Антикризисная инвестиционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Цель инвестирования - поиск и определение такого способа вложения инвестиций, при котором обеспечивались бы требуемый уровень доходности и минимальный риск.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Разработка инвестиционной стратегии кризисного предприятия………..5
2.Критерии оценки инвестиционных проектов………...……………………10
2.1.Чистая дисконтированная стоимость…………………………...…11
2.2.Чистая терминальная стоимость……………………………..........15
2.3.Индекс рентабельности инвестиции……………………………….16
2.4.Внутренняя норма прибыли инвестиции………………………....17
2.5.Срок окупаемости инвестиции…………………………………….20
2.6.Учетная норма прибыли…………………………………………...21
3.Источники инвестиций при ограниченных финансовых ресурсах……...23
3.1.Бюджетное финансирование……………………………………….25
3.2.Собственные накопления предприятий и организаций………....26
3.3.Иностранные инвестиции…………………………………………..27
3.4.Банковские кредиты и др…………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….31
Литература…………………………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

антикризисная инвестиционная политика.docx

— 526.19 Кб (Скачать)

      Значение  IRR находится с помощью специализированного финансового калькулятора или персонального компьютера. Если технические средства отсутствуют, можно воспользоваться методом линейной аппроксимации, предусматривающим нахождение IRR путем последовательных итераций с использованием табулированных значений дисконтирующих множителей. Для этого с помощью таблиц выбираются два значения ставки дисконтирования r1< r2 таким образом, чтобы в интервале (r1, r2) функция NPV = f (r) меняла свое значение с «+» на «-» или с «-» на «+». Далее применяют формулу 

где - значение табулированной ставки дисконтирования, при которой                   ; - значение табулированной ставки дисконтирования, при которой .

      2.5.Срок  окупаемости инвестиции.

      Под сроком окупаемости инвестиции (payback period, PP) понимается число базисных периодов, за которое произойдет возмещение сделанных инвестиционных расходов без учета фактора времени: 

Где CFk – поступления по годам, m ≤ n, n – срок продолжительности проекта.

      Этот  метод, являющийся одним из самых  простых и широко распространенных в мировой учетно-аналитической  практике, не предполагает временной  упорядоченности денежных поступлений. Возможен расчет с различной точностью.

      Одним из недостатков критерия РР является игнорирование им фактора времени. Для преодоления этого недостатка разработали модификацию показателя РР, известную как дисконтированный срок окупаемости инвестиции (discounted payback period, DPP) и предусматривающий расчет числа базисных периодов, за которое произойдет возмещение сделанных инвестиционных расходов с учетом фактора времени. Соответствующая расчетная формула, построенная на базе DCF-модели, имеет вид: 

    где r – ставка дисконтирования.

     В качестве ставки дисконтирования  r чаще всего используется средневзвешенная стоимость капитала WACC, отражающая, как известно, средний уровень расходов по обслуживанию долгосрочных источников финансирования. В оценке инвестиционных проектов критерии PP и DPP могут использоваться двояко: проект принимается, если окупаемость имеет место; проект принимается только в случае, если срок окупаемости не превышает установленного в компании лимита.

     Показатель  срока окупаемости инвестиции очень  прост в расчетах, вместе с тем  он имеет ряд недостатков, которые  необходимо учитывать в анализе. Во-первых, он не учитывает влияния  доходов последних периодов. Во-вторых, поскольку этот метод основан  не на дисконтированных оценках, он не делает различия между проектами  с одинаковой суммой кумулятивных доходов, но разным распределением ее по годам. В-третьих, данный метод не обладает свойством аддитивности.

     2.6.Учетная  норма прибыли.

     Учетная норма прибыли (accounting rate of return, ARR), называемая также коэффициентом эффективности инвестиции, рассчитывается делением среднегодовой прибыли PN на среднюю величину инвестиции. Значение последней находится делением исходной суммы капитальных вложений на 2, если предполагается, что по истечении срока реализации анализируемого проекта все капитальные затраты будут списаны; если допускается наличие остаточной или ликвидационной стоимости (RV), то ее оценка должна быть учтена в расчетах. Существуют разные алгоритмы исчисления показателя ARR; в частности, распространенным является следующий: 

     Данный  показатель чаще всего сравнивается с некоторой модификацией коэффициента рентабельности активов (ROA), рассчитываемого делением дохода собственников фирмы на общую сумму средств, авансированных в ее деятельность (итог среднего баланса-нетто). В принципе, возможно установление специального порогового значения, с которым будет сравниваться ARR, или даже их системы, дифференцированной по видам проектов, степени риска, центрам ответственности и др. Основной недостаток критерия – неучет временной ценности денег.

 

      3.Источники  инвестиций при  ограниченных финансовых  ресурсах.

      Существует  несколько десятков источников производственных инвестиций и экономии финансовых средств. Их можно подразделить на два вида: внутренние и внешние.

   К внутренним источникам инвестиций на несостоятельном предприятии относятся:

  • нераспределенная прибыль;
  • амортизационные отчисления (в том числе использование ускоренной амортизации);
  • средства, выплачиваемые страховыми фирмами в виде возмещения потерь от страховых случаев (например, от аварий);
  • доходы от вложений в уставные капиталы и акции других предприятий;
  • экономия финансовых средств от ликвидации убыточных производств;
  • доходы от создания на базе рентабельных производств самостоятельных бизнес-единиц (в том числе совместных предприятий с привлечением внешних инвесторов);
  • арендные платежи от аренды недвижимости (в том числе аренды земельных участков), машин и оборудования;
  • финансовые средства от продажи излишнего неиспользованного производственного и непроизводственного имущества (объектов недвижимости, земельных участков, автотранспорта, машин и оборудования и т.д.);
  • сокращение издержек производства;
  • снижение непроизводственных издержек;
  • сокращение производства продукции, поступающей на склад;
  • использование всех возможностей получения скидок на материалы, энергию, транспорт (рассрочка платежей по ним на условиях коммерческого кредита);
  • сокращение рабочих мест соответственно снижению объемов работ;
  • поиск более дешевых и качественных ресурсов;
  • консервация или списание неиспользованных активов;
  • реструктурирование дебиторской и кредиторской задолженностей (в том числе возмездная переуступка прав требования по дебиторской задолженности);
  • оптимизация уровня запасов;
  • дополнительные мероприятия по охране имущества предприятия;
  • создание эффективной системы финансового менеджмента на предприятии;
  • оптимизация налоговых платежей.

   К внешним источникам инвестиций на несостоятельном предприятии относятся:

  • государственные целевые инвестиции (в различных формах, в том числе индивидуальные налоговые и другие льготы, средства из внебюджетных фондов и пр.);
  • иностранные целевые инвестиции (также в различных формах);
  • банковские кредиты;
  • сбережения граждан и юридических лиц, направленные на покупку акций, облигаций и векселей рассматриваемого предприятия;
  • доходы, полученные от оптимизации структуры капитала предприятия;
  • вклады в предприятия пенсионных фондов;
  • задолженность по расчетам с другими предприятиями и фондами.

   Для того, чтобы выполнить содержательный анализ источников инвестиционных ресурсов, сгруппируем их следующим образом:

  1. бюджетное финансирование (из бюджетов всех уровней);
  2. собственные накопления предприятий и организаций;
  3. иностранные инвестиции;
  4. различные формы заемных средств, в том числе кредиты банков и других институциональных инвесторов.

     При определении роли каждой группы в  качестве основного принципа воспользуемся  оценкой возможного прироста вложений в инвестиции за счет каждого из них в современных условиях.

Таблица 1. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, %

     

      3.1.Бюджетное финансирование.

      Использование бюджетов всех уровней для финансирования инвестиционных программ является весьма проблематичным. Данные табл.1 свидетельствуют  о достаточно устойчивой тенденции  снижения инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет бюджетных средств. Особенно заметным является снижение финансирования капитальных вложений за счет средств федерального бюджета на фоне роста доли средств и бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Учитывая рост государственного долга, плохую собираемость налогов, секвестирование расходов, вряд ли можно рассчитывать на выделение из бюджетов значительных ассигнований на инвестиционные программы в настоящее время.

    3.2.Собственные накопления предприятий и организаций.

     Реального накопления собственных ресурсов предприятия, по существу, не проходит – в основном из-за достаточно высокого уровня инфляции. Рост цен в первые же годы реформ обусловил обесценение амортизационных фондов и оборотных средств предприятий. У многих предприятий не хватает финансовых ресурсов даже на поддержание объемов производства, а тем более на техническое перевооружение или увеличение выпуска продукции. В свою очередь, падение производства приводит к уменьшению прибыли, необходимой для накопления инвестиционных ресурсов. Сегодня оборотные средства предприятий почти на 80% обеспечиваются кредитами коммерческих банков. Это приводит к тому, что бóльшая часть прибыли уходит на выплату банковских процентов. Для российских предприятий характерны высокие издержки и низкая рентабельность производства, высокий уровень износа и устаревания оборудования, потеря достаточно весомой части высококвалифицированного персонала, рост дебиторской и кредиторской задолженности, что не может не приводить к сокращению реальной базы для накоплений и инвестиций. Результаты проводимых Госкомстатом России ежемесячных выборочных обследований деловой активности в промышленности показывают устойчивое преобладание доли руководителей предприятий, ежемесячно отмечающих снижение обеспеченности финансовыми средствами по сравнению с предыдущими периодами.

     3.3.Иностранные инвестиции.

     Многие  политики и экономисты связывают  возможность оживить инвестиционные процессы с активным привлечением иностранных  инвестиций. С одной стороны, наблюдается  рост интереса иностранных инвесторов, проявляющихся в некотором увеличении объема их инвестиций в предприятия  и организации на территории России, однако доля прямых инвестиций при  этом в разные годы варьирует от 20,23% до 67,7% (табл.2), причем наиболее низкий их удельный вес отмечен в 2001-2002 гг.

Таблица 2. Состав и структура иностранных  инвестиций в экономику РФ.

      При этом зарубежные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в экспортно-ориентированные  отрасли, а также в предприятия  торговли и сервиса.

      По  оценкам Министерства экономического развития и торговли, объем средств, необходимых для расширения и  модернизации инфраструктуры и производства, а также для поддержания хотя бы умеренных темпов экономического роста, должен составить 300-500 млрд долл. на период до 2010-2012 г. Основную долю (от 51,1% в 1997 г. До 77,4% в 2002 г.) в иностранных инвестициях в российскую экономику составляют прочие инвестиции, включающие разного рода кредиты. О том, что иностранные инвесторы предпочитают кредитовать российские предприятия, а не вкладывать в них деньги непосредственно свидетельствует и то, что среди прямых инвестиций доля взносов в капитал снижается (от 48,8% в 1995 г. До 8,6% в 2002 г.) на фоне увеличения доли кредитов, полученных от зарубежных совладельцев предприятия.

      Данные  табл.2 свидетельствуют о существенном замедлении темпов прироста иностранных  инвестиций.

      Наиболее  привлекательной для инвесторов остается промышленность, хотя в некоторые  годы наблюдается снижение доли иностранных  инвестиций. Заметно увеличилась  доля вложений в торговлю и общественное питание, особенно в 2001-2002 гг., а вот  доля иностранных инвестиций в строительство  за рассматриваемый период постоянно  снижается. В целом распределение  иностранных инвестиций по отраслям экономики России остается весьма неравномерным.

      Следует учесть, что большая часть иностранных  инвестиций носит рисковый и относительно краткосрочный характер. Кроме того, поведение иностранных инвесторов чрезвычайно подвержено влиянию  многих экономических, политических и  психологических факторов.

      Сейчас  правительство Российской Федерации  многое делает для совершенствования  законодательной базы, обеспечивающей рост иностранных инвестиций. Важную роль в государственном регулировании  инвестиционных процессов играет Федеральный  закон «Об иностранных инвестициях» от 09.07.1999 г. №160, который определил  основные гарантии прав иностранных  инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия  предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. В принятый в 1995 г Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» №225-ФЗ были внесены изменения и дополнения законами от 07.01.1999 г. №19-ФЗ и от 18.06.2001 г. №75-ФЗ. Предполагается создание агентства гарантий инвестиций от различных рисков, в том числе от политических.

      Учитывая  необходимость для экономики  нашей страны притока иностранных  инвестиций, несомненный интерес  представляет оценка совокупности рисков, возникающих при инвестировании в Россию, даваемая кредитными рейтингами международных кредитных агентств.

      3.4.Банковские кредиты и др.

      В 1990-е гг. банковские кредиты как  источник финансовых ресурсов использовались слабо, особенно для долгосрочного  кредитования. Это было связано с  высокими процентными ставками, что  ограничивало возможности привлечения  кредитов предприятиями, и высокими рисками кредитования, что крайне ограничивало возможности долгосрочного кредитования для банков. По результатам выборочного обследования инвестиционной активности 4928 промышленных предприятий в 77 регионах России, проведенного Госкомстатом России в 2002 г., 35% предпринимателей в качестве фактора, сдерживающего инвестиционную деятельность, отметили недоступность получения банковских кредитов из-за высоких процентных ставок.

Информация о работе Антикризисная инвестиционная политика