Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:54, реферат
Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (предприятии), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде (в переводе с греческого языка кризис означает выход, решение конфликта, поворотный пункт).
Кризис на предприятии – процесс изменения разрушения сложившейся структуры связей, отношений, выходом из которого может стать заново сформированная структура связей и отношений, либо ликвидация предприятия.
Тема 2.Виды кризисных состояний предприятия, причины их возникновения и характеристика 3
2.1.Виды кризисных состояний предприятия 3
2.2.Причины возникновения кризисов, их характеристика 5
Список литературы 9
Содержание
Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (предприятии), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде (в переводе с греческого языка кризис означает выход, решение конфликта, поворотный пункт).
Кризис на предприятии – процесс изменения разрушения сложившейся структуры связей, отношений, выходом из которого может стать заново сформированная структура связей и отношений, либо ликвидация предприятия.
Кризисы по своей сути, причинам возникновения и последствиям отличаются друг от друга. Поэтому все многообразие видов кризисов можно классифицировать по целому ряду признаков:
-по масштабам проявления;
- по проблематике кризиса;
- по степени
соответствия основным
- по степени предсказуемости;
- по формам проявления;
- по степени глубины протекания;
- по продолжительности протекания.
По масштабам проявления кризисы можно классифицировать на общие и локальные. Общие охватывают деятельность всего предприятия (или значительной его части), локальные поражают функционирование отдельных его подсистем. Однако в каждом конкретном случае необходимо учитывать границы социально-экономической системы, ее структуру, среду функционирования, взаимное влияние отдельных подсистем друг на друга и целый ряд других факторов.
По проблематике кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис охватывает лишь отдельную проблему или группу проблем. Однако, несмотря на относительно локальный характер микрокризиса, он при определенном стечении обстоятельств может распространиться подобно цепной реакции на всю систему в силу взаимодействия всех подсистем и элементов. Однако этого можно избежать с помощью антикризисного управления и мер по локализации кризиса и его остроты.
По степени соответствия основным подсистемам структуры могут быть выделены отдельные группы организационных, экономических, технологических, социальных и психологических кризисов.
Организационные кризисы
проявляются как кризисы
Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия. К ним относятся кризисы производства и реализации продукции, взаимоотношений экономических контрагентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и другие. В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы, характеризующие противоречия в состоянии финансовой системы и финансовых возможностей предприятия. Это кризисы денежного выражения экономических процессов.
Технологический кризис возникает как кризис передовых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений.
Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: наемных работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и т.п. Часто социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и самостоятельно. Особое место в группе социальных кризисов занимает политический кризис. Это кризис - в политическом устройстве общества, кризис власти, реализации интересов различных социальных групп, классов в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития и функционирования общества и переходят в кризисы экономические.
Психологические кризисы также нередки в современных условиях деятельности предприятия и связаны с кризисом психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, возникновения чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением. Таким образом, в разрезе отдельного предприятия они выступают как кризисы в социально-психологическом климате коллектива предприятия.
По степени предсказуемости кризисы могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают как определенный этап развития. Они могут прогнозироваться, поскольку вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса - потребности реструктуризации производства, необходимостью изменения ассортимента и номенклатуры производимой продукции в условиях конкурентного рынка и т.п. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис, он может возникать периодически и имеет известные фазы наступления и протекания.
Неожиданные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений.
По формам проявления различают явные и латентные (скрытые) кризисы. Явные протекают достаточно заметно и поэтому легко обнаруживаются. Латентные же по своей сути являются скрытыми, особенно на начальных своих стадиях. Именно поэтому они представляют наибольшую опасность для предприятия.
По степени глубины протекания кризисы бывают глубокими и легкими. Глубокие кризисы приводят, как правило, к разрушению структуры социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируя в себе множество противоречий деятельности предприятий. Легкие кризисы протекают более последовательно и менее болезненны для предприятия. Поэтому их можно предвидеть и ими можно управлять.
По продолжительности протекания вся совокупность возможных кризисов подразделяется на затяжные и кратковременные. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и достаточно сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий. В отличии от затяжных, кратковременные проходят для предприятия со значительно менее тяжелыми последствиями.
Таким образом, представленная классификация свидетельствует о большом разнообразии проявления возможных кризисов в деятельности предприятия. Изучение характера кризиса способствует уменьшению продолжительности, снижению остроты и болезненности его протекания на конкретном предприятии, а самое главное - является исходным моментом для разработки методов антикризисного управления деятельностью предприятий в современных условиях.
По степени управления кризисы можно классифицировать на управляемые, частично управляемые и неуправляемые. Управляемые кризисы вызываются внутренними по отношению к предприятию причинами, частично управляемы – внешними причинами микроокружения, а неуправляемые – внешними причинами макроокружения.
Причина кризиса – это событие, явление, вследствие которого появляются симптомы или факторы кризиса.
Изучение теории кризисов
тесно связано с понятием равновесия
и устойчивости системы. По определению
Н.Д.Кондратьева под
Различают статическую и динамическую устойчивость. Статическую устойчивость можно понимать как стагнацию, т.е. сохранение показателей состояния системы приблизительно на одном уровне. Динамическая же устойчивость заключается в позитивном развитии системы, которое проявляется в улучшении показателей, характеризующих ее состояние.
Неустойчивое состояние может быть переходным в отрицательным смысле, т.е. кризисным и катастрофическим для системы, и в положительном смысле – в том случае, если оно несет в себе преобразовательные функции.
Факторы, влияющие на устойчивость системы, могут быть самыми различными.
По своему характеру они делятся на объективные, субъективные и природные.
Объективные определяются сложившимся уровнем технического, технологического и организационного оснащения производства на определенный момент времени, уже не в полной мере соответствующим функционированию предприятий в условиях конкурентного рынка. Объективные причины складываются под воздействием многих разнонаправленных факторов, их устранение и смягчение возможно, но не в ближайшей перспективе и не только силами самого предприятия.
Субъективные включают, прежде всего, ошибки в управлении предприятием, вызванные воздействием человеческого фактора. Они в большей степени подвержены воздействию и управлению и могут быть устранены в краткосрочной перспективе;
Природные характеризуются, с одной стороны, тем влиянием, которое на деятельность предприятия могут оказать природные силы, включая землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения и другие стихийные бедствия. Действие всех их находит свое отражение в результатах производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в психологии человека, а также социальных и политических процессах. С другой стороны, возможными причинами наступления кризиса могут явиться изменения природных условий, вызванные деятельностью человека – истощение используемых минеральных ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий и т.д.
Применительно
к конкретному предприятию
Внешние причины определяются процессами, которые протекают во внешней среде его окружения. Она включает все силы организации, с которыми предприятие сталкивается в своей деятельности. Внешняя среда никогда не бывает стабильной, предприятие постоянно испытывает на себе возмущающие воздействия различных элементов внешней среды. Поэтому для успешной деятельности любое предприятие должно иметь как можно более полное представление о внешней среде, о природе происходящих изменений и об их возможных направлениях. Это необходимо для того, чтобы своевременно учесть их в своей деятельности и заранее разработать специальные меры реагирования на возможные отклонения.
Поэтому задачами анализа внешней среды является установление и оценка тех факторов, которые представляют угрозу или же наоборот способствуют развитию предприятия.
Внешняя среда неоднородна по характеру влияния на предприятие. В ней можно выделить макроокружение и среду непосредственного окружения (микроокружения).
Макроокружение может быть охарактеризовано следующими составляющими.
Политическая составляющая представлена органами государственной власти и конкурирующими партиями и группами. Анализ этой составляющей должен дать представление относительно целей развития общества, возможностей и направлений развития политической системы, соотношения рыночных и централизованных факторов в управлении экономикой.
Правовая составляющая устанавливает права, ответственность и обязанности предприятия, определяющие отношения различных субъектов хозяйствования как между собой, так и с органами государственного управления.
Экономическая составляющая определяется уровнем экономического развития страны, особенностями используемого хозяйственного механизма. Анализ этой составляющей должен дать представление об уровнях доходов населения, безработицы, инфляции, производительности труда и т.д.
Социальная составляющая характеризуется численностью и структурным составом населения, уровнем образования, привычками, традициями и т.п.
Технологическая составляющая является основной причиной появления новых отраслей и производств, революционных изменений в традиционных отраслях. Постоянное изучение этой составляющей позволяет предприятию поддерживать на должном уровне свою конкурентоспособность
Таким образом,
макроокружение определяет общие условия,
в которых будет действовать
предприятие, устанавливая границы
допустимого при его
- эволюционные
– происходят относительно
- радикальные – происходят быстро и носят прерывистый характер;
- турбулентные
– представляют собой
Непосредственное окружение предприятия (микроокружение) представляет ту часть внешней среды, с которой предприятие находится в различных взаимоотношениях. Его формируют потребителя выпускаемой продукции, поставщики сырья, материалов, а также конкуренты, с которыми сталкивается предприятие в своей деятельности.