Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:45, контрольная работа
В экономическом развитии случайно или закономерно на всех уровнях экономики периодически возникают различного рода кризисные явления, диагностика, профилактика и преодоление которых представляют собой предмет антикризисного управления. Сами по себе эти явления, вкупе с окружающими их условиями, являются объектом антикризисного управления.ий.
Введение 3
1. Роль государства в обеспечении устойчивого бескризисного развития экономики 4
2. Особенности антикризисного регулирования на макроуровне экономики 10
3. Рычаги государственного воздействия на кризисные предприятия 13
4. Механизм антикризисного управления 15
Заключение 18
Список литературы 19
Государству жизненно необходимо осуществлять меры антикризисного регулирования на макроуровне экономики, причем не только с позиций преодоления уже имеющих место кризисных явлений, но и на предмет их профилактики. Все меры государственного регулирования экономики, направленные на обеспечение ее эффективного устойчивого развития и достижение заранее заданных параметров роста, в том числе научно-образовательных и технико-технологических, являются одновременно также и мерами антикризисного регулирования именно в аспекте предупреждения возникновения кризисных явлений. Кроме того, часть мер государственного регулирования экономики носит сугубо антикризисный характер, имея в виду как недопущение возникновения конкретных кризисных явлений, вызревающих потенциально, так и преодоление уже возникших кризисных ситуаций. Уровень вмешательства государства в экономику зависит от социально-экономической системы общества. При всей индивидуальной исторической конкретности общественных систем в странах мира, все эти системы, так или иначе, сводятся к трем основным типам:
Структура смешанной экономики может быть представлена следующим образом:
Характерно, что даже крайние либералы в экономике признают необходимость активного воздействия государства на экономические процессы, правда только в рамках основных монетарных показателей. Воздействие государства на экономические процессы сводится к трем блокам:
Государственное планирование применяется во всех развитых странах мира. Только понимание планирования здесь нельзя ограничивать его тотальным директивным вариантом, характерным для бывшего СССР.
Государственное планирование, реализация которого осуществляется не директивным путем, а через рычаги экономического давления, называется косвенным, или индикативным, планированием.
Государственное программирование экономики - это разработка и осуществление государством социально-экономических программ. Допустимо также смешанное финансирование госпрограмм - из государственных и частных источников. Государственные программы являются важнейшим каналом осуществления государственной стратегии и планов.
Государственное регулирование экономики - это регулирование темпов развития экономики и ее пропорций, с применением различных рычагов воздействия как в их широком спектре, так и в узком (последнее - в рамках регулирования основных монетарных макроэкономических показателей).
В отдельных случаях, в зависимости от конкретных обстоятельств, в той или иной стране могут применяться и другие способы госрегулирования.
За всеми методами государственного планирования, программирования, регулирования стоит процесс масштабного перераспределения государством национального дохода, что осуществляется посредством государственного бюджета.
Государство формирует систему правовых актов, регламентирующих воздействие на кризисные предприятия. Кроме того, государством могут утверждаться специальные органы исполнительной власти, в функции которых входит работа с кризисными предприятиями. Так, в России, в составе Госкомимущества создан специальный орган "Федеральное управление по делам о несостоятельности" (ФУНД).
В
отношении государственных
Арбитражный
суд с целью сохранности
К предприятию, попавшему в кризисную ситуацию, в зависимости от глубины и масштабов кризиса, а также возможных перспектив на оздоровление (от благоприятных до полной безнадежности) могут быть применены различные методы воздействия, инициируемые государством, кредиторами предприятия-должника и самим кризисным предприятием:
1)
оказание предприятию
Воздействие государства на кризисное предприятие осуществляется в соответствии с законодательством, в котором особо важную роль играет Закон о несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 г.6 В этом законе подробно описан арбитражный процесс в отношении кризисного предприятия.
Само воздействие государства на кризисные предприятия уже предполагает взаимосвязь макро- и микроуровней экономики, поэтому антикризисное управление, осуществляемое даже в отношении отдельно взятого предприятия, нельзя относить исключительно к микроуровню экономики. Кроме того, взаимодействие несостоятельного предприятия с его кредиторами относится к мезоуровню экономики.
Еще
одна важнейшая особенность
Третья важнейшая составляющая антикризисного управления со стороны государства нацелена на мезоуровень экономики. Но при этом необходимо учитывать также и то, каким образом антикризисные мероприятия государства на мезоуровне скажутся на микро- и макроуровнях. Например, проблема огромного разрастания взаимных неплатежей предприятий относится к мезоуровню экономики и требует соответствующего воздействия государства. Однако и сама эта проблема, и ее антикризисные управленческие решения имеют также четко выраженные микро- и макроэкономические измерения.
Объектом воздействия государства на неплатежеспособные предприятия является такой механизм управления ими, все звенья которого нацелены на преодоление кризисных явлений.
С учетом сказанного очертим основные подсистемы антикризисного управления предприятием.
I. Подсистема диагностики и прогнозирования финансового состояния предприятия в единстве с оценкой технико-технологических параметров производства с учетом морального и физического износа. Важна диагностика кризисных явлений на самом предприятии, что позволяет быстрее и с меньшими потерями осуществить антикризисное вмешательство. Еще более эффективным является прогнозирование возможных кризисных явлений и принятие предупредительных мер.
II. Подсистема маркетинга, включающая в себя разработку антикризисной маркетинговой стратегии и тактики как относительно профиля деятельности предприятия в целом, так и применительно к конкретным видам продукции.
III. Подсистема антикризисной инвестиционной политики, нацеленная на разработку эффективной инвестиционной программы сразу в нескольких разрезах: а) технико-технологической обоснованности и эффективности инвестиционных проектов; б) их финансовой окупаемости и рентабельности; в) нахождение источников финансирования и инвесторов, в том числе и при помощи получения гарантий под заемные средства со стороны достаточно мощных и надежных экономических структур или органов власти.
IV. Подсистема управления персоналом (предполагает обновление части кадров, повышение квалификации работников, изменение системы управления персоналом, разработку более эффективных стимулов и санкций, улучшение трудовой и особенно технологической дисциплины, создание благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе).
V. Подсистема производственного менеджмента, которая охватывает управление технико-технологической стороной производства.
VI. Подсистема финансово-экономического менеджмента, использующаяся для управления финансовыми ресурсами и денежными потоками предприятий. Эта подсистема тесно связана с подсистемой финансовой диагностики.
VII. Подсистема
организационно-управленческих мер по
ликвидации предприятия, которая существует
в нормальных условиях хозяйствования
лишь в качестве потенциальной; однако
если предприятие становится банкротом
и нет возможности его оздоровить, эта
подсистема превращается в
реальную; правовая сторона этой системы
досконально прописана в Законе о несостоятельности
(банкротстве) предприятия; основу действия
этой подсистемы составляет продажа имущества
предприятия по рыночным ценам и погашение
его долгов за счет выручки от реализации
в соответствии с
очередностью, установленной законом.
Информация о работе Антикризисное регулирование как макроэкономическая категория