Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:20, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение основных понятий и сущности международного разделения труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть основные понятия антикризисного управления;
- проанализировать человеческий фактор антикризисного управления, в частности, механизмы конфликтологии в антикризисном управлении;
- рассмотреть антикризисные характеристики, принципы управления персоналом, а также систему антикризисного управления персоналом
Введение……………………………………………………………...………3
1.Антикризисное управление персоналом………………………….…..4
1.1 Человеческий фактор антикризисного управления……………..…4
1.2. Конфликты в развитии организации……………………………….6
1.3. Антикризисные характеристики управления персоналом………..9
1.4 Антикризисная политика в управлении персоналом……………..13
2. Антикризисное управление персоналом на примере ОАО «ВГТЗ»……………………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………...18
Список используемой литературы………………………………………..21
Руководствуясь этим критерием,
к персоналу управления следует
отнести работников, которые полностью
или частично заняты управленческим
трудом (руководители, их заместители,
специалисты и технический
Однако в аппарате управления
организацией есть группы работников,
которые непосредственно
Не принижая роль других
групп управленческого
В содержание понятия «руководитель» (менеджер), по нашему мнению, можно включить следующие категории работников управления: во-первых, управленцев, которые в полной мере осуществляют руководство организацией, всеми ее подсистемами в предкризисный, кризисный и послекризисный периоды; во-вторых, категорию руководителей отделов, служб, участков, цехов, в которых также осуществляется полный управленческий цикл, но в меньших масштабах; в-третьих, категорию заместителей руководителей, которые в известной степени являются дублерами руководителей. Заместитель руководителя в большинстве случаев обладает полномочиями руководителя и не только юридически, но и фактически им является.
Руководитель - центральная фигура системы управления. Он направляет деятельность всего коллектива на реализацию поставленных целей, несет персональную ответственность за своевременное принятие и осуществление стратегических, оперативных и иных решений по всем жизненно важным вопросам функционирования и развития организации. Для этого руководитель добивается необходимой слаженности всего аппарата управления.
Группа специалистов - второе по значению звено аппарата управления. К ней относится большая часть персонала управления: экономисты, технологи, юристы, социологи, психологи, референты, консультанты и т. п. Отличительной особенностью этой группы является то, что к ее деятельности приложимы не все, а только часть признаков управленческого труда. На первое место в их работе выдвигается профессионально-аналитическая сторона. Такой существенный признак, как управленческая компетентность, применительно к труду специалиста имеет специфически-функциональное назначение.
Специалист не связан со всеми операциями, стадиями управленческого цикла. Он не объединяет и не направляет управленческий процесс в целом. Для специалистов не характерен признак лидерства. Но нельзя недооценивать управленческий потенциал этого звена персонала управления. Эффективность всей системы управления нередко определяется и обеспечивается активной, творческой деятельностью специалистов. Руководитель (менеджер), опирающийся на профессиональные знания специалистов, их опыт, как правило, добивается успеха в достижении поставленных целей с меньшими затратами материальных, финансовых и человеческих ресурсов.
Третьим крупным отрядом управленческих кадров является технический персонал аппарата управления. К этой группе также приложимы некоторые существенные признаки управленческого труда. Технический персонал по поручению руководителей, специалистов и при их контроле выполняет отдельные задания, относящиеся к управленческой деятельности. Кроме того, работники этой группы обеспечивают общий ритм управленческого цикла, в значительной степени освобождают линейных руководителей, специалистов аппарата управления от рутинных, технических операций и дают им возможность сосредоточиться на решении наиболее сложных управленческих проблем. От технических работников зависят четкое прохождение информации в различных сферах, доведение решения до исполнителей, масса мелких организационных вопросов.
Разумеется, разделение персонала управления на эти группы нельзя абсолютизировать, поскольку функции трех перечисленных категорий аппарата управления неразрывно связаны и переплетаются. Скажем, линейный руководитель призван в ряде случаев быть и специалистом, в принципе знать специфические аспекты деятельности управляемой организации. Речь может идти здесь лишь о преимущественной направленности деятельности работников аппарата управления. Но такое разделение имеет существенное значение при проведении операций и процедур отбора, расстановки персонала в аппарате управления.
Проведенные социологические исследования показывают, что эффективность управления в государственных и предпринимательских структурах снижается. Об этом заявил 71% опрошенных. Среди причин снижения эффективности управления были названы: слабая профессиональная подготовка управленцев - 48% опрошенных, несовершенная система отбора и расстановки персонала управления - 52% опрошенных. Конечно, данные социологических опросов не следует абсолютизировать и распространять на все организации, но нельзя и игнорировать их. По всей вероятности, не все благополучно у нас в стране складывается с проблемой отбора, расстановки и подготовки кадров управления.
1.4 Антикризисная политика в управлении персоналом
Термин «кадровая политика»
в управленческой литературе употребляется
в различных контекстах. Одни рассматривают
кадровую политику как составную
часть общей стратегически
Кадровая политика - это система научно обоснованных целей, задач, ориентиров, приоритетов, потребностей, принципов, методов, определяющих содержание, формы управления персоналом на различных этапах жизнедеятельности организации.
Она неразрывно связана с
методологией и концепцией управления
персоналом, исходит из их теоретических
требований, интегрирует управленческие
знания, накопленный прошлый и
настоящий отечественный и
Антикризисная кадровая политика включает деятельность по долгосрочному, среднесрочному и текущему прогнозированию, точнее сказать, научному предвидению будущего, реальностей его достижения. Именно политика фокусирует внимание на проблемах, определяет приоритеты и ориентиры. Она может характеризоваться различными признаками: выжидания, осмотрительности, осторожности, агрессивности, мобильности, гибкости, адаптивности, ориентации на антикризисные ситуации и др. Разнообразие признаков политики надо знать и уметь их использовать.
Важным условием выработки эффективной кадровой политики является обобщение отечественного и зарубежного опыта работы с персоналом организации. При этом необходим всесторонний критический анализ прошлого опыта.
2. Антикризисное управление персоналом на примере ОАО «ВГТЗ»
Рассмотрим антикризисное управление персоналом на примере ОАО «Волгоградский тракторный завод» - одно из крупнейших предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения России. Завод начал выпускать продукцию в 1930 году. Основным направлением деятельности предприятия является массовое производство гусеничных тракторов различных модификаций и запасных частей к ним. Продукция Волгоградского тракторного завода хорошо известна в странах Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Северной и Латинской Америки, странах СНГ. К 2001 году предприятие оказалось на грани кризиса. Ситуация характеризовалась значительным падением спроса на продукции, в результате чего в 1990-2001гг. производство сократилось в десятки раз. В тот момент предприятие столкнулось со следующими проблемами: высокий уровень постоянных затрат, обусловленный:
-низкой загрузкой
-избыточностью энергетических
мощностей, рассчитанных на
-значительными затратами
на содержание неиспользуемых
площадей заводской
-технологическая отсталость производств при ограниченных возможностях инвестирования.
Существующая структура
разнопрофильных производств
Рис.1 Структура разнопрофильного бизнеса ВГТЗ до реструктуризации
Цель реструктуризации: обеспечение
стабильной работы предприятия, увеличение
загрузки мощностей и рентабельности
активов ОАО "ВГТЗ", оптимизация
численности персонала при
Три этапа нашей деятельности по управлению ОАО "ВгТЗ" потребовали трех разных подходов к мотивации персонала завода.
Этап 1. Антикризисное управление
В августе прошлого года команда управляющих от группы МДМ пришла на ОАО "Волгоградский тракторный завод". Мы столкнулись с жестким кризисом предприятия, который накопился за последние десять лет. Этот кризис выражался в ряде серьезных проблем, которые могли бы привести к банкротству завода. Например,
Такие проблемы потребовали четких и быстрых мер по стабилизации деятельности. Поскольку завод большой и очень неповоротливый, основной задачей стало выявление и мотивация людей, от которых зависела стабилизация положения предприятия. В первую очередь это были продавцы, как основного имущества, так и всего, за что можно было быстро получить деньги, но при этом не нужно было использовать в основном производстве.
Этап 2. Переход к реструктуризации
Когда ситуация с финансами
более или менее
Это означает, что кроме всего прочего необходимо найти четырех ключевых менеджеров, способных возглавить каждый из этих бизнесов. Для успешного проведения такой реструктуризации необходимо заинтересовать топ-менеджеров перспективами нового бизнеса и обозначить их роль в построении и результатах этого бизнеса.
Этап 3 Осуществление реформ
Задуманная и проработанная консультантами "ПАКК" реструктуризация будет делаться руками и мозгами "простых" работников, поэтому сразу принялись за решение двух вопросов:
Выводы