Антикризисное управление, его сущность и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:36, реферат

Описание работы

В жизни предприятия кризисы или угроза кризисов - постоянное явление. Возникновению кризисного состояния предприятия предшествуют исходные экономические явления. Под влиянием этих явлений начинается процесс следования (без дополнительного импульса) одного за другим в определенной последовательности цепочки взаимозависимых экономических явлений, в конце которой наступает завершающее явление – кризисное состояние. Важно своевременно обнаружить сигналы о формировании внутренних или внешних факторов и процессов способных вызвать кризис.

Работа содержит 1 файл

Антикризисное управление, его сущность и содержание.docx

— 61.05 Кб (Скачать)

Антикризисное управление, его сущность и содержание  

      В жизни предприятия кризисы или  угроза кризисов - постоянное явление. Возникновению кризисного состояния  предприятия предшествуют исходные экономические явления. Под влиянием этих явлений начинается процесс  следования (без дополнительного  импульса) одного за другим  в определенной последовательности цепочки взаимозависимых экономических явлений, в конце которой наступает завершающее явление – кризисное состояние. Важно своевременно обнаружить сигналы о формировании внутренних или внешних факторов и процессов способных вызвать кризис. Существует большое количество мероприятия, которые позволяют предприятию выйти из состояния нестабильности или предотвратишь его. Сделать это поможет грамотная система управления и контроля как за деятельностью предприятия, так и за внешней средой. Конкретной формой проявления экономического кризиса для хозяйственных систем различного иерархического уровня (народное хозяйство, регион, предприятие) является кризисная ситуация, которая представляет собой комплекс неблагоприятных сочетаний условий и факторов, нарушающих предпосылки стабильной хозяйственной деятельности и препятствующих динамичному и устойчивому экономическому и социальному развитию.

      Ухудшение экономического положения предприятия  обусловлено системой внешних и  внутренних факторов (рисунок 1).

     Предупреждение  кризисных явлений и подготовка к их ликвидации в перспективе  представляет собой новое явление  на всех уровнях народного хозяйства. Необходимость подобного подхода  объясняется тем, что в условиях системного кризиса переходной экономики  растет количество проблем и задач, появление которых обусловлено  непредсказуемыми и неожиданными изменениями  в развитии рыночных отношений. Многие из них являются принципиально новыми и не могут быть решены на основе ранее имеющегося опыта.  

     

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1 - Система основных факторов, предопределяющих кризисное состояние предприятия

      В этой связи антикризисное управление призвано противостоять нестабильности резко изменяющихся условий хозяйствования. Преодоление кризисных явлений  и ситуаций возможно лишь при формировании эффективного и быстро реагирующего на изменяющиеся условия антикризисного управления. Соответственно антикризисное управление охватывает все стадии развития кризисного процесса, в том числе и его профилактику.

      Антикризисное управление предприятием состоит из комплекса подсистем. Каждая подсистема антикризисного управления соответствует определенной подсистеме управления нормально функционирующим предприятием. При этом каждая подсистема управления применительно к здоровому предприятию определенным образом видоизменяется с позиции профилактики или преодоления кризисных явлений.

     С учетом сказанного выше, очертим основные подсистемы антикризисного управления предприятием. Для наглядности представим в виде рисунка 2.

     - Подсистема диагностики и прогнозирования финансового состояния предприятия в единстве с оценкой технико-технологических параметров производства, с учетом морального и физического износа. Важна ранняя диагностика кризисных явлений на предприятии, что позволяет быстрее и тем с меньшими потерями осуществить на него антикризисное воздействие. Еще более эффективным является прогнозирование возможных кризисных явлений и состояний, что позволяет принять предупредительные меры и вообще избежать кризисных процессов.

     - Подсистема маркетинга, включающая в себя разработку антикризисной маркетинговой стратегии и тактики как относительно профиля деятельности предприятия в целом, так и применительно к конкретным видам продукции.

     - Подсистема антикризисной инвестиционной  политики, которая включает в  себя разработку эффективной  инвестиционной программы сразу  в нескольких разрезах: а) технико-технологической  обоснованности и эффективности  инвестиционных проектов; б) их  финансовой окупаемости и рентабельности; в) нахождении источников финансирования  и инвесторов, в том числе и  при помощи получения гарантии  под заемные средства со стороны  достаточно мощных и надежных  экономических структур или органов  власти.  

Рисунок 2 — Подсистемы антикризисного управления

     - Подсистема управления персоналом (предполагает обновление части  кадров, повышение квалификации  работников, изменение системы управления  персоналом, разработку более эффективных  стимулов и санкций, улучшение  трудовой и особенно технологической  дисциплины, создание благоприятного  социально-психологического климата  в трудовом коллективе).

     - Подсистема производственного менеджмента,  которая охватывает управление  технико-технологической стороной  производства.

     - Подсистема финансово-экономического  менеджмента, охватывающая управление  финансовыми ресурсами и денежными  потоками предприятия. Это подсистема  тесно связанна с подсистемой  финансовой диагностики.

     - Подсистема организационно-управленческих  мер по ликвидации предприятия,  которая существует в нормальных  условиях хозяйствования лишь  в качестве возможности; однако  если предприятие становится  банкротом и нет возможности  его оздоровить эта подсистема  из потенциальной превращается  в реальную; правовая сторона  действия этой системы досконально  прописана в Законе о несостоятельности  (банкротстве) предприятия; основу действия этой подсистемы составляет продажа имущества предприятия по рыночным ценам и погашение его долгов за счет выручки от реализации в соответствии с очередностью, установленной законом.

      Антикризисное управление стало одним из самых  «популярных» терминов в деловой  жизни России. В литературе определены признаки отличия антикризисного и  обычного управления. Внимание акцентируется  в основном на мерах по недопущению  кризиса и механизме банкротства.

      Разрешение  обозначенных проблем лежит через  уточнение понятия «кризис предприятия» и выделение в нем маркетингового сегмента. Кризис в широком смысле, как смена повышательной тенденции  понижательной, неотъемлемая характеристика рыночной экономики. Исходя из этого  посыла, любое управление, является антикризисным, а содержание и методы эффективного (обычного) и антикризисного управления не отличаются.

      Как было уже отмечено, в системе антикризисного управления необходимо выделить ряд  подсистем: диагностики финансового  состояния и оценки перспектив развития бизнеса предприятия; маркетинга; антикризисной  инвестиционной политики; управления персоналом; производственного менеджмента  и ликвидации предприятия. Антикризисное  управление необходимо рассматривать  также во всем комплексе его проблем, связанных с государством, экономикой, производством, организацией, человеком. При этом принимаются во внимание не только возможные масштабы кризиса, но и его различные формы, содержание, причины и последствия.

      Проблематика  антикризисного управления обширна  и разнообразна. В частности, западноевропейскими специалистами антикризисный менеджмент в целом как «деятельность, необходимая для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором основным вопросом становится выживание». Данная деятельность характеризуется «повышением интенсивности применения средств и методов на предприятии, необходимых для преодоления угрожающей существованию предприятия ситуации».

      Отечественные экономисты трактуют это понятие  по-разному. Грязнова А.Г. считает, что антикризисный менеджмент - система управления предприятием, которая имеет комплексный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала менеджмента, разработки и реализации на предприятии социальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы [1]. По мнению Короткова Э.М. - антикризисное управление — это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития [2, с. 18]. Кошкин В.И. и Беляев С.Г. определяют антикризисное управление как совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику [3]. Крыжановский В.Г. считает, что антикризисный менеджмент - это:

      - предварительная диагностика причин  возникновения кризисной ситуации  на предприятии;

      - анализ внешней среды и потенциала  конкурентных преимуществ предприятия для выбора стратегии его развития;

      - бизнес-планирование повышения конкурентных  преимуществ и финансового оздоровления  предприятия;

      - разработка процедур финансового  оздоровления предприятия и системы  контроля за их реализацией [4].

      Родионова Н.В. видит антикризисное управление деятельностью предприятия как  выработку и реализацию руководством предприятия экономической политики по предупреждению несостоятельности  хозяйствующего субъекта, а в случае ее наступления — по оздоровлению состояния предприятия [5, с. 12]. По мнению Шепеленко Г.И. - антикризисное управление — это управление в условиях уже наступившей неплатежеспособности, направленное на вывод предприятия из этого состояния. Вместе с тем под антикризисным управлением следует понимать и управление, направленное на предотвращение неплатежеспособности предприятия, то есть проведение на предприятии профилактических мероприятий при устойчивой тенденции ухудшения его экономики [6, с. 35].

      По  нашему мнению наименее удовлетворительно  определение Шепеленко Г.И., так как упор в нем сделан на то, что антикризисное управление имеет место в основном в условиях наступившей неплатежеспособности. Это, как нам представляется в корне неверно – целью антикризисного управления должно быть предотвращение кризиса, а не только управление выходом из него тем или иным способом.

      Также как и мнение Кошкина В.И. и  Беляева С.Г. о том, что антикризисное  управление может применяться только к предприятию-должнику, на наш взгляд, ограничивает как в целом антикризисное  управление, так и сферу воздействия антикризисного маркетинга, а соответственно обусловливает неопределенность границ методического    обеспечения мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятий в его рамках.

      В основном, разделяя точку зрения Грязновой  А.Г., полагаем, что предприятие может  опираться не только на собственные  ресурсы. Коротков Э.М. в своем определении  не учитывает меры по предупреждению кризиса. В.Г. Крыжановский как и В.И. Кошкин с С.Г. Беляевым акцентируют внимание на кризисной ситуации.

      Среди отечественных авторов нет единства и по методам антикризисного управления. Например, А.Г. Грязнова считает, что  одним из них является декомпозиция. Единственное, в чем сходятся все  авторы - это системность и комплексность  применяемых процедур. В частности, об этом говорит А.Г. Грязнова, Э.М. Коротков, а также В.Г. Крыжановский. Мы разделяем такой подход, поскольку именно он позволяет анализировать применимость методов мониторинга предприятий в антикризисном маркетинге в зависимости от систематизации особенностей и возможных последствий маркетинговых управленческих мероприятий.

      Рассмотрение  различных точек зрения, позволяет  заключить следующее:

      1. Антикризисное управление необходимо  рассматривать в качестве системы  управления в условиях кризиса  с соответствующей конкретизацией  цели, принципов и элементов, обеспечивающих  ее функционирование.

      2. В антикризисном управлении необходимо  определить несколько иерархических  уровней, в том числе макроэкономический, микроэкономический и региональный.

      3. Необходима увязка системы банкротства  и антикризисного управления.

      Антикризисное управление должно быть приспособлено, прежде всего, к решению принципиально  новых проблем и выработке  новых управленческих решений по предотвращению, смягчению или ликвидации в сжатые сроки кризисных явлений  и ситуаций в большей степени, чем управление, используемое в обычном  режиме хозяйствования. Специфическими особенностями антикризисного управления являются:

Информация о работе Антикризисное управление, его сущность и содержание