Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:03, реферат
Антикризисное регулирование предполагает анализ зарождения и протекания циклических процессов, а также выработку специальных антикризисных стратегий для смягчения последствий кризисов. Основными задачами антикризисного регулирования являются смягчение кризисных процессов и использование кризиса как стартовой точки для нового витка развития экономической системы.
Существуют разные
стратегии, наиболее важными из которых
являются следующие:
- выжидания зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;
- противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;
- стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
- рассчитанного риска;
- последовательного вывода из кризиса;
- предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.
Антикризисное
регулирование и управление так
же, как и любое другое, может
быть малоэффективным или более
эффективным. Эффективность характеризуется
степенью достижения целей смягчения,
локализации или позитивного
использования кризиса в
3.1 Взаимосвязь государственного и микроэкономического антикризисного регулирования.
Впервые антикризисное регулирование на государственном уровне проводилось в США после Великой депрессии 1930-х годов. Государственное антикризисное регулирование осуществлялось по следующим направлениям: финансирование и субсидирование корпораций, стоящих на грани банкротства; принудительное картелирование предприятий; государственное регулирование кризисного сельского хозяйства: организация общественных работ и выдача пособий по безработице. В дальнейшем государственное регулирование эволюционировало от антикризисного к антициклическому, означающем регулирование экономики на всех фазах цикла - сокращение производства, если оно может стать чрезмерным и его стимулирование в период застоя.
Характерной особенностью кризисного процесса на предприятии является его стремительность - от начальных проявлений кризиса до полного банкротства предприятия может пройти не более полутора-двух лет. Таких последствий можно было бы избежать, если бы на начальном этапе возникновения кризиса руководство предприятия начало проведение реорганизации недостаточно эффективно функционирующих звеньев воспроизводственной цепочки.
Поскольку кризис - это постоянная форма движения, его нужно учитывать в повседневном управлении предприятием. То, на уровне крупного предприятия, так же как и на макроуровне, необходимо наличие собственного, постоянно действующего антикризисного подразделения. В периоды кризиса это подразделение отвечает за принятие оперативных мер по его смягчению. Основной задачей, стоящей перед антикризисным подразделением предприятия в благополучный период является краткосрочное и долгосрочное прогнозирование возможных кризисных ситуаций и разработка пакета превентивных мер, направленных на своевременную диагностику зарождающегося кризиса и его локализацию ещё на ранних стадиях возникновения.
4. Российские особенности антикризисногорегулирования предприятий.
К середине 90-х годов большинство российских предприятий характеризовались полной или частичной неплатежеспособностью. Поэтому, усилия государства по антикризисному регулированию были направлены прежде всего на разработку и корректировку федерального законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Исследование
взаимосвязи антикризисных
- совершенствование налоговой системы;
- устранение неравенства конкуренции между предприятиями;
- создание и государственная поддержка реально действующей сети надежных кредитных учреждений;
- совершенствование нормативно-правовой базы, особенно в разделах о несостоятельности предприятий и регулировании деятельности акционерных обществ;
- разработка, внедрение и поддержка новых программ по подготовке кризис-менеджеров, включающих отбор и обучение антикризисных управляющих; определение миссии их деятельности и её целей; обогащение теории организаций на основе обобщения имеющегося практического опыта работы антикризисных управляющих; построение (на основе достижении теории организаций) обучающих программ для конкретных ситуаций санации или ликвидации предприятия.
На уровне предприятия:
- определение предприятия как сложного, многофакторного механизма, функционирование которого осуществляется с учётом всех его сторон -финансовой, организационно-структурной, технологической, социально-политической и психологической;
- учёт российской специфики при применении наиболее популярных мероприятий из мирового опыта антикризисного управления на микро-уровне (реорганизации управленческих структур, диверсификации, введении новых методов работы с кадрами, создании и выделении дочерних фирм, финансировании реструктуризации за счёт собственных средств);
- устранение сложившейся негативной тенденции к объединению интересов собственников и менеджмента предприятий, направленных на сокращение и ликвидацию предприятий;
- разрешение повсеместно
возникающих серьезных противоречий между
субъектами функционально-управленческой
конфигурации предприятия (гендиректором,
администрацией, акционерами и трудовым
коллективом), путём использования экономических
и административных рычагов; создание
и финансирование собственных антикризисных
подразделений, укомплектованных квалифицированными
кризис-менеджерами.
Заключение
Можно сделать вывод о том, что некоторые антикризисные шаги, такие как снижение издержек, повышение эффективности управления персоналом, реорганизация управленческих структур предпринимались практически всеми предприятиями, попавшими в кризисную ситуацию. Эти методы считаются надежными, проверенными и составляют оазис антикризисного управления, независимо от масштабов, специализации или географического местонахождения предприятия.
В качестве одной
из важнейших антикризисных мер можно
выделить как подготовку антикризисных
управляющих. Антикризисные управляющие
- это уникальные специалисты, обладающие
знаниями в области экономики, финансов,
математики, права и оценки. Их подготовка
включает изучение следующих основных
учебных курсов: разработка стратегии
развития предприятия; бизнес-планирование
несостоятельных предприятий; проблематика
финансовой устойчивости предприятия;
маркетинговая стратегия предприятия;
бухгалтерский учет и аудит; управление
персоналом в условиях банкротства; оценка
недвижимости предприятий; оценка доходности
и риска инвестиционных проектов; оценка
бизнеса предприятий; система критериев
определения платежеспособности и удовлетворительности
структуры баланса предприятия; законодательство
о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
обязательственное и договорное право;
продажа активов предприятия должника,
организация аукционов и конкурсов.В настоящее
время антикризисное регулирование становится
частью повседневного управления крупными
и средними промышленными предприятиями.
Для таких предприятий целесообразно
создание собственных антикризисных подразделений.
Список используемой литературы.
1. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2003.
2. Лунев В.Л.
Тактика и стратегия
3. Антонова О.В. Управление кризисным состоянием организации (предприятия): учеб. пособие для вузов / Под ред. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ, 2004.
4. Теория и
практика антикризисного
5. Зуб А.Т. Антикризисное управление: Учеб.пособие для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2006.
6. Антикризисное управление: Учеб.пособие / Рук. авт. кол. И.К. Ларионов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2004.