Дебюрократизация государственного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. Обретение Беларусью после распада СССР независимости послужило толчком к коренному обновлению большинства сторон жизни страны, реформированию государственных и общественных структур. Такие ценности, как права человека, правовое государство за очень короткий промежуток времени заняли доминирующее положение в общественном сознании и начали оказывать существенное влияние на формирование государственной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА 4
1.1 Понятие дебюрократизации государственного аппарата 4
1.2 Сущность административных процедур и их место в деятельности государственных органов 6
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА 10
2.1 Принимаемые меры по дебюрократизации государственного аппарата 10
2.2 Дебюрократизация взаимоотношений государственных органов с гражданами и организациями 12
2.3 Совершенствование взаимодействия государственных органов 16
2.4 Проблемы практической реализации требований законодательства, принятого в рамках работы по дебюрократизации государственного аппарата 19
ГЛАВА 3 ДАЛЬНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 85.44 Кб (Скачать)

С учетом изложенного, под административной процедурой следует понимать урегулированный законодательством порядок деятельности административных органов по рассмотрению дел, возникающих из административно-правовых отношений, в отношении неподчиненных им субъектов.

Интересным представляется сравнение  данной дефиниции с определением административной процедуры, содержащимся в отечественном законодательстве.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 года ”Об основах административных процедур“ административная процедура  – действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления  заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности [8].

Анализ законодательной формулировки административной процедуры показывает, что в ней достаточно точно  отражена суть рассматриваемого явления. В частности, учитывая, что инициатива в совершении административной процедуры  исходит от заинтересованного лица, а также принимая во внимание дефиницию  заинтересованного лица, содержащуюся в Законе Республики Беларусь ”Об основах административных процедур“, можно сделать вывод, что законодатель не относит внутриорганизационную деятельность к административным процедурам.

Сложнее обстоит дело с вопросом о применении административным органом  мер административного принуждения.

В статье 2 Закона Республики Беларусь ”Об основах административных процедур“ предусмотрено, что он не распространяется на отношения, регулируемые законодательством, определяющим порядок административного процесса. Таким образом, отношения, связанные с применением мер административного принуждения, не регулируются данным Законом.

Это оставляет открытым вопрос об отнесении этих отношений к административным процедурам. Все же, думается, что  в данном случае речь идет не столько  о том, что данные отношения не подпадают под признаки административных процедур, сколько о том, что в  силу наличия достаточно подробного регулирования соответствующих  отношений на уровне законодательных  актов нецелесообразно распространять на них действие Закона.

Вместе с тем формулировка административных процедур в Законе Республики Беларусь ”Об основах административных процедур“, на наш взгляд, все же нуждается в определенном уточнении. Прежде всего, сразу бросается в глаза ограничение круга административных процедур только случаями принятия административного решения по инициативе заинтересованного лица. Это означает, что совершение аналогичных действий по инициативе самого административного органа не будет рассматриваться в качестве административной процедуры. С таким подходом сложно согласиться.

Хотелось бы также обратить внимание на некоторые терминологические  шероховатости законодательного определения. Административная процедура в Законе Республики Беларусь ”Об основах административных процедур“ обозначена как ”действие“. Думается, все же, что более точно ее природу будет характеризовать иной оборот – ”порядок“, указывающий на определенную последовательность действий. Это согласуется и с этимологическим значением слова процедура. Согласно толковому словарю русского языка процедура – официальный порядок действия, выполнения, обсуждения чего-нибудь [1, с. 627].

Представляется также излишним закрепление в данном Законе индикаторов, указывающих на признаки административной процедуры (выдача справки или другого документа, регистрация или учет заинтересованного лица, его имущества, предоставление денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов).

Во-первых, этот перечень далеко не исчерпывающий, а, во-вторых, он чрезмерно перегружает  формулировку, делает ее очень громоздкой и сложной для восприятия.

Подводя итог изложенного, можно отметить следующее:

под административной процедурой следует  понимать урегулированный законодательством  порядок деятельности административных органов по рассмотрению дел, возникающих  из административно-правовых отношений, в отношении неподчиненных им субъектов;

существующее определение понятия ”административная процедура“ нуждается в уточнении, в том числе за счет отнесения к административным процедурам административных решений, принимаемых по инициативе самих государственных органов, а также в части того, что рассматриваемое понятие следует отождествлять не просто с отдельными действиями государственных органов, а с совокупностью определенных действий, их последовательностью.

 

ГЛАВА 2 
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО  АППАРАТА

2.1 Принимаемые меры по дебюрократизации государственного аппарата

В настоящее время государством принимаются значительные усилия по дебюрократизации деятельности государственных  органов. Основная цель – сделать  процесс работы государственных  органов простыми, понятными и  доступными для населения, исключить  излишний бюрократизм.

В числе основных мер принимаемых  государством в данной области можно  выделить несколько направлений.

Во-первых, это определение  и правовое закрепление перечней административных процедур, осуществляемых в отношении граждан, а также  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Основная цель утверждения таких  перечней заключалась в том, чтобы, с одной стороны, исключить чиновничий произвол при осуществлении административных процедур, а, с другой стороны, обеспечить удобство для граждан и организаций, обращающихся в государственные  органы в целях решения своих  проблем, поскольку наличие указанных  перечней позволяет избежать необходимости  искать соответствующие процедуры  по всему массиву законодательства.

Во-вторых, это упрощение  административных процедур.

Данная работа проводится в различных формах: экспертиза проектов нормативных правовых актов на предмет  введения новых административных процедур либо усложнения уже существующих, сокращение общего количества административных процедур, сокращение перечня документов, представляемых для осуществления  административных процедур, сроков осуществления  таких процедур и платы за их осуществление, увеличения срока действия справки  или иного документа, выдаваемого  по итогам административной процедуры  и т.д.

Эта работа проводится государственными органами на систематической основе. В частности, 26 апреля 2010 года, был  принят Указ Главы государства № 200, которым утвержден новый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными  организациями по заявлениям граждан. Данный перечень будет носить исчерпывающий характер и процедуры, которые не будут в него включены, не должны будут применяться.

В-третьих, это изучение проблем, связанных с практикой  осуществления административных процедур.

Для регулярного сбора информации о проблемных аспектах осуществления  административных процедур государственными органами используются различные способы (социологические исследования, проверки, получение информации из письменных обращений, публикаций в средствах  массовой информации и т.д.).

В настоящее время одним из наиболее востребованных источников получения  информации являются размещенные на официальном сайте Национального  центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь рубрики  ”Дебюрократизация административных процедур“ и ”Улучшение бизнес-климата в Республике Беларусь“. Первая рубрика предназначена для информирования о проблемных вопросах осуществления административных процедур в отношении граждан, а вторая – в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В-четвертых, это определение  единообразного порядка осуществления  различных административных процедур.

Для этой цели разработан и принят Закон Республики Беларусь ”Об основах  административных процедур“.

Пятым направлением является информатизация процесса взаимодействия государственных органов с гражданами и организациями.

Информатизация данных процессов  является неотъемлемым элементом построения электронного Правительства в Беларуси.

Речь, прежде всего, идет о возможности  осуществления административных процедур без непосредственного посещения  государственного органа с помощью  современных возможностей информационных технологий.

К сожалению, этот процесс по различным  причинам (финансовым, организационным, технологическим и т.д.) движется очень медленно. Однако определенные позитивные результаты уже имеются.

В качестве примера можно привести возможность осуществления отдельных  административных процедур с помощью  сети Интернет, предусмотренную на официальном сайте Минского городского исполнительного комитета. В частности, к таким процедурам относятся: выдача справки о предоставлении (не предоставлении) одноразовой безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений; выдача справки о состоянии на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; выдача справки о начисленной жилищной квоте; выдача справки о размере получаемой пенсии и т.д.

Для того, чтобы воспользоваться подобной услугой, гражданину необходимо обратиться в службу ”одно окно“ по месту жительства и получить регистрационный номер и пароль, с помощью которых и будет осуществляться переписка со службой ”одно окно“.

Еще одним направлением дебюрократизации  является совершенствование  взаимодействия государственных органов  между собой.

В рамках данного направления можно  выделить меры, направленные на упрощение  отчетно-статистической деятельности, а также меры, касающиеся оптимизации  взаимодействия государственных органов  при осуществлении ими административных процедур.

Подводя итог изложенному, следует  отметить, что, несмотря на многообразие направлений деятельности по дебюрократизации государственного аппарата, можно с  уверенностью констатировать – ключевое место в этом процессе занимают меры, связанные с совершенствованием административных процедур и практикой  их осуществления.

2.2 Дебюрократизация взаимоотношений  государственных органов с гражданами  и организациями

В Беларуси в последние  годы принято большое количество нормативных правовых актов в  сфере дебюрократизации взаимоотношений  государственных органов с гражданами и организациями, призванных заложить основу формирования нового комплексного института законодательства.

Для начала следует упомянуть  Декрет Президента Республики Беларусь от 14 января 2005 г. № 2 ”О совершенствовании работы с населением“ [3], которым было предусмотрено введение во всех организациях и у индивидуальных предпринимателей книги замечаний и предложений. Книга замечаний и предложений была призвана стать мощным информационным каналом обратной связи между организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

Ключевыми нормативными правовыми  актами, заложившими основы дебюрократизации государственного управления и внедрения  заявительного принципа ”одного  окна“ в деятельность нотариата, государственных органов и иных государственных организаций, стали  указы Президента Республики Беларусь от 12 мая 2005 года № 220 ”О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий“ [4] и от 13 сентября 2005 года № 432 ”О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях“ [5].

Основополагающими идеями Указа Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2005 года № 432 явились следующие.

Во-первых, это повышение  уровня правового регулирования  порядка работы с гражданами.

Во-вторых, закрепление недопустимости включения в перечни документов и (или) сведений, которые должны предоставлять  граждане, документов и (или) сведений, которые имеются в государственном  органе, иной государственной организации  или могут быть получены ими от других государственных органов, иных организаций, а также из государственных  регистров, реестров, кадастров, баз  и банков данных.

Последнее в концентрированном  виде отражает суть заявительного принципа ”одного окна“. Гражданин должен предоставлять только те документы  и (или) сведения, которые не может  самостоятельно запросить государственный  орган или иная государственная  организация.

Здесь первоначально было опасение, что чиновники ”не потянут“, ”не справятся“ с новым объемом  работы. Тем не менее, это вполне решаемые вопросы.

Когда документы собирает сам гражданин, для чиновника зачастую безразлично, как долго гражданин это делает, сколько раз ему придется посетить различные инстанции, отстоять в  очередях. Однако как только чиновник поймет, что всю эту черновую работу отныне должен делать он сам, ему придется думать, как сделать все это с наименьшими материальными и временными затратами. Система сама себя настраивает на оптимальный режим работы.

Информация о работе Дебюрократизация государственного аппарата