастания уровня определенности в экономической системе.
Информация о работе История возникновения и развития института банкротства в России и за рубежом