Антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:54, реферат

Описание работы

Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (предприятии), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде (в переводе с греческого языка кризис означает выход, решение конфликта, поворотный пункт).
Кризис на предприятии – процесс изменения разрушения сложившейся структуры связей, отношений, выходом из которого может стать заново сформированная структура связей и отношений, либо ликвидация предприятия.

Содержание

Тема 2.Виды кризисных состояний предприятия, причины их возникновения и характеристика 3
2.1.Виды кризисных состояний предприятия 3
2.2.Причины возникновения кризисов, их характеристика 5
Список литературы 9

Работа содержит 1 файл

антикризисное управление.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Задачами анализа  непосредственного окружения предприятия  является оценка состояния и развития рыночной ситуации, а также определение  конкурентоспособности и конкурентных позиций предприятия на рынке. Предприятие имеет возможность частично (незначительно) влиять на развитие внешних факторов микроокружения.

Среди причин, относящихся  к микроокружению, есть еще одна специфическая группа, связанная  с технологиями ведения конкурентной борьбы в рыночной экономике. Уже около 200 лет тому назад в США и Западной Европе возникло такое направление, как Crisis management (кризис-менеджмент), под которым понимается технология создания кризисных ситуаций у конкурентов. В числе основных наступательных задач этой технологии водят захват новых рынков с вытеснением с них конкурентов, доведение конкретного конкурента до банкротства, поглощение фирмы-конкурента. Сюда же относится лоббирование через органы власти – получение государственных заказов, концессий, льгот и т.п. Спектр оборонительных задач – обратный, он включает в себя обнаружение и срыв кризисных программ конкурентов, недопущение вытеснения с занятых рынков, попыток доведения до банкротства, захвата контрольных акций и т.п.

Внутренние  причины определяются, в свою очередь, теми процессами, которые происходят непосредственно на самом предприятии, т.е. во внутренней среде его функционирования. Анализ внутренней среды предприятия, направленный на предотвращение или преодоление кризиса, должен включать, прежде всего, выявление сильных и слабых сторон предприятия.

Под сильными сторонами  понимается все то, что обеспечивает предприятию достижения конкурентных преимуществ за счет ключевых факторов успеха (совершенная технология, высокая  квалификация персонала, сильный менеджмент и т.п.).

К слабым же сторонам относится все то, что не позволяет  предприятию достичь конкурентных преимуществ: низкий технический и  технологический уровень производства, неэффективная система управления предприятием, плохая работа маркетинговых служб, высокие издержки производства и т.п. Именно слабые стороны определяют внутренние причины кризиса предприятия. Поэтому разработка антикризисной стратегии предприятия должна опираться на его сильные стороны при минимизации слабых сторон.

Классификация основных внешних и внутренних причин возникновения кризиса предприятия приведена в таблице 1

 

Таблица 1. Основные факторы и причины кризисов предприятия

Наименование  причин

Содержание  причин и факторов

1

2

ВНЕШНИЕ ДЛЯ  ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Международные

1.1. Политические и социальные

Объективные

Субъективные

 

1.2. Экономические

Объективные

 

 

Субъективные

 

 

 

 

Наличие кризиса  в других странах

Международная политика по отношению к стране и  ее стабильность

 

Наличие (отсутствие) международных экономических соглашений (образование свободных экономических зон, заключение тарифных соглашений)

Финансово-экономическая  политика по отношению к стране международных  финансовых организаций

Международная конкуренция

2. Национальные

2.1. Политические и социальные

Объективные

Субъективные

 

2.2. Экономические

Объективные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субъективные

 

 

 

Деградация  доминирующего уклада

Нестабильность  политического курса

Неустоявшееся, часто меняющееся законодательство

 

Низкий платежеспособный спрос 

Чрезмерный  монополизм

Слабый бюджет, не формирующий государственный заказ в требуемом объеме

Состояние финансовой системы

Потребности формирования бюджета страны, приводящие к увеличению налогового бремени

Падающий валютный курс, провоцирующий отток средств  из реальной экономики

Отсутствие развитого рынка страховых услуг

Необязательность  государства по своим долгам

Отсутствие  или недостаток маркетинговой информации

Нарушение партнерских  связей

Относительно  высокая инфляция

Неадекватная  налоговая, кредитная и валютная политика

Несоответствие денежной массы потребностям экономики

Коррупция, лоббизм, криминализация экономики

Уровень предпринимательской  активности

Труднопрогнозируемые  изменения экономической политики государства

ВНУТРЕННИЕ  ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Объективные

 

Субъективные

Жизненный цикл отрасли и предприятия

Длительность  производственного цикла

Конкурентные  позиции предприятия (низкое качество продукции, малая доля рынка)

Неудачная маркетинговая  политика

Низкий уровень  применяемых технологий, физический и моральный износ основных фондов

Несоответствующая квалификация руководства и персонала, непрофессиональный менеджмент

Неадекватная  структура управления и организации  производства, нерациональная структура  активов и пассивов

Сокращение  инвестиций ввиду их убыточности  или недостатка средств

Отсутствие  деверсификации производства

Продолжение производства продукции, пользующейся ограничен-ным  спросом из-за насыщенности рынка, морального устаревания, низкого качества

Неконкурентоспособные цены на продукцию

Высокая себестоимость  продукции из-за низкого уровня использования мощностей, больших накладных расходов

Значительная  дебиторская задолженность за товары отгруженные, но не оплаченные в срок

Отсутствие  инновационной деятельности и адаптивных возможностей

Рискованная и  чрезмерно агрессивная программа развития

Ограниченность  ресурсов (финансовых, материальных, трудовых)

Слабые кредитные  возможности

Недоучет финансовых рисков

Ориентация  на сиюминутную выгоду


 

Список литературы

 

  1. Антикризисное управление: Учебное пособие / Под ред. Г.К. Таль. - М.: ИНФРА-М, 2004.
  2. Кован С.Е. Теория антикризисного управления предприятием / С.Е. Кован, Л.П. Мокрова, А.Н. Ряховская М.: 2009.
  3. Курошева Г.М. Теория антикризисного управления предприятием учеб. пособие / Г. М. Курошева. - СПб: Речь, 2002.
  4. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов/ Базаров Г. З., Беляев С.Г. и др.; Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И..- М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2001.

Информация о работе Антикризисное управление