Диагностика неплатежеспособности, устойчивой неплатежеспособности, потенциального банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:04, контрольная работа

Описание работы

Переход Республики Беларусь к рыночным отношениям закономерно вызвал к жизни появление достаточно нового для белорусской экономической практики понятия экономической несостоятельности (банкротства) предприятия, которое связано с тем, что срок эволюционного развития любой социально-экономической системы объективно ограничен, т.е. с жизненным циклом организации.

Работа содержит 1 файл

Диагностика неплатежеспособности.docx

— 36.11 Кб (Скачать)
  1. Диагностика неплатежеспособности, устойчивой неплатежеспособности, потенциального банкротства
 
 

  Переход Республики Беларусь к рыночным отношениям закономерно вызвал к жизни появление  достаточно нового для белорусской  экономической практики понятия  экономической несостоятельности (банкротства) предприятия, которое связано с  тем, что срок эволюционного развития любой социально-экономической системы  объективно ограничен, т.е. с жизненным  циклом организации. В настоящее  время основу законодательной базы об экономической несостоятельности (банкротстве) нашей страны составляет Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (№ 423-З), а также ряд  других законодательных актов, регулирующих те или иные стороны взаимоотношений  должников и кредиторов, иных заинтересованных в осуществлении процедур банкротства  лиц [1, с. 40].

  В Республике Беларусь официальная методика диагностики финансовой устойчивости организаций отсутствует. Для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса, а также признания устойчивого  неплатежеспособной организации потенциальным  банкротом используется Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью  субъектов предпринимательской  деятельности, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14.05.2004 № 81/128/65.

  Данная  инструкция применяется в отношении  юридических лиц, их обособленных подразделений, имеющих обособленный баланс, расчётный (текущий) счёт, осуществляющих на территории РБ предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики, независимо от их организационно-правовых форм и формы собственности.

      Основной  целью проведения анализа финансового  состояния организации в соответствии с Инструкцией является обоснование  решения о признании структуры  бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организации — неплатежеспособной [2].

      Источником  информации для проведения анализа  финансового состояния организации  являются: бухгалтерский баланс (форма 1), отчет о прибылях и убытках (форма 2), отчет об изменении капитала (форма 3), отчет о движении денежных средств (форма 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5) и отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6), заполненные в соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19.

      В качестве критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса  организации используются следующие  показатели: 
коэффициент текущей ликвидности; коэффициент обеспеченности собственными оборотными  средствами.

      Коэффициент текущей ликвидности характеризует  общую обеспеченность организации  собственными оборотными средствами для  ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных  обязательств организации.

      Основанием  для признания структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организации - неплатежеспособной является наличие одновременно следующих условий:

  • коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода в зависимости от отраслевой (подотраслевой) принадлежности организации имеет значение, менее приведенного согласно приложению 1;
  • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от отраслевой (подотраслевой) принадлежности организации имеет значение, менее приведенного согласно приложению 1[2].

   Коэффициент текущей ликвидности (К1) на конец  отчетного периода рассчитывается по формуле (1) как отношение итога  раздела II актива бухгалтерского баланса  к итогу раздела V пассива бухгалтерского баланса за вычетом строки 640 "Резервы  предстоящих расходов":  

II А

             К1 = ----------------,                       (1)

V П - строка 640  

где II А - итог раздела II актива бухгалтерского баланса (строка 290);

V П - итог раздела V пассива бухгалтерского  баланса (строка 690).

Результат расчетов заносится в таблицу  согласно пункту 1 приложения 2.

     Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) на конец отчетного  периода рассчитывается по формуле (2) как отношение суммы итога  раздела III пассива бухгалтерского баланса и строки 640 "Резервы предстоящих расходов" за вычетом итога раздела I актива бухгалтерского баланса к итогу раздела II актива бухгалтерского баланса:   

III П  + строка 640 - I А

          К2 = ------------------------,                     (2)

                 II А  

где III П - итог раздела III пассива бухгалтерского баланса (строка 490);

I А - итог раздела I актива бухгалтерского  баланса (строка 190);

II А  - итог раздела II актива бухгалтерского  баланса (строка 290).

Результат расчетов заносится в таблицу  согласно пункту 2 приложения 2. 

      Основанием  для отнесения неплатежеспособности организации к неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер, служит неплатежеспособность организации  в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса.

     Организация считается устойчиво неплатежеспособной в том случае, когда имеется  неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение четырех  кварталов, предшествующих составлению  последнего бухгалтерского баланса, а  также наличие на дату составления  последнего бухгалтерского баланса  значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами (К3), превышающего 0,85.

     Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) на конец отчетного  периода рассчитывается по формуле (3) как отношение суммы итогов разделов IV и V пассива бухгалтерского баланса за вычетом строки 640 "Резервы  предстоящих расходов" к валюте бухгалтерского баланса:  

IV П + (V П - строка 640)               

                   К3 = -------------------------,                   (3)

ВБ  

где IV П - итог раздела IV пассива бухгалтерского баланса (строка 590);

V П - итог раздела V пассива бухгалтерского  баланса (строка 690);

ВБ - валюта бухгалтерского баланса (строка 300 или 700).

Результат расчетов заносится в таблицу  согласно пункту 3 приложения 2. 

      В случае признания структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а  организации - неплатежеспособной осуществляется анализ зависимости установленной неплатежеспособности организации от задолженности государства перед ней (далее - анализ зависимости). В целях указанного анализа под задолженностью государства перед организацией понимаются не исполненные в срок обязательства органа исполнительной власти Республики Беларусь по оплате заказа, от исполнения которого организация в силу действующего законодательства не вправе отказаться (являющегося обязательным для исполнения организацией).

     Анализ  зависимости производится на основании  следующих материалов, запрашиваемых  у организации: справки, содержащей сведения о структуре государственной задолженности перед; документов, подтверждающих наличие данной задолженности (договоров, решений уполномоченных органов исполнительной власти Республики Беларусь, выписок из экономической программы на соответствующий год).

     В случае, если в устанавливаемый в  запросе срок (но не позднее двух недель со дня получения запроса  организацией) указанные документы, оформленные надлежащим образом, не представлены, зависимость неплатежеспособности организации от задолженности государства  перед ней считается неустановленной.

     На  основании представленных документов по каждому из не исполненных в  срок государственных обязательств определяются объемы государственной  задолженности и сроки их возникновения. Под датой возникновения задолженности  понимается дата оплаты размещенного государственного заказа, установленная  соответствующим договором или  решением органа исполнительной власти Республики Беларусь. В случае отсутствия указанной даты моментом возникновения  государственной задолженности  считается дата окончания исполнения заказа (или соответствующего документально  оформленного этапа работ по государственному заказу)[2].

     В случае, если представленными документами  наличие не исполненных в срок государственных обязательств не доказано, зависимость неплатежеспособности организации от задолженности государства  перед ней считается неустановленной.

     На  основании данных производится расчет коэффициента текущей ликвидности  организации при условии своевременного погашения государственной задолженности  перед организацией. При расчете  значения указанного коэффициента суммарный  объем дебиторской задолженности  организации корректируется на величину, равную платежам по обслуживанию задолженности государства перед организацией, а сумма государственной задолженности вычитается из суммарной дебиторской и кредиторской задолженности организации.

     Сумма платежей по обслуживанию задолженности  государства перед организацией рассчитывается исходя из объемов и  продолжительности периода задолженности  по каждому из не исполненных в  срок государственных обязательств, исходя из годовой учетной ставки Национального банка Республики Беларусь на момент возникновения задолженности:   
 

             n

           Z = SUM Pi x ti x Si / (100 x 360),                  (4)

             i=1  

где Z - сумма платежей по обслуживанию задолженности  государства перед организацией;

Pi - объем  государственной задолженности  по i-му, не исполненному в срок  обязательству государства;

ti - период  задолженности по i-му, не исполненному  в срок обязательству государства  в днях;

Si - годовая  учетная ставка Национального  банка Республики Беларусь на  момент возникновения задолженности.

     Значение  коэффициента текущей ликвидности  организации, рассчитываемое при условии  своевременного погашения государственной  задолженности, определяется по формуле (5):  

II А + Z - SUM Pi

          К1 = -------------------------.                    (5)

V П - строка 640 - SUM Pi  

     На  основании рассчитанного значения скорректированного коэффициента текущей  ликвидности определяется зависимость  неплатежеспособности организации  от задолженности государства перед  ней. Установленная неплатежеспособность организации считается непосредственно связанной с задолженностью государства перед ней, если значение скорректированного коэффициента текущей ликвидности равно или превышает нормативное значение указанного коэффициента согласно приложению 1.

     Установленная неплатежеспособность организации  считается не связанной непосредственно  с задолженностью государства перед  ней, если:

значение  скорректированного коэффициента текущей  ликвидности ниже нормативного значения указанного коэффициента согласно приложению 1;

зависимость неплатежеспособности организации  от задолженности государства перед  ней признается неустановленной[2].

     Если  установлено, что неплатежеспособность организации не связана непосредственно  с задолженностью государства перед  ней, указанное обстоятельство является основанием для внесения предложения  органу государственного управления в  соответствии с действующим законодательством  в отношении государственных  организаций и организаций, в  имуществе которых имеется доля государственной собственности, о  смене их руководства, первоочередной приватизации или внесении заявлений  в хозяйственный суд о возбуждении  производства по делу об экономической  несостоятельности (банкротстве).

Информация о работе Диагностика неплатежеспособности, устойчивой неплатежеспособности, потенциального банкротства