Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:08, реферат
Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых решений. Фактор риска может возникнуть и оказывать свое воздействие на любое предприятие, независимо от степени его устойчивости на рынке. Это воздействие, как правило, носит негативный характер и может довести предприятие до кризиса.
Однако, ситуация осложняется во много раз, когда риски возникают на предприятии уже находящемся в кризисе. В кризисных условиях у предприятия велика вероятность ока¬заться банкротом; отсутствуют условия и возможности для нормального производства, сбытовой деятельности, финансовых операций и других важнейших аспектов работы любого промышленного предприятия.
При таком положении дел на предприятии, характеризующемся кризисом, возникает множе¬ство рисков разнообразных по содержанию, источнику проявления, величине вероятности и размеру возможных потерь и негативных последствий для данного предприятия.
В ситуации, подобной вышеописанной, традиционные методы менеджмента, как оказалось, не дают реального эффекта, поскольку ориентированы на нормально функционирующие на рынке предприятия.
В обстановке, когда множество предприятий не просто испытывают временные затруднения, но давно и постоянно находятся в кризисе, который осложняется воздействием различных видов рисков, стандартные инструменты менеджмента уже не помогают.
Поэтому столь важна стала проблема поиска и внедрения в широкую практику таких форм и методов антикризисного управления рисками, которые позволили бы осуществлять эффективное управление рисками и снижение их воздействия до минимально возможного уровня, способное в свою очередь вывести предприятие из кризиса.
Введение………………………………………………………………….....3
1. Определение кризиса, риска и неопределённости…………………….4
2. Сущность антикризисного управления риском………………………..6
3. Классификация управленческих рисков……………………………...12
4. Общие принципы снижения риска в антикризисном управлении предприятием…………………………………………………………………….16
Заключение ……………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………………………………….21
Рисунок
1. Управление
риском в процессе выработки и реализации риск
- решения
Разработка путей и средств минимизации потерь, нейтрализации и компенсации негативных последствий риск-решений, страхование и другие возможности защиты от риска рассматриваются в антикризисном менеджменте как необходимые условия выработки и реализации риск - решений и используются, в той или иной степени, при выполнении работ на каждой стадии процесса управления риском.
Оценка
эффективности включает определение
эффективности достигнутого уровня
как отношения упущенных
Как видно, оценка риска выступает частью оценки эффективности управленческого процесса как процесса выработки и реализации рискового решения. Результат оценки дает основание для корректировки отдельных элементов процесса управления риском. При управлении конкретными рисками данный процесс детализируется с учетом соответствующей рисковой ситуации, внутренних и внешних факторов, прямо или косвенно воздействующих на ее характер, а также тенденций развития и особенности проявления вероятных последствий.
В системе управления организациями формируются гибкие организационно - управленческие звенья, такие, как «экспертиза и прогнозирование рисков», «консультационные службы в области рисковой деятельности». Наиболее простыми решениями может стать введение должности рискового менеджера в аппарат управления и создание органа, координирующего действия по управлению основными видами риска всех подразделений организации.
Профессионализм в управлении риск - ситуациями в антикризисном менеджменте приобретает исключительное и решающее значение. Уровень риска зависит не только от объективных факторов развития экономики и рынка, но и в значительной степени от субъективного восприятия ситуации менеджером, принимающим решение, от его опыта, знаний, интуиции. Для успешного управления риском необходимы управленческое образование персонала, профессиональные навыки и система информационного обеспечения, адекватная мировым тенденциям развития информационных технологий.
Защита организации от риска выступает важной функцией управления риском в условиях антикризисного управления. Зарубежной практикой менеджмента накоплено множество методов защиты от риска. Главное внимание рискового менеджера направлено на наблюдение за параметрами риска до разработки и принятия решения и в ходе выполнения принятого решения, на быстрое реагирование в случаях отклонения параметров риска и принятие мер по снижению отрицательных последствий деятельности. На успешное выполнение данных функций в значительной степени могут оказать влияние маркетинговый подход в менеджменте и эффективная организация маркетинговой информации и коммуникаций.
В
настоящее время широкое
В российской экономике широко используют организационно-правовые формы с ограниченной ответственностью субъекта собственности, который рискует лишь производственными инвестициями, например, акциями, а не всем своим имуществом. Распределение риска между партнерами и снижение уровня риска для каждого партнера создается при взаимном владении акциями в условиях объединений, корпораций, финансово-промышленных групп (ФПГ). Так, например промышленные организации в составе ФПГ приобретают акции банка, защищая тем самым свои активы и получая льготы по кредитам. Банковская структура в составе ФПГ приобретает акции промышленных организаций, способствуя тем самым их развитию и осуществляя контроль за их деятельностью.
Используется новый взгляд на отношения с конкурентами. Крупные компании, например автомобильные корпорации США Ford, Сhrуs1ег, Gепегаl Мotогs, прибегают к взаимовыгодному сотрудничеству и интеграции в автомобильном бизнесе. В России сходный процесс идет между крупными корпорациями топливно-энергетического и нефтегазового комплексов.
Информация о потенциальном партнере, о конкуренте или клиенте должна содержать сведения о возможных рисках во взаимоотношениях. В зарубежной практике такая информация содержится в бизнес-справках, предоставляемых рынком информационных услуг. Для оценки риска взаимоотношений представляют интерес неформальные контакты, «встречи без галстука», которые позволяют иметь более полную информацию о потенциальном партнере и своевременно разработать стратегию поведения с минимизацией риска.
Такова сущность антикризисного управления риском, которого нельзя полностью избежать, а надо стремиться снижать его до возможно меньшего уровня.
В
условиях современной России, где
финансовое положение многих промышленных
предприятий длительное время кризисное,
управление рисками имеет своей
базой антикризисное
3.
Классификация управленческих
рисков
Приступая к анализу рисковой ситуации и разработке решений, в первую очередь следует установить, с какими видами рисков встретится менеджер в процессе управления. В значительной степени данная проблема решается на основе методологической систематизации рисков и их классификации, которая отражает многофакторную природу риска.
Сложность классификации рисков заключается в их многообразии, разнообразии рисковых ситуаций, требующих организации и управления. Тем не менее, именно качественной классификацией управленческих рисков во многом определяется эффективность организации управления риском.
Систематизация и детальное исследование рисков позволяет провести их ранжирование, создать сценарии вероятного хода событий для конкретной ситуации, разработать карты риска, выявить пороги стабильности системы управления посредством имитационного и других видов моделирования. Иначе говоря, классификация рисков служит основой организации управления рисками. При этом следует отметить, что каждая производственно-хозяйственная система своеобразна, а состав рисков изменчив, поэтому на предприятии должна разрабатываться на основе общей своя система управления риском. Решение проблем риска становится профессиональным делом рисковых менеджеров. Классификация рисков выступает методологической базой для профессионального антикризисного управления.
Представим
в укрупненном виде классификацию рисков
в антикризисном управлении, по основным
признакам, в таблице 1:
Таблица
1. Классификация рисков в антикризисном
управлении
Признак | Вид риска |
Назначение риска | Риск, предполагающий
потери
Риск, предполагающий выгоду |
Функциональные особенности риск-процесса | Маркетинговый, инновационный, инвестиционный, производственный, страховой, финансовый |
Содержание риск-результата | Экономический, социальный, правовой, организационный, инновационный, психологический, имиджевый |
Последствия реализации риск-решения | Социальные, политические, экологические, демографические |
Уровень внешних факторов (источников) риска | Международный, макроэкономический, региональный |
Рыночный фактор риска | Конкурентный, конъюнктурный, ценовой, коммуникационный |
Рынки факторов производства как источники риска | Человеческих ресурсов, информационный, финансовых, материальных ресурсов, временной |
Средства воздействия | Целевой, стратегический, тактический, прогнозируемый, планируемый, концептуальный, мотивационный, стимулирующий, структурный |
Характер проявления | Субъективный, объективный, неправомерный (правомерный), неоправданный (оправданный), криминогенный |
Метод (методология) | Интуитивный, статистический, дисконтирования, экономико-математический, экспертный |
Можно привести отдельные примеры управленческого риска.
Инвестиционный риск — риск неопределенности возврата вложенных средств и получения дохода. Например, риск вложения средств в проект связан с неопределенностью его реализации, в связи с неполнотой и погрешностью исходных данных об условиях реализации, о величине затрат и результатов, с возникновением негативных ситуаций при проектировании (изменение конъюнктуры рынка), а также с воздействием факторов технического, коммерческого, политического характера
Финансовый риск – риск финансовой стратегии фирмы может быть выражен в величине потерь доходности ценных бумаг вследствие финансового кризиса и падения валютного курса и в вероятности возникновения такой ситуации. Следует отметить, что финансовые риски наиболее подвижны и разнообразны. Среди них выделяют риски: процентный, кредитный, валютный, неплатежеспособности, ликвидности, рыночный, инфляционный, финансовых злоупотреблений.
Маркетинговый риск конкурентной стратегии развития фирмы может быть выражен в потере доли рынка, в снижении объема продаж и размера прибыли, а также в величине вероятности проявления негативных изменений во внешней среде, например роста цен на энергоносители, повышения процентных ставок по кредитам.
Производственный риск —
Среди наиболее распространенных рисков социально-экономического развития страны, воздействующих на менеджмент организации, можно отметить следующие:
Экономические: утрата национального богатства, снижение конкурентоспособности страны, падение инвестиционной привлекательности экономики, уменьшение доли ВВП на душу населения, рост уровня инфляции.
Социальные: ухудшение материальной обеспеченности населения, рост заболеваемости и смертности населения, негативная демографическая ситуация, снижение уровня образованности населения.
Экологические: загрязнение окружающей среды, вырубка лесов, эрозия почвы.
Политические: изменение экономической политики, угроза национальных конфликтов, моратории и торговые эмбарго.
Отметим риски, которые наиболее устойчиво повторяются в деятельности предприятия. К ним относятся: риск, связанный с неустойчивой политической и экономической ситуацией в стране, риск снижения экономического потенциала, риск снижения научного и инновационного потенциала, риск утраты кадрового потенциала, риск имущественного ущерба вследствие нарушения договорных обязательств и других причин, риск утраты престижа организации, риск потери доходов из-за преступных действий третьих лиц, риск изменения стоимости факторов производства, риск потери управляемости, риск снижения качества продукции и услуг, риск изменения внешнеэкономических факторов.