Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:25, реферат
Настоящее время требует прочной, упорядоченной и четкой системы управления кадрами, также стоит отметить тот факт, что более приоритетным по сравнению с понятием «рабочей силы» становится понятие «человеческий капитал». Это происходит в силу повышения ценности и значимости таких характеристик сотрудника, как интеллект, профессионализм, природные деловые качества, т. е. сотрудники рассматриваются уже не просто как рабочая сила, а как ценный капитал.
В настоящее время выделяют четыре основных типа организационной культуры:
1) предпринимательская – предполагает рыночную форму управления;
2) партиципативная – основана на демократическом стиле;
3) бюрократическая – основной
силой является воля
4) органическая – основа
– коллективная форма
3. Стиль, типы, условия разработки кадровой политики на кризисном предприятии
Следует отметить, что понятие
«кадровая политика» в
Нельзя сказать, что эти мнения противоречат понятию «кадровой политики». Однако они не являются достаточно полными и не раскрывают всю функциональную структуру кадровой политики. Это понятие гораздо шире.
Кадровая политика – это совокупность научно обоснованных целей, принципов, задач и методов, которые определяют структуру, содержание, направление и формы управления персоналом в различные периоды деятельности организации. Целью кадровой политики является обеспечение оптимального баланса сохранения и обновления кадров в соответствии с потребностями предприятия и состоянием рынка труда.
Кадровая политика основана
на накопленных знаниях и
Антикризисная кадровая политика – это понятие еще более широкое. В нее входит прогнозирование состояния персонала на будущие периоды. Особое значение здесь имеет выявление потребности предприятия в новых или отказ от старых специалистов на определенные периоды.
Состав кадровой политики включает в себя не просто направления и способы управления персоналом, она состоит из целого комплекса элементов:
1) постановка основных, наиболее
приоритетных целей и задач
в области персонала,
2) организационно-штатные
мероприятия – планирование
3) информационная составляющая
– создание и поддержка
4) финансовая составляющая
– разработка системы и
5) развитие персонала
– обеспечение программы
6) система оценивания
и корректировки – анализ
В настоящее время можно выделить четыре основных типа кадровой политики, проводящейся в условиях кризиса.
1. Превентивная кадровая
политика. Руководитель имеет
2. Пассивная кадровая
политика. Достаточно слабая позиция,
поскольку управленческий
В кадровой службе плохо развиты системы планирования и прогнозирование, также малое внимание уделяется текущему оцениванию персонала и его деятельности. при такой политике практически не выделяются средства для развития персонала. Этот тип вообще отличается малыми финансовыми затратами на персонал. Возникающие проблемы фиксируются, но не проходит детального анализа ситуации и выявления причин возникновения затруднений и вопросов.
3. Активная кадровая политика.
Руководитель активен в своих
действиях, располагает всеми
необходимыми прогнозами и
4. Реактивная кадровая политика. Вопросу кадров уделяется большое внимание.
Принимаются активные действия
по определению симптомов
Возникновение проблем исследуется очень детально, с выявлением причин и последствий. Каждая ситуация рассматривается индивидуально, по необходимости, привлекаются специалисты со стороны.
Большую роль играет обмен
опытом и навыком в сфере кадровой
политики, это дает возможность узнавать
о новых или с успехом
Положительной тенденцией является
всевозрастающий контакт с
Кадровая политика, особенно
в условиях кризисной ситуации, должна
быть максимально реалистичной и
соответствующей ситуации. Часто
приходится включать довольные жесткие
меры для достижения той или иной
цели, это, конечно, не желательно, но в
критических ситуациях
Очень важный аспект – это
комплексность кадровой политики. Она
должна учитывать цели и задачи всех
уровней и направлений
Большинство крупных предприятий имеют дочерние фирмы, филиалы. Все они нуждаются в единой кадровой политике, но с учетом их функциональных особенностей. Головные и дочерние предприятия различаются по направлением деятельности. В таких ситуациях кадровая политика должна быть рассмотрена как концепция с общими для всех приоритетами и принципами, но с разными методами и способами.
Конечно, нельзя не затронуть
социально-психологическую
Кроме того, кадровая политика должна быть рациональной, что особенно важно в условиях кризиса.
4. Принципы и методы
управления персоналом
Принципы управления персоналом по сути своей представляют собой основные нормы и правила, которые должен использовать в своей управленческой деятельности руководитель. Они отражают тенденции, экономические законы, положения менеджмента.
Принципов управления персоналом существует довольно много. Исследователи выделяют следующие группы:
1) базисные;
2) частные;
3) специфические.
Базисные принципы действуют, как правило, на уровне государственных органов управления, к ним относятся законность, демократизм, научность, преемственность. Специфические принципы используются при управлении персоналом в хозяйственных организациях: оптимизация персонала организации; разделение управленческих ролей в организации; формирование потенциала персонала.
Частные включают принципы, связанные с работой состава персонала: поиск, распределение, подготовка, дополнительное образование.
В антикризисном управлении, помимо вышеперечисленных, существует определенный набор принципов, использование которых позволяет грамотно управлять персоналом в кризисной ситуации и в период ее преодоления, а также способствует предотвращению кризисов:
1. Принцип системности
– в его рамках руководители,
специалисты и все сотрудники
организации рассматриваются
2. Принцип командности – большинство руководителей пытаются создать у себя в организации команду – специально подобранные сотрудники и специалисты, которые выполняют различные функции, но объединены общими целями и задачами. Такой принцип особенно важен для предприятий в период кризиса, так как для решения проблемы часто требуется всеобщее объединение и взаимодействие. Однако этот принцип распространяется не только на кризисные ситуации – многие руководители с самого начала направляют коллектив на тесную совместную деятельность, что позволяет более успешно решать задачи и проблемы.
3. Принцип равных возможностей
– предоставление всем
4. Принцип горизонтального
сотрудничества – проблемой
5. Принцип правовой и
социальной защищенности – его
основа состоит в строгом и
неукоснительном соблюдении
Кроме того, он подразумевает, что современный менеджер должен знать и использовать трудовой, административный, гражданский и другие кодексы и отрасли права. В противном случае недостаточная подготовка руководителя может привести к конфликтным ситуациям разного рода, по поводу трудовых отношений, например.
6. Принцип индивидуального
подхода к каждому сотруднику
– в современных условиях все
большее внимание отдается
Кроме того, этот принцип распространяется и на случаи выяснения каких-либо проблем.
Таким образом, управление персоналом
в кризисной ситуации – это
тщательный и чаще всего заранее
продуманный процесс, который может
по ходу корректироваться и изменяться.
Нужно отметить, что игнорирование
этого вопроса может привести
к довольно тяжелым последствиям,
так как очень важно
5. Стратегия поведения антикризисного управляющего
Антикризисный управляющий, как правило, рассматривается в двух видах: арбитражный управляющий и специалист по антикризисному управлению.
Арбитражный управляющий.
Назначается арбитражным судом, не является заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов.
Его деятельность осуществляется только на основании лицензии – особого разрешения государственного органа по делам о банкротстве.
Арбитражный управляющий назначается для осуществления наблюдения, конкурсного производства и внешнего управления. В принципе, здесь трудно говорить о стратегии поведения, так как все необходимые меры прописаны уже заранее.
Информация о работе Человечески фактор и роль кадровой политики в антикризисном управлении