Антикризисное управление, его сущность и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:36, реферат

Описание работы

В жизни предприятия кризисы или угроза кризисов - постоянное явление. Возникновению кризисного состояния предприятия предшествуют исходные экономические явления. Под влиянием этих явлений начинается процесс следования (без дополнительного импульса) одного за другим в определенной последовательности цепочки взаимозависимых экономических явлений, в конце которой наступает завершающее явление – кризисное состояние. Важно своевременно обнаружить сигналы о формировании внутренних или внешних факторов и процессов способных вызвать кризис.

Работа содержит 1 файл

Антикризисное управление, его сущность и содержание.docx

— 61.05 Кб (Скачать)

      - возникновение задач, ранее не  свойственных режиму функционирования  хозяйственной системы и ее  прошлому опыту;

      - необходимость экстренной и обоснованной  выработки системы антикризисных  мер по предотвращению, минимизации  или ликвидации последствий кризисных явлений, а также их немедленной практической реализации в процессе хозяйственной деятельности;

      - подготовка и переподготовка  управленческих кадров, перестройка  стиля их деятельности применительно  к резко изменившимся и принципиально  новым, ранее неизвестным условиям  хозяйствования.

      Экономическая формула кризиса, включая маркетинговый  аспект, рассматривается как непосредственная угроза выживания предприятия. Она  содержит две маркетинговые составляющие: внешнюю и внутреннюю. Внешняя заключается в оценке маркетингового потенциала предприятия с позиций мобилизации необходимого объема оборотных средств, для выполнения своих обязательств перед кредиторами - выплаты и обслуживание долгов. Внутренняя - в «способности» его маркетинговой политики обеспечить объем оборотных средств, требуемых для ведения хозяйственной деятельности. Поддержание величины оборотных средств на соответствующем уровне осуществляется за счет денежных и эквивалентных им ресурсов предприятия. Таким образом, в экономическом смысле кризис означает дефицит денежных средств для поддержания текущей хозяйственной (производство) и финансовой (кредиторы) способностей в оборотных средствах. С этих позиций и усиление значения мониторинга для его предотвращения схема кризиса иллюстрируется рисунком 3.

      Антикризисное управление составом своих типичных проблем отражает то обстоятельство, что оно является особым типом  управления, обладающим как общими для управления чертами, так и  специфическими его характеристиками.

      Исследования  показали, что содержание категории "антикризисное управление" определяется, прежде всего, следующими основными  исходными методологическими положениями, отражающими основные особенности  и специфику данной экономической  категории:

     
 
 

                 
 
 
 
 
 
 

 
                   
 

     Мониторинг  финансового состояния предприятия

     
       
   
 

         
 
 
 
 
 

     Рисунок 3 - Влияние кризисной модели маркетинга на финансовое состояние предприятий.

      - главная цель антикризисного  управления производством — предупреждение, минимизация либо ликвидация  негативных последствий, непосредственно  или опосредственно связанных с развитием фазы кризиса в цикле развития общественного производства;

      - антикризисное управление направлено  на поддержание сознательно устойчивого  развития производства в условиях  кризисных явлений и ситуаций  путем воздействия на его параметры  в целях устранения возникающих  отклонений от заданных режимов  работы;

      - антикризисное управление предполагает  адаптацию и быстрое эффективное  реагирование на основе принятия  управленческих решений, направленных  на устойчивое развитие производственных  систем в условиях социально-экономического  кризиса;

      - антикризисное управление производством  основано на антикризисном мышлении, поведении и действии, опережающих возможности негативного изменения внешней и внутренней среды, предвосхищающих опасности и возможности для устойчивого развития производства.

      Кризис  предприятия вызывается несоответствием  его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды, что в  свою очередь обусловлено неверной стратегией, неадекватной организацией бизнеса и, как следствие, слабым адаптированием к требованиям рынка.

      Таким образом, антикризисное управление понимается нами как управление финансовым состоянием предприятия в фазе приближения  или наступления неплатежеспособности, сокращением использования маркетингового потенциала и анализ возможностей предупреждения или выхода из сегмента «кризисного  маркетинга».

      Способом  решения подобных проблем или  устранения самой возможности их возникновения является реструктуризация предприятия, проводимая на основе тщательно  разработанной стратегии. Однако реструктуризацию в полном объеме необходимо и возможно проводить лишь при первых признаках  надвигающегося кризиса. Следовательно, перед предприятием, стремящимся  выйти из кризиса, стоят две задачи:

      - устранить последствия кризиса  - восстановить платежеспособность  и стабилизировать финансовое  положение предприятия;

      - устранить причины кризиса - разработать  стратегию развития и провести  на ее основе реструктуризацию  предприятия с целью недопущения  повторения кризисных явлений  в будущем.

      Сама  реструктуризация - инструмент "нормального" управлении построена на его принципах  и слабо связана с собственно антикризисной спецификой. Инструментом же антикризисного управления является, в нашем понимании стабилизационная программа, возможность реализации которой зависит от изменений  методологических подходов к мониторингу  деятельности предприятий.

      Антикризисное управление должно охватывать весь спектр проблем, касающихся возможных направлений  и вариантов развития кризисных  явлений и ситуаций на предприятии, включая этапы их прогнозирования, предупреждения и подготовки хозяйственной  деятельности в условиях кризиса, а также ликвидации или нейтрализации его последствий.

      Основные  стратегии антикризисного управления должны быть ориентированы на конкретные этапы развития кризисных процессов  и ситуаций, характеризующихся: а) отсутствием  кризисных явлений; б) повышенной предрасположенности  к возникновению кризиса; в) наличием чрезвычайных кризисных процессов  и ситуаций.

      На  практике стратегии антикризисного управления реализуются посредством  комплексов взаимосвязанных, постоянно   адаптирующихся к изменяющимся условиям организационных, экономических, политических, технических, технологических и других антикризисных мероприятий, направленных на обеспечение устойчивой и эффективной хозяйственной деятельности. Такие комплексы мероприятий представляют собой не что иное, как системы антикризисного управления.

      Структура системы мер антикризисного управления характеризуется полиструктурностью, то есть взаимовлиянием и взаимопереплетением ее разнообразных элементов, связей и отношений. Одной из характеристик всех систем антикризисного управления является динамичность.

      Системы мер антикризисного управления представляют собой вероятностные системы, поскольку  в их развитии и функционировании трудно предвидеть все многообразие динамических процессов и последствий  развития кризисных явлений в  экономике. Это — адаптивные системы, что выражается в способности  быстрого приспособления к определенной конкретной среде функционирования в условиях непредсказуемости развития кризисных явлений и ситуаций. С изменением конкретных условий  развития кризисных факторов, явлений  и ситуаций, системы мер антикризисного управления должны изменять свои стратегии, цели, задачи, формы, способы и методы деятельности.

      Антикризисное управление следует рассматривать  как систему мер, направленных на сохранение устойчивого и динамичного  развития предприятий и организаций  на основе принятия и реализации эффективных  управленческих решений по предотвращению, смягчению и ликвидации кризисных  явлений и ситуаций. В эту систему  входят государственное антикризисное  регулирование, антикризисное управление в регионах и непосредственно  в хозяйствах различных форм собственности. Оно предполагает наиболее полное использование  внутренних резервов и применение внешней  санации.

      Литература:

      1. Антикризисный менеджмент/ Под редакцией проф. Грязновой А.Г. -М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1999. - 368с.

      2. Антикризисное управление: Учебник/ Под редакцией Короткова Э. М. - М.: Инфра - М,2000. - 432с.

      3. Кошкин В.И., Беляев С.Г. Антикризисное  управление: 17-модульная программа  для менеджеров «управление развитием  организации». Модуль 11. / Под ред.  Кошкина В.И. - М.: Инфра - М, 2000. - 512с.

      4. Крыжановский В.Г., Лапенков В.И. и др. Антикризисное управление: Учеб. пособие для технических ВУЗов / Под ред. Крыжановского В.Г. – М.: Изд-во «ПРИОР», 1998. – 432 с.

      5. Родионова Н.В. Антикризисный  менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - М.:Юнити-Дана, 2001. - 223с.

      6. Шепеленко Г.И. Антикризисное управление производством и персоналом. - М.: Изд-во «Феникс», 200 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Антикризисное управление, его сущность и содержание