Основными
задачами Федеральной
службы являются:
1) разработка
и реализация мероприятий по
финансовому оздоровлению и реструктуризации
неплатежеспособных организаций;
2) проведение
государственной политики по
предупреждению банкротств лиц,
осуществляющих в соответствии
с гражданским законодательством
предпринимательскую деятельность,
а также обеспечение условий
реализации процедур банкротства;
3) исполнение
полномочий государственного органа
по делам о банкротстве и
финансовому оздоровлению, а также
органа, уполномоченного обеспечивать
защиту интересов Российской
Федерации при решении вопросов
о несостоятельности (банкротстве)
организаций;
4) разработка
и реализация мероприятий по
обеспечению анализа финансового
состояния организаций и контроля
за соблюдением ими платежно-расчетной
дисциплины.
Федеральная
служба в соответствии
с возложенными на
нее задачами:
1) принимает
участие в формировании и реализации
федеральных и межгосударственных
программ, предусматривающих мероприятия
по реструктуризации и финансовому
оздоровлению неплатежеспособных организаций
(групп организаций);
2) разрабатывает
с участием иных федеральных
органов исполнительной власти
и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
мероприятия по реструктуризации
и финансовому оздоровлению неплатежеспособных
организаций, имеющих определяющее
значение для экономики страны,
и участвует в их реализации;
3) ведет учет
и анализ платежеспособности
крупных, а также экономически
или социально значимых организаций,
представляет предложения по
финансовому оздоровлению указанных
организаций в Правительство
Российской Федерации;
4) организует
привлечение необходимых финансовых
средств для реализации мероприятий
по реструктуризации и финансовому
оздоровлению неплатежеспособных
организаций, в том числе зарубежных
инвесторов;
5) участвует
в рассмотрении вопросов о
предоставлении государственной
финансовой поддержки неплатежеспособным
организациям и согласовывает
проекты решений Правительства
Российской Федерации по этим
вопросам;
6) выступает
в установленном порядке инициатором
проведения приватизации федеральных
государственных унитарных предприятий-
должников и продажи находящихся
в федеральной собственности
долей (паев, акций) в уставном
капитале организаций;
7) принимает
в установленном порядке от
имени собственника федерального
государственного унитарного предприятия-должника
решения об обращении в арбитражный
суд с заявлением должника
о признании его банкротом;
8) принимает
в установленном порядке решения
о ликвидации неплатежеспособных
федеральных государственных унитарных
предприятий и осуществляет иные
полномочия собственника, связанные
с их ликвидацией;
9) принимает
в установленном порядке решения
об освобождении от занимаемой
должности руководителей федеральных
государственных унитарных предприятий,
признанных в установленном порядке
неплатежеспособными, в случае, если
их неплатежеспособность не связана
непосредственно с задолженностью
государства перед этими предприятиями,
а также осуществляет права
по заключению и расторжению
соответствующего договора на
управление неплатежеспособными
федеральными государственными
унитарными предприятиями;
10) участвует
в разработке мер социальной
защиты работников, высвобождаемых
в связи с ликвидацией организаций-работодателей;
11) представляет
в арбитражном суде интересы
Российской Федерации как собственника
(учредителя, участника) организации-должника
в случаях, когда законодательством
о несостоятельности (банкротстве)
предусматривается участие собственника;
12) участвует
в деле о банкротстве должника
и осуществляет соответствующие
процессуальные права при рассмотрении
дел о несостоятельности (банкротстве);
13) обеспечивает
по запросам арбитражного суда
либо по обращениям кредиторов
реализацию процедуры отбора
арбитражного управляющего при
наличии нескольких предложенных
кандидатур;
14) обеспечивает
реализацию процедуры банкротства
отсутствующего должника;
15) организует
подбор и подготовку специалистов
по антикризисному управлению
для неплатежеспособных предприятий,
разрабатывает и (или) утверждает
соответствующие квалификационные
требования и программы обучения;
16) утверждает
требования, предъявляемые к физическим
лицам, осуществляющим деятельность
в качестве арбитражных управляющих,
проводит лицензирование их деятельности;
17) утверждает
методические указания по проведению
экспертизы финансового состояния
неплатежеспособных организаций,
проводит учет юридических и
физических лиц, осуществляющих
деятельность, связанную с проведением
такой экспертизы;
18) осуществляет
в установленном порядке контроль
за соблюдением организациями-должниками
установленной законодательством
Российской Федерации дисциплины
платежей и расчетов;
19) участвует
в установленном порядке в
проведении реструктуризации задолженности
организаций-должников по платежам
в федеральный бюджет;
20) организует
и обеспечивает деятельность
межведомственных балансовых комиссий,
а также иных межведомственных
комиссий, создаваемых для решения
вопросов о реструктуризации
и финансовом оздоровлении организаций-должников;
21) участвует
в установленном порядке в
процедурах обращения взыскания
на имущество организаций-должников;
22) анализирует
финансовое состояние организаций-должников
и принимает решение о признании
их неплатежеспособными, определяет
порядок ведения учета неплатежеспособных
организаций и ведет их учет;
23) дает заключения
по вопросам, связанным с определением
несостоятельности (банкротства)
и финансовым оздоровлением организаций,
24) выпускает официальное издание
государственного органа по делам
о банкротстве и финансовому
оздоровлению - "Вестник Федеральной
службы России по делам о
несостоятельности и финансовому
оздоровлению";
25) участвует
в разработке международных договоров
по проблемам несостоятельности
(банкротства);
26) изучает и
обобщает отечественную и зарубежную
практику применения законодательства
о несостоятельности (банкротстве);
27) представляет
интересы субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований
как собственника (участника, учредителя)
или кредитора на основании
соглашений, предусматривающих передачу
органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации,
соответствующих полномочий Федеральной
службе.
Федеральная
служба имеет право:
1) осуществлять
в установленном порядке от
имени Российской Федерации предусмотренные
законодательством Российской Федерации
процессуальные права при рассмотрении
судами и арбитражными судами
дел, связанных с применением
законодательства Российской Федерации
о несостоятельности (банкротстве);
2) издавать в
пределах своей компетенции нормативные
и иные правовые акты, в том
числе обязательные разъяснения
по вопросам реализации процедур
банкротства;
3) запрашивать
в установленном порядке у
федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации и организаций информацию,
необходимую для выполнения возложенных
на нее задач;
4) проводить
в установленном порядке проверки
финансово- хозяйственной деятельности
неплатежеспособных организаций,
инициировать проведение этих
проверок соответствующими контролирующими
органами и участвовать в их
проведении, а также назначать
в случаях и в порядке, установленных
законодательством Российской Федерации,
проведение аудиторских проверок;
5) выдавать и
отзывать лицензии арбитражных
управляющих, осуществлять контроль
за деятельностью арбитражных
управляющих;
6) создавать
экспертные и совещательные коллегиальные
органы;
7) создавать,
реорганизовывать и ликвидировать
учреждения; участвовать в создании
и деятельности некоммерческих
организаций, необходимых для
выполнения функций и задач
Федеральной службы.
8) заключать
в установленном порядке соглашения
с государственными органами
зарубежных стран, неправительственными
и международными организациями,
осуществляющими деятельность в
сферах, отнесенных к компетенции
Федеральной службы;
9) привлекать
в установленном порядке для
проведения экспертиз и консультаций
специалистов других органов
исполнительной власти и организаций,
в том числе иностранных;
10) учреждать
в установленном порядке печатные
издания, необходимые для выполнения
функций и задач Федеральной
службы.
3.
Роль и функции антикризисного
регулирования.
В антикризисном
управлении предприятием решающее значение
имеет построение тщательно продуманной
стратегии управления. Поэтому, необходимый
начальный этап в разработке стратегии
антикризисного управления предприятием
- комплексная и своевременная диагностика
его состояния. Диагностику кризиса на
микроуровне можно разбить на два этапа
- качественной и количественной идентификации
объекта.
С точки зрения
финансового подхода, сущность антикризисной
стратегии заключается в маневре
денежными потоками для заполнения
разрыва между их расходованием
и поступлением. Антикризисное управление
допускает любые потери (в том
числе и будущие), ценой которых
можно добиться восстановления платежеспособности
предприятия сегодня. Финансовая стабилизация
на предприятии в условиях кризисной ситуации
осуществляется последовательно в три
этапа:
- устранение
неплатежеспособности: продажа
краткосрочных финансовых вложений,
дебиторской задолженности, запасов готовой
продукции, избыточных производственных
запасов, деинвестирование,продажа нерентабельных
производств и объектов непроизводственной
сферы;
- восстановление
финансовой устойчивости: остановка нерентабельных
производств, выведение из состава предприятия
затратных объектов, совершенствование
организации труда и оптимизация численности
занятых на предприятии, уменьшение текущей
финансовой потребности, выкуп долговых
обязательств с дисконтом, конвертация
долгов в уставный капитал, форвардные
контракты на поставку продукции предприятия;
- обеспечение финансового
равновесия в длительном периоде: повышение
конкурентных преимуществ продукции,
увеличение денежного компонента в расчётах,
увеличение оборачиваемости активов.
В работе последовательно проанализированы
сильные и слабые стороны каждой из этих
методик и установлена наиболее оптимальная
очередность их применения.
К функциям антикризисного
регулирования - относится вид деятельности,
который отражает предмет управления,
и определяют его результат. Он отвечает
на простой вопрос: что нужно, чтобы управлять
успешно в преддверии, процессе и последствиях
кризиса. В этом отношении можно выделить
шесть функций: предкризисное управление,
управление в условиях кризиса, управление
процессами выхода из кризиса, стабилизация
неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости),
минимизация потерь и упущенных возможностей,
своевременное принятие решений.
Каждый из этих
видов деятельности имеет свои особенности,
но в своей совокупности они характеризуют
антикризисное управление.