Антикризисное регулирование как макроэкономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

В экономическом развитии случайно или закономерно на всех уровнях экономики периодически возникают различного рода кризисные явления, диагностика, профилактика и преодоление которых представляют собой предмет антикризисного управления. Сами по себе эти явления, вкупе с окружающими их условиями, являются объектом антикризисного управления.ий.

Содержание

Введение 3
1. Роль государства в обеспечении устойчивого бескризисного развития экономики 4
2. Особенности антикризисного регулирования на макроуровне экономики 10
3. Рычаги государственного воздействия на кризисные предприятия 13
4. Механизм антикризисного управления 15
Заключение 18
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Антикризисное регулирование как макроэкономическая категория.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

2. Особенности антикризисного  регулирования на  макроуровне экономики

 

      Государству жизненно необходимо осуществлять меры антикризисного регулирования на макроуровне  экономики, причем не только с позиций преодоления уже имеющих место кризисных явлений, но и на предмет их профилактики. Все меры государственного регулирования экономики, направленные на обеспечение ее эффективного устойчивого развития и достижение заранее заданных параметров роста, в том числе научно-образовательных и технико-технологических, являются одновременно также и мерами антикризисного регулирования именно в аспекте предупреждения возникновения кризисных явлений. Кроме того, часть мер государственного регулирования экономики носит сугубо антикризисный характер, имея в виду как недопущение возникновения конкретных кризисных явлений, вызревающих потенциально, так и преодоление уже возникших кризисных ситуаций. Уровень вмешательства государства в экономику зависит от социально-экономической системы общества. При всей индивидуальной исторической конкретности общественных систем в странах мира, все эти системы, так или иначе, сводятся к трем основным типам:

  1. планово-распределительная система, существовавшая в СССР и странах-членах СЭВ до сравнительно недавнего времени;
  2. рыночно-капиталистическая система, характеризуемая полным саморазвитием рынка, при минимизации государственного воздействия на экономику, управляемую "невидимой рукой рынка" (определение А. Смита); эта система существовала в индустриально развитых странах Запада в прошлом, в эпоху домонополистического капитализма, а в настоящее время существует только в экономически слабо развитых странах, выполняющих роль сырьевого придатка мирового рынка;
  3. смешанная система (лучше ее было бы назвать интегрированной системой), соединяющая в себе наиболее приемлемые черты как рыночно-капиталистической, так и планово-распределительной систем хозяйствования, причем набор элементов из двух крайних систем (плановой и рыночной) и их взаимодействие (институциональное и функциональное) 
    осуществляются индивидуально конкретно, применительно к той или иной стране мира; соответственно, смешанные экономики таких стран, как США, Германия, Япония, Франция, Швеция, Швейцария и других, при наличии многих общих черт в очень сильной степени отличаются друг от друга.

      Структура смешанной экономики может быть представлена следующим образом:

  1. рыночно-капиталистический механизм хозяйствования в качестве базы для развития отраслей экономики, ориентированных в конечном итоге на потребительский сектор;
  2. широкий спектр вмешательства государства в экономику по линии стратегического планирования, регулирования, программирования;
  3. планово-распределительный механизм без его деформации рыночными целями и стимулами, существующий в рамках решения мобилизационных задач4.

      Характерно, что даже крайние либералы в экономике  признают необходимость активного  воздействия государства на экономические  процессы, правда только в рамках основных монетарных показателей. Воздействие государства на экономические процессы сводится к трем блокам:

  • государственное планирование;
  • государственное программирование;
  • государственное регулирование;

      Государственное планирование применяется во всех развитых странах мира. Только понимание планирования здесь нельзя ограничивать его тотальным директивным вариантом, характерным для бывшего СССР.

      Государственное планирование, реализация которого осуществляется не директивным путем, а через рычаги экономического давления, называется косвенным, или индикативным, планированием.

      Государственное программирование экономики - это разработка и осуществление государством социально-экономических программ. Допустимо также смешанное финансирование госпрограмм - из государственных и частных источников. Государственные программы являются важнейшим каналом осуществления государственной стратегии и планов.

      Государственное регулирование экономики - это регулирование темпов развития экономики и ее пропорций, с применением различных рычагов воздействия как в их широком спектре, так и в узком (последнее - в рамках регулирования основных монетарных макроэкономических показателей).

      В отдельных случаях, в зависимости  от конкретных обстоятельств, в той или иной стране могут применяться и другие способы госрегулирования.

      За  всеми методами государственного планирования, программирования, регулирования стоит процесс масштабного перераспределения государством национального дохода, что осуществляется посредством государственного бюджета.

3. Рычаги государственного  воздействия на  кризисные предприятия

 

      Государство формирует систему правовых актов, регламентирующих воздействие на кризисные предприятия. Кроме того, государством могут утверждаться специальные органы исполнительной власти, в функции которых входит работа с кризисными предприятиями. Так, в России, в составе Госкомимущества создан специальный орган "Федеральное управление по делам о несостоятельности" (ФУНД).

      В отношении государственных предприятий  ФУНД может принять меры антикризисного воздействия (от финансовой помощи до продажи на аукционе и ликвидации) даже без решения арбитражного суда. К частному предприятию (или предприятию, основанному на групповой собственности частных лиц) все возможные меры антикризисного воздействия могут быть приняты только в соответствии с решением арбитражного суда или на основе добровольного соглашения между предприятием-должником и его кредиторами.

      Арбитражный суд с целью сохранности имущества  предприятия, попавшего в ситуацию денежной несостоятельности, а также для более эффективного управления его имуществом и деятельностью, при недоверии к прежнему руководству назначает (по рекомендации собрания кредиторов предприятия) управляющего со стороны. В зависимости от возложенных на них задач различают несколько типов управляющих:

  1. временный управляющий, который не вмешивается в процесс управления предприятием до тех пор, пока действия администрации не создают угрозу потери имущества предприятия; в случае такой угрозы временный управляющий отменяет соответствующие решения администрации предприятия.
  2. внешний управляющий берет на себя все функции управления предприятием на срок, определенный арбитражным судом; целевая установка внешнего управляющего - вывести предприятие из состояния кризиса; при введении внешнего управления прежние руководители предприятия остаются на своих местах;
  3. конкурсный управляющий руководит предприятием при полном отстранении прежнего руководства; целевая установка для управляющего этого типа - довести предприятие до завершающей процедуры банкротства и за счет вырученных от продажи его имущества средств погасить долги перед кредиторами, причем в очередности, установленной законом5.

      К предприятию, попавшему в кризисную  ситуацию, в зависимости от глубины  и масштабов кризиса, а также  возможных перспектив на оздоровление (от благоприятных до полной безнадежности) могут быть применены различные методы воздействия, инициируемые государством, кредиторами предприятия-должника и самим кризисным предприятием:

      1) оказание предприятию финансовой  помощи со стороны собственника или органа власти федерального, регионального и местного уровней;

  1. реорганизация и реконструкция предприятия; изменение системы и методов управления, а также инвестиционной политики;
  2. продажа части имущества предприятия с направлением вырученных денег на погашение задолженностей перед кредиторами;
  3. продажа предприятия на открытом аукционе;
  4. продажа предприятия по инвестиционному конкурсу;
  5. ликвидация предприятия по решению арбитражного суда;
  6. добровольное соглашение с кредиторами.

      Воздействие государства на кризисное предприятие  осуществляется в соответствии с законодательством, в котором особо важную роль играет Закон о несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 г.6 В этом законе подробно описан арбитражный процесс в отношении кризисного предприятия.

      Само  воздействие государства на кризисные предприятия уже предполагает взаимосвязь макро- и микроуровней экономики, поэтому антикризисное управление, осуществляемое даже в отношении отдельно взятого предприятия, нельзя относить исключительно к микроуровню экономики. Кроме того, взаимодействие несостоятельного предприятия с его кредиторами относится к мезоуровню экономики.

      Еще одна важнейшая особенность антикризисного управления: усилия государства концентрируются также на макроуровне, но при этом необходимо разрабатывать антикризисные макроэкономические меры также и в ракурсе их воздействия на микро- и мезоуровни экономики.

      Третья  важнейшая составляющая антикризисного управления со стороны государства нацелена на мезоуровень экономики. Но при этом необходимо учитывать также и то, каким образом антикризисные мероприятия государства на мезоуровне скажутся на микро- и макроуровнях. Например, проблема огромного разрастания взаимных неплатежей предприятий относится к мезоуровню экономики и требует соответствующего воздействия государства. Однако и сама эта проблема, и ее антикризисные управленческие решения имеют также четко выраженные микро- и макроэкономические измерения.

4. Механизм антикризисного управления

 

      Объектом  воздействия государства на неплатежеспособные предприятия является такой механизм управления ими, все звенья которого нацелены на преодоление кризисных явлений.

      С учетом сказанного очертим основные подсистемы антикризисного управления предприятием.

      I. Подсистема диагностики и прогнозирования финансового состояния предприятия в единстве с оценкой технико-технологических параметров производства с учетом морального и физического износа. Важна диагностика кризисных явлений на самом предприятии, что позволяет быстрее и с меньшими потерями осуществить антикризисное вмешательство. Еще более эффективным является прогнозирование возможных кризисных явлений и принятие предупредительных мер.

      II. Подсистема маркетинга, включающая в себя разработку антикризисной маркетинговой стратегии и тактики как относительно профиля деятельности предприятия в целом, так и применительно к конкретным видам продукции.

      III. Подсистема антикризисной инвестиционной политики, нацеленная на разработку эффективной инвестиционной программы сразу в нескольких разрезах: а) технико-технологической обоснованности и эффективности инвестиционных проектов; б) их финансовой окупаемости и рентабельности; в) нахождение источников финансирования и инвесторов, в том числе и при помощи получения гарантий под заемные средства со стороны достаточно мощных и надежных экономических структур или органов власти.

      IV. Подсистема управления персоналом (предполагает обновление части кадров, повышение квалификации работников, изменение системы управления персоналом, разработку более эффективных стимулов и санкций, улучшение трудовой и особенно технологической дисциплины, создание благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе).

      V. Подсистема производственного менеджмента, которая охватывает управление технико-технологической стороной производства.

      VI. Подсистема финансово-экономического менеджмента, использующаяся для управления финансовыми ресурсами и денежными потоками предприятий. Эта подсистема тесно связана с подсистемой финансовой диагностики.

      VII. Подсистема организационно-управленческих мер по ликвидации предприятия, которая существует в нормальных условиях хозяйствования лишь в качестве потенциальной; однако если предприятие становится банкротом и нет возможности его оздоровить, эта подсистема превращается в 
реальную; правовая сторона этой системы досконально прописана в Законе о несостоятельности (банкротстве) предприятия; основу действия этой подсистемы составляет продажа имущества предприятия по рыночным ценам и погашение его долгов за счет выручки от реализации в соответствии с 
очередностью, установленной законом.

Информация о работе Антикризисное регулирование как макроэкономическая категория