Инвестиционная политика в современной России и Кузбассе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит, не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъем производства, то есть возрождение экономики России. В настоящее время инвестиционная политика находится на стыке проблем стратегического управления, финансового менеджмента как процесса управления финансовыми ресурсами и непосредственного осуществления инвестиционной деятельности. Функционирование механизма регулирования инвестиционной политики не отвечает потребностям экономики, а именно, отсутствуют достаточные источники для государственного и частного инвестирования, неэффективно работают институты досудебной санации, налоговые льготы, амортизационная и кредитная политика.

Для этого необходимо использовать весь накопленный отечественный и зарубежный опыт в сфере инвестирования и выработать единые принципы, методы и инструменты
Целью данной работы является раскрытие понятия и видов инвестиций, факторов, влияющих на инвестирование, основных принципов инвестиционной политики. Также рассмотрены вопросы о динамике инвестиций в Кузбассе и основных задачах и целях инвестиционной политики в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава I. Инвестиции

1.1 Понятие инвестиции. Виды инвестиций…………………………………6

1.2 Основные факторы, влияющие на инвестирование..................................6

1.3 Факторы инвестиций………………………………………………………7

1.4 Нестабильность инвестиций………………………………………………9

1.5 Инвестиционный климат……………………………………………….…11

1.6 Основные принципы инвестиционной политики…………………….…13

Глава II. Инвестиционная активность в России и Кузбассе

2.1 Инвестиционный бум в России……………………………………….….14

2.2 Инвестиционный климат Кузбасса……………………………………....15

2.3 Курс на повышение инвестиционной привлекательности региона........18

2.4 Динамика инвестиций в Кузбассе за 2007 год..........................................20

Глава III. Приоритетные направления и задачи инвестиционной политики в России и Кузбассе

3.1 Ключевые задачи и цели государственной инвестиционной политики в России…………………………………...……………………….………...…...…20

3.2 Приоритетные базовые отрасли в Кузбассе………………………..……26

Заключение………………………………………………………………………..29

Словарь……………………………………………………………………............31

Список использованной литературы…………………...……………...….…….33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

    Вывод: можно выделить следующее, что с  каждым последующим годом инвестиционная привлекательность страны только повышается, тем самым растут вложения в различные роды деятельности государства, а также и отдельного взятого региона. В свою очередь правительство страны так и администрация Кузбасса не остаются равнодушными, и принимает активное участие в инвестиционной политике, издавая новые законопроекты. 
 

    III. Приоритетные направления и задачи инвестиционной политики в России и Кузбассе.

    3.1. Ключевые задачи и цели государственной инвестиционной политики в России 

    В настоящее время в российской экономике сложились предпосылки для быстрого инвестиционного и хозяйственного подъема. Целый ряд секторов демонстрирует признаки настоящего инвестиционного бума – темпы роста инвестиций здесь значительно опережают динамику хозяйственного оживления и в годовой оценке достигают 19,5% и выше.  
Однако эти данные не должны вводить в заблуждение. Во-первых, рост инвестиций идет от крайне низкой “базы”. Во-вторых, потребность российской экономики для ее инвестиционной реконструкции и модернизации исключительно высока.  
Главная опасность для будущего развития страны заключается в том, что рост инвестиций пока очень неустойчив и во многом базируется на благоприятной конъюнктуре мировых рынков. Не устранены фундаментальные причины слабости российской экономики - незавершенность структурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкая конкурентоспособность и физическая изношенность производственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства (перекос в сторону топливно-сырьевых секторов при слабой конкурентоспособности обрабатывающей промышленности и низкой доле высокотехнологичных предприятий), сохранение обширного сектора убыточных производств, низкая восприимчивость предприятий к инвестициям.  
Решение этих непростых проблем требует осуществления активной государственной инвестиционной политики, критического переосмысления прошлого опыта государственного регулирования инвестиционной деятельности, накопленных в экономике проблем и выработки новых принципов государственной политики, адекватных задачам посткризисного возрождения страны.  
Главные цели инвестиционной политики государства обусловлены решением стратегических задач развития Российской Федерации, определенных в “Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу”. Это последовательное повышение уровня жизни населения, инвестиции “в человека”, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.  
Безусловным приоритетом государственной инвестиционной политики является содействие выходу национального хозяйства на траекторию устойчивого экономического роста для решения острых социальных проблем на основе коренной модернизации производства и его структурной перестройки, повышения конкурентоспособности обрабатывающего сектора промышленности, ускоренного инвестиционного развития секторов “новой экономики”, прежде всего становления инновационных и информационных отраслей и формирования нового технологического облика национального хозяйства XXI века.6  
В среднесрочном плане государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на раскрепощение инициативы частнопредпринимательского сектора экономики, создание благоприятного инвестиционного климата и преодоление законодательных и институциональных ограничений росту инвестиций в производство, усиление их социальной направленности, противодействие возникшим после кризиса угрозам дестабилизации хозяйственной жизни в стране в связи с крайней физической изношенностью производственного аппарата, чреватой массовым выбытием основного капитала и опасностью возникновения техногенных катастроф.  
Достижение указанных целей государственной инвестиционной политики требует осуществления комплекса неотложных мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, поддержке инициатив рыночного сектора экономики, кардинальному повышению роли государства в обеспечении привлекательных законодательных и институциональных условий хозяйственной деятельности частных инвесторов, адекватных современным требованиям рынка, защите их интересов. В связи с этим основными принципами и задачами политики государства в инвестиционной сфере должны стать:  
в области создания благоприятного инвестиционного климата:  
– усиление роли государства как гаранта осуществления предсказуемого благоприятного нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, публичность проводимой государственной инвестиционной политики;  
– введение иммунитета внутренних инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций в части взаимоотношений инвесторов с государством, предоставление законодательных гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования;  
– создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию; отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса;  
– осуществление действенных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов; устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов;  
– либерализация рынка инвестиционных проектов путем упрощения процедур согласования и получения разрешительной документации при их разработке и реализации (принцип “одного окна”);  
– обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях в целях анализа и выбора объектов инвестиций (регламентация состава и структуры раскрываемой информации финансового и нефинансового характера, способов ее раскрытия; реформа бухгалтерского учета, разработка российских стандартов учета, максимально приближенных к западным);  
– содействие становлению современной институциональной инфраструктуры инвестиционного рынка, обеспечивающей эффективную трансформацию сбережений национальной экономики в инвестиции в производство, становление эффективных рыночных механизмов межотраслевого перелива капитала;  
в сфере государственного инвестирования:  
– усиление социальной направленности инвестиционной деятельности в стране, безусловный приоритет инвестиций в “человеческий” капитал, в развитие социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, фундаментальной и прикладной науки;  
– отказ от неэффективных инвестиционных расходов из бюджета, от реализации необеспеченных финансированием инвестиционных проектов, безусловное выполнение инвестиционных обязательств государства в рамках годового бюджетного плана;  
– открытость и предсказуемость государственной инвестиционной политики, стимулирование привлечения капиталов частнопредпринимательского сектора для решения приоритетных задач социально-экономического развития страны (в рамках механизмов Бюджета развития и других инструментов);  
– отказ от прямого государственного финансирования эффективных, коммерчески окупаемых инвестиционных проектов; приоритет государственной поддержки непривлекательным для частного капитала, но стратегически важным для страны инфраструктурным объектам, от которых зависит устойчивое функционирование всего национального хозяйства, сфер, способствующих инновационно-технологическому прорыву, а также проектов, обеспечивающих экологическую безопасность;  
– повышение эффективности инвестиционной деятельности государственного сектора экономики, обеспечение “прозрачности” данных инвестиционных потоков и программ, нацеленность на решение приоритетных задач социально-экономической политики государства, безопасное функционирование их технически сложных систем;  
в области поддержки инвестиционной деятельности рыночного сектора экономики:  
– создание благоприятных условий наращивания инвестиционно-финансового потенциала российских предприятий путем осуществления программ их реструктуризации, снижения налогового бремени, совершенствования амортизационной политики адекватно задачам инвестиционной реконструкции производства; освобождение его от колоссальной массы устаревших неиспользуемых активов;  
– либерализация внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Россию современного технологического оборудования, необходимого для нужд модернизации действующих предприятий;  
– повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями и сооружениями; введение обязательных международных стандартов отчетности во всех секторах экономики, реформа бухучета и аудиторской деятельности.  
Сегодня в России создалась реальная возможность успешного проведения модернизации экономики с минимальными социальными издержками. Наблюдаются промышленный рост, увеличение инвестиций, снижение бюджетного дефицита, низкая инфляция, рост налоговых поступлений и золотовалютных резервов.  
Однако для широкомасштабной модернизации экономики необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, проводить предсказуемую и стимулирующую рост макроэкономическую политику, завершить структурную перестройку экономики.  
Улучшение инвестиционного и предпринимательского климата является ключевым условием развития экономики, поэтому к приоритетным направлениям экономической политики относится формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, что подразумевает:  
- кардинальное улучшение условий инвестирования и хозяйствования;  
- существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной систем;  
- достижение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования;  
- стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в российской экономике;  
- реструктуризацию естественных монополий;  
- создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности;  
- создание условий для интеграции России в мировую экономику.  
Все это позволит России закрепить позитивные тенденции, наблюдавшиеся в последнее время, и выйти на траекторию устойчивого экономического роста.
 

     

    3.2. Приоритетные базовые  отрасли в Кузбассе 

    На  протяжении нескольких последних лет  отраслевая структура инвестиций в  основной капитал, по большому счёту, не менялась. Основной поток финансовых ресурсов направлен в базовые отрасли. Естественно, что главным приоритетом многих инвесторов по-прежнему остаётся угольная промышленность. В 2004 году объем инвестиций в отрасль составил 22,5 млрд. рублей, что почти в 2 раза больше по сравнению с 2003 годом.7 Благодаря стабильным инвестиционным потокам в Кузбассе было построено 4 новых шахты и 5 разрезов, произведена реконструкция и техническое перевооружение целого ряда действующих предприятий.

    В металлургию в 2004 году было вложено свыше 5,85 млрд. рублей инвестиций. При этом на долю предприятий чёрной металлургии пришлось около 5,5 млрд. рублей, что в 3,6 раза выше уровня предыдущего года. В цветную металлургию инвесторы вложили 401 млн.рублей, тем самым повысив показатели 2003 года в 1,7 раза.

    На  развитие электроэнергетики в 2004 году было направлено более 2,6 млрд. рублей, что составляет 95 % от уровня предыдущего  года.

    В кузбасский Химпром вложено около 580 млн. рублей инвестиций (118 % к уровню предыдущего года), необходимых для модернизации ключевых производств.

    Позитивные  сдвиги происходили и в машиностроении: на развитие отрасли в прошлом  году направлено 968 млн. рублей, что  почти в три раза превышает  показатель 2003 года.

    В строительстве также наблюдается тенденция к увеличению инвестиций. Объем средств, поступивших в отрасль, вырос в 1,55 раза по сравнению с 2004 годом и составил 539 млн. рублей.

    Значительными вкладами в основной капитал характеризуется  пищевая промышленность Кузбасса. На осуществление различных проектов было использовано 697 млн. рублей, что в 1,2 раза больше, нежели в прошлом году.

    Следует отметить, что 2004 год в регионе стал годом интенсивного развития новейших информационных технологий. Стремительно внедрялись современные IT-услуги. Увеличилось число пользователей интернет, а также "мобильных" абонентов. Подобный прогресс во многом был связан с ростом активности инвесторов в этой сфере. На развитие связи направлено свыше 2,9 млрд. рублей, что в 1,7 раза выше прошлогоднего уровня.

      По прогнозам специалистов Администрации  Кемеровской области, в 2005 году  отраслевая структура кузбасских  инвестиций существенно не изменится.  Поэтому государственная поддержка  должна оказываться на приоритетных  направлениях социально-экономического  развития области. В сферу наших интересов попадают и инвестиционные проекты по замещению ввозимых в область потребительских товаров в химической промышленности, легкой промышленности и машиностроении, пищевой промышленности и в сельском хозяйстве. Всё это необходимо для сохранения стабильно положительной динамики развития кузбасской экономики в целом и отдельных её отраслей в частности. Кроме того, уже сегодня нужно работать на перспективу, направляя "сырьевую" экономику в инновационное русло. Планируется ряд мер по развитию перерабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, стимулированию инновационной активности в регионе. В частности, путём создания технопарков и особых технико-внедренческих зон. Благодаря постоянной поддержке инвестиционной деятельности со стороны государственных структур различного уровня все эти усилия с лихвой окупятся уже в самом ближайшем будущем! 

    Вывод: В настоящее время в российской экономике сложились предпосылки для быстрого инвестиционного и хозяйственного подъема.

    Главные цели инвестиционной политики государства обусловлены решением стратегических задач развития Российской Федерации, определенных в “Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу”. Если также будет осуществляться в дальнейшем поддержка со стороны правительства, то в ближайшем будущем экономика страны возрастет с помощью больших вложений в инвестиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Инвестиционная  политика основывается на полном изучении объективных и субъективных факторов, влияющих на состояние инвестиционного процесса, обязательств, которые должны быть обеспечены инвестиционной программой, а также допустимости различных элементов инвестиционного риска. 
        Инвестиционная политика определяет тактику инвестиций. На ближайшее время она показывает, какие из вариантов инвестиций нужно выбрать для достижения финансовых целей компании. В общем плане она должна служить основой при определении или разработке вариантов инвестиций, которые соответствовали бы поставленным целям.

    Важнейшей задачей активизации инвестиционной деятельности является поддержание  социальных программ и выравнивание за счет бюджетного инвестирования уровня жизни населения.

    Инвестиции означают вложения в производство, то есть расходы на строительство новых заводов, на станки и оборудование с длительным сроком службы  и т. п. Инвестиции делятся на прямые, портфельные, реальные и проектные. Также существует деление на валовые и чистые. Основными факторами влияющими на инвестиции являются ставка процента и норма чистой прибыли, но также существуют такие факторы,  как издержки на приобретение  и ремонт оборудования, налог на предпринимателя, технологические изменения и ожидание. При проведении инвестиций в какую-либо отрасль экономики или регион необходимо провести анализ инвестиционного климата. Инвестиционный климат имеет две составляющие - инвестиционный потенциал и инвестиционный риск,- каждая из которых имеет несколько параметров.

    С каждым последующим годом инвестиционная привлекательность страны только повышается, тем самым растут вложения в различные роды деятельности государства, а также и отдельного взятого региона. В свою очередь правительство страны так и администрация Кузбасса не остаются равнодушными, и принимает активное участие в инвестиционной политике, издавая новые законопроекты.

    В настоящее время в российской экономике сложились предпосылки для быстрого инвестиционного и хозяйственного подъема.

    Главные цели инвестиционной политики государства обусловлены решением стратегических задач развития Российской Федерации, определенных в “Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу”. Если также будет осуществляться в дальнейшем поддержка со стороны правительства, то в ближайшем будущем экономика страны возрастет с помощью больших вложений в инвестиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Словарь 

      Инвестиции – это затраты, направляемые на увеличение или восполнение капитала.

      Амортизация – это инвестиционные расходы, которые направляются на возмещение износившихся машин и оборудования, на восполнение отслуживших свои сроки зданий и сооружений.

      Чистые инвестиции – это ресурсы для строительства новых предприятий, создания нового оборудования, новых транспортных средств и др. Иначе говоря, валовые инвестиции минус амортизация дают величину чистых инвестиций.

      Инвестирование – это шаг в завтра, создание условий для обновления и увеличения производства.

      Капиталовложения – инвестиции в воспроизводство основного капитала (основных фондов).

    Прямые  инвестиции - вложения в реальные активы (производство), в управлении которыми участвует инвестор;

    Портфельные (финансовые) инвестиции - вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собеседника, дающие право на  получение доходов от собственности.

    Реальные инвестиции - финансовые вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. включая затраты оборотного капитала;

    Проектные инвестиции - кредиты, предоставляемые реальному или потенциальному собственнику для реализации прибыльного инновационного проекта.

    Ожидаемая норма чистой прибыли, которую предприниматели рассчитывают получать от расходов на инвестиции,

    Ставка  процента - цена, которую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный капитал, необходимый для приобретения реального капитала.

    Валовой внутренний продукт, общепринятое сокращение — ВВП—          рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы 

  1. Инвестиционный потенциал российской экономики / В.С.Бард, С.Н.Бузлуков и др. М.: Экзамен, 2003.
  2. Рынок инвестиций / В.Н.Чапек. - Ростов-Н-Д: Феникс, 2005.
  3. Игошин Н.В. Инвестиции. -М.: Юнити-Дана, 2001.
  4. Инвестиции. учебное пособие / под.ред. д.э.н. В.А. Слепова, М., Юрист, 2002г.
  5. http://www.budgetrf.ru/ - данные по инвестиционной активности
  6. http://www.ivr.ru - сайт “инвестиционные возможности России”
  7. http://www.gks.ru - Официальный сайт Госкомстата Российской Федерации
  8. http://www.iet.ru. - сайт «Институт Экономики Переходного Периода».
  9. Газета "Коммерсантъ" , 22 ноября 2006 г. http://www.dcenter.ru/news/221106_Mironov_053_.htm
  10. Деловой Кузбасс электронная версия # 4-5 апрель-май 2005
  11. Сайт администрации Кемеровской области http://www.kemerovo.su/PRESS/viewtext.asp?C25469=On
  12. Сайт «Кузбасс информ» http://www.kuzinform.ru/?p=news&do=read&id=2006091408450639
  13. Кузбасс.com. Кузбасский деловой портал http://www.kuzbass.com/news/422228-mln-dollarov-investirovano-v-kemerovskuyu-oblast.html
  14. Еженедельная газета "Стройка", № 16, 2001 год http://www.gvozdik.ru/analit/49.html

Информация о работе Инвестиционная политика в современной России и Кузбассе