Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:28, доклад
Закон о банкротстве в полной мере учитывает специфику отдельных категорий должников и предусматривает связанные с этим особенности применения к ним процедур банкротства. Речь идет о таких категориях должников, как должники - юридические лица: градообразующие, сельскохозяйственные, страховые организации, банки и иные кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также должники-граждане, включая индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Банкротство
юридических лиц.
Особенности банкротства
отдельных категорий
должников - юридических
лиц.
Закон
о банкротстве в полной мере учитывает
специфику отдельных категорий
должников и предусматривает
связанные с этим особенности
применения к ним процедур банкротства.
Речь идет о таких категориях должников,
как должники - юридические лица: градообразующие,
сельскохозяйственные, страховые организации,
банки и иные кредитные организации, профессиональные
участники рынка ценных бумаг, а также
должники-граждане, включая индивидуальных
предпринимателей и крестьянские (фермерские)
хозяйства.
Банкротство
градообразующих
организаций.
Под градообразующими организациями понимаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.
Определяя
особенности банкротства
По
ходатайству названных органов
арбитражный суд сможет ввести внешнее
управление в отношении должника
- градообразующей организации
Кроме того, по ходатайству названных органов внешнее управление может быть продлено арбитражным судом на срок не более года. Таким образом, общая продолжительность внешнего управления, а стало быть, и срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов может составить два с половиной года. В этот период соответствующими органами может быть осуществлено финансовое оздоровление градообразующей организации путем инвестирования в ее деятельность, трудоустройства работников, создания новых рабочих мест. В исключительных случаях срок внешнего управления может быть продлен на срок до 10 лет при условии, что должник и его поручитель приступят к расчетам с кредиторами не позже чем через два с половиной года после введения внешнего управления.
В процессе внешнего управления должником - градообразующей организацией может быть осуществлена продажа предприятия как единого имущественного комплекса, что позволит получить средства, необходимые для расчетов с кредиторами, не прибегая к ликвидации должника, а также сохранить рабочие места. Причем при наличии ходатайства государственного органа либо органа местного самоуправления продажа предприятия будет производиться по конкурсу, обязательными условиями которого станут сохранение рабочих мест для не менее чем семидесяти процентов работников предприятия, а также обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия произвести переобучение или трудоустройство работников. Да и в случае признания градообразующей организации банкротом конкурсный управляющий для первых торгов должен будет предложить к продаже предприятие как единый имущественный комплекс. И только если на таких торгах не найдется покупатель, конкурсный управляющий получит возможность продавать отдельные активы предприятия.
Положения
о банкротстве градообразующей организации
будут применяться также и к иным организациям,
численность работников которых превышает
пять тысяч человек.
Банкротство
сельскохозяйственных
организаций.
Банкротство
сельскохозяйственных организаций
имеет отличительные
Суть
первого специального правила, регулирующего
банкротство
Второе специальное правило состоит в увеличении срока внешнего управления сельскохозяйственной организацией с учетом сезонного характера ее работы и необходимости дождаться окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ. Принимая во внимание также возможные сроки реализации выращенной (произведенной) продукции, законодатель счел возможным увеличить срок внешнего управления до 1 года и 9 месяцев. Кроме того, если в период внешнего управления имели место стихийные бедствия, эпизоотии и т.п., срок внешнего управления сельскохозяйственной организацией - должником может быть увеличен арбитражным судом еще на один год. Таким образом, максимальный срок внешнего управления может составить до 2 лет и 9 месяцев.
В
остальном процедуры
Банкротство
кредитных организаций.
Нельзя не заметить разницы в последствиях возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве обычного должника и банка. Определение арбитражного суда о принятии к производству заявления о банкротстве банка нередко служит детонатором панических настроений среди кредиторов и провоцирует их на возврат денежных средств, находящихся на счетах и во вкладах в указанном банке. Теряя денежные средства клиентов, банк вместе с ними теряет и свою платежеспособность.
В
то же время, ранее действовавшее
законодательство не содержало никаких
норм, ограничивающих круг кредиторов,
способных инициировать судебное дело
о банкротстве банков, либо затрудняющих
предъявление таких требований по сравнению
с заявлением о банкротстве обычных должников.
Один
из способов решения этой проблемы
- исключение из числа кредиторов, предъявляющих
заявления о банкротстве
Другой путь - введение специальных досудебных процедур, предшествующих возбуждению дела о банкротстве в арбитражном суде.
Речь
идет о том, чтобы допустить возбуждение
дела о несостоятельности (банкротстве)
банка в арбитражном суде лишь после
соблюдения кредитором обязательной детально
регламентированной процедуры рассмотрения
Центральным банком заявления кредитора
об отзыве лицензии соответствующего
коммерческого банка. Таким образом, финансовое
состояние банка-должника будет определяться
Центральным банком с учетом всего комплекса
показателей, характеризующих его платежеспособность.
При отсутствии признаков несостоятельности
Центральный банк откажет в отзыве лицензии.
Тем самым исключается возможность возбуждения
дела о банкротстве, а кредитор будет вынужден
ограничиться обычным иском, вытекающим
из гражданско-правового обязательства.
При наличии таких признаков Центральному
банку представится возможность принять
меры к оздоровлению неплатежеспособного
банка путем введения временной администрации
либо предложить его учредителям (участникам)
реорганизовать этот банк путем его присоединения
к другому банку, устойчивому и стабильному
в имущественном обороте. И только после
принятия таких мер должно состояться
возбуждение арбитражным судом дела о
банкротстве неплатежеспособного банка.
Банкротство
индивидуального
предпринимателя.
Индивидуальный предприниматель признается банкротом, если по своему имущественному положению он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Имеются в виду требования, которые связаны с его предпринимательской деятельностью. При осуществлении процедуры признания банкротом к гражданину должны быть предъявлены все требования по обязательствам, связанным с его предпринимательской деятельностью, одновременно могут быть заявлены и требования по другим обязательствам (о взыскании алиментов, возмещении причиненного вреда, по оплате коммунальных услуг и т. п.). Заявленные требования кредиторов удовлетворяются за счет принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества, на которое может быть обращено взыскание, в порядке очередности. Установлено пять очередей: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью. Поскольку, как правило, такие выплаты носят повременный характер, соответствующие суммы должны быть капитализированы в страховой компании. В первую очередь удовлетворяются также требования о взыскании алиментов; во вторую очередь должны быть произведены расчеты с лицами, работающими у индивидуального предпринимателя по трудовому договору (контракту), а также выплачено вознаграждение по авторским договорам; в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества; в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды и, наконец, в пятую очередь производятся расчеты со всеми остальными кредиторами. Приведенная очередность совпадает с той, которая установлена для погашения долгов при банкротстве юридического лица.
После
завершения расчетов по заявленным требованиям
гражданин освобождается от исполнения
всех оставшихся обязательств, связанных
с предпринимательской
Индивидуальный предприниматель признается несостоятельным (банкротом) по решению суда. Он может также по согласованию с кредиторами добровольно (без решения суда) объявить себя банкротом.
Основания
и порядок признания
Итак,
в соответствии с Законом, основанием
признания индивидуального
Заявление
о признании индивидуального
предпринимателя банкротом
Необходимо
отметить, что с момента принятия
арбитражным судом решения о
признании индивидуального
Последствием
банкротства является и то, что
индивидуальный предприниматель, признанный
банкротом, не может быть зарегистрирован
в качестве индивидуального предпринимателя
в течение одного года с момента признания
его банкротом. Арбитражный суд направляет
копию решения о признании индивидуального
предпринимателя банкротом и об открытии
конкурсного производства в орган, зарегистрировавший
гражданина в качестве индивидуального
предпринимателя.
Особенности
банкротства крестьянского (фермерского)
хозяйства.
Основанием признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.