Анализ прибыли и рентабельности прдеприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:13, дипломная работа

Описание работы

В первой части рассмотрены теоретические основы понятия прибыли и рентабельности. Дано описание основных видов прибыли в соответствии с российскими стандартами бухгалтерской отчетности, порядок их формирования и основные факторы, которые оказывают влияние на величину прибыли. Также в первой части рассмотрен горизонтальный, вертикальный и факторный анализ прибыли на основании формы №2 РСБУ.

Работа содержит 1 файл

Бакалаврская работа на тему Анализ прибыли и рентабельности предприятия Левченко МГ.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

     К прочим расходам относятся операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.

     По  статьям расходы  можно разделить  на:

  • расходы на сырье и материалы, в том числе расходы на покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;
  • расходы на оплату труда производственных рабочих;
  • расходы на подготовку и освоение производства;
  • ЕСН и социальные отчисления;
  • общепроизводственные расходы;
  • общехозяйственные расходы;
  • прочие производственные расходы;
  • коммерческие расходы.

     Анализ  доходов и расходов в общем  виде позволяет увидеть общую  картину факторного влияния полной совокупности доходов и расходов предприятия прибыль предприятия.

1.2. Виды прибылей  предприятия и  порядок их формирования.

     При анализе финансовых результатов  деятельности предприятия выделяют следующие виды прибыли: валовая  прибыль, прибыль от продаж, прибыль  до налогообложения, чистая прибыль  и нераспределенная прибыль. Порядок  формирования каждого из видов прибыли  основан на ряде расчетов. Схематично порядок формирования прибыли на основании отчета о прибылях и убытках можно представить в виде следующей схемы:

 

 

 
 
 

Рис. 1.2. «Порядок формирования прибыли предприятия на основе формы №2».

     Первоначально определяется валовая прибыль, или брутто-прибыль, которая характеризует финансовый результат производственной деятельности предприятия. Она определяется как разность между нетто-выручкой от реализации (т.е. выручкой без НДС и других возмещаемых налогов и акцизов) в отпускных ценах предприятия и расходами, включаемыми в неполную производственную себестоимость (цеховую). Неполная производственная или цеховая себестоимость складывается из следующих статей расходов:

  • расходы на сырье, материалы, покупные изделия и полуфабрикаты;
  • возвратные отходы (учитываются со знаком «минус», т.к. снижают цеховую себестоимость;
  • расходы на топливо и энергию на технологические нужды;
  • расходы на заработную плату производственных рабочих и единый социальный налог;
  • расходы на подготовку и освоение производства (включают в себя плановые калькуляции отдельных видов продукции на основании сметы и планируемого объема выпуска продукции за установленный срок погашения затрат);
  • общепроизводственные расходы (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, амортизационные отчисления и затраты на ремонт имущества, непосредственно используемого в производстве и другие аналогичные расходы).

     Масса получаемой валовой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня отпускных цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой стороны – от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам. Следовательно, чем ниже неполная (цеховая) себестоимость, тем выше валовая прибыль и выше эффективность работы производственных подразделений предприятия, которая в свою очередь зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.

     Вторым  видом прибыли, который можно  рассчитать на основании данных финансовой отчетности, является прибыль от продаж. Прибыль от продаж равна разности валовой прибыли и коммерческих и управленческих расходов. Коммерческие расходы включают в себя расходы на реализацию продукции, а управленческие – административно-управленческие (заработная плата аппарата управления, командировочные, расходы на содержание служб управления предприятием, на содержание легкового транспорта) и общехозяйственные расходы. Как следует из определения, прибыль от продаж зависит не только от величины валовой прибыли, но и от эффективности расходования средств на реализацию продукции и на содержание административно-управленческого аппарата. Прибыль от продаж характеризует эффективность основной деятельности предприятия, что включает производство и реализацию продукции.

     Далее следует прибыль до налогообложения или бухгалтерская прибыль. Она представляет собой сумму прибыли от продаж и финансовых результатов от операционной и внереализационной деятельности. Таким образом, при ее расчете учитываются не только эффект от основных видов деятельности предприятия, но и принимаются в расчет прочие поступления и расходы, которые на прямую не связаны с основными видами деятельности, но которые, тем не менее, оказывают влияние на экономическую эффективность работы предприятия в целом. Операционные доходы включают: доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от участия в уставном капитале других организаций, доходы от продажи материальных ценностей (нематериальные активы, запасы сырья, основные средства), проценты по выданным займам. К операционным расходам относятся: остаточная стоимость проданных основных фондов, покупная стоимость сырья и материалов, проценты по выплачиваемым займам. Внереализационные доходы и расходы включают различного рода штрафы, пени, неустойки, которые получает или выплачивает организация своим контрагентам, также к ним можно отнести курсовые разницы. Прибыль до налогообложения позволяет оценить экономическую эффективность всей работы предприятия, так она учитывает финансовые результаты не только по основному виду деятельности, но и по другим видам деятельности. 

     Затем после прибыли до налогообложения  определяется прибыль после налогообложения или чистая прибыль. Чистая прибыль предприятия – это та часть балансовой прибыли предприятия, которая остается у него после уплаты всех налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет. Чистая прибыль используется для увеличения оборотных и внеоборотных средств предприятия, формирования фондов и резервов, и реинвестиций в производство. Также часть чистой прибыли акционерного общества может быть направлена на выплату дивидендов акционерам предприятия. Таким образом, объем чистой прибыли зависит от величины балансовой прибыли и величины налогов. Чистая прибыль равна прибыли до налогообложения за вычетом текущего налога на прибыль. Сам же текущий налог на прибыль определяется как сумма условного расхода по налогу на прибыль (который представляет собой сумму налога, которую предприятие должно было бы уплатить, если бы у него не было разницы между бухгалтерским и налоговым учетом), постоянных налоговых обязательств, отложенного налогового актива за вычетом отложенного налогового обязательства. При условии если отсутствуют постоянные разницы, а также вычитаемые временные и налогооблагаемые разницы, которые влекут за собой возникновение постоянных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов и  отложенных налоговых обязательств, условный расход по налогу на прибыль будет равен текущему налогу на прибыль.

     Чистая  прибыль – основной показатель финансовых результатов, характеризующих его экономический эффект.

     Последним видом прибыли является нераспределенная прибыль отчетного периода, которая определяется путем вычитания из чистой прибыли суммы распределенной прибыли. Распределенная прибыль представляет собой ту часть чистой прибыли, которая либо выплачивается в виде дивидендов, либо идет на покрытие убытков прошлых лет.

     Величина  вышеперечисленных видов прибыли  зависит не только от таких факторов, как цена, объем проданной продукции, себестоимость, операционные и внереализационные финансовые результаты, но и от учетной политики, применяемой в анализируемом периоде. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы позволяют экономическим субъектам выбирать некоторые методы учета, которые оказывают существенное влияние на формирование финансовых результатов.

     1.3. Виды анализа прибыли предприятия.

     При анализе прибыли предприятия можно использовать следующие виды анализа:

  • горизонтальный анализ;
  • вертикальный анализ;
  • факторный анализ.

     Каждый  из них имеет свои преимущества и совместное использование нескольких видов анализа позволяет лучше представить и оценить финансовые результаты деятельности предприятия.

     1.3.1. Горизонтальный и вертикальный анализ прибыли по данным отчета о прибылях и убытках.

     Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и изменения их структуры («вертикальный анализ» показателей)

     Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Горизонтальный анализ заключается  в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополнятся относительными темпами роста (снижения). Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения. Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют один другой. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей.

     Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом, вертикальный анализ - иное представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Необходимым элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия.

     Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа: переход  к относительным показателям  позволяет проводить сравнительный  анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик; относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.

     При проведении оценки и анализа показателей, характеризующих процесс формирования и динамики прибыли предприятия, используют данные  ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

     1.3.2. Факторный анализ.

     На  финансовые результаты деятельности организации  оказывает влияние множество  внешних и внутренних факторов. Влияние, оценка и прогнозирование влияния этих факторов на изменение не только финансовых результатов, но и на общее состояние предприятия лежат в основе экономического анализа. Факторы, оказывающие влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности, находятся во взаимосвязи между собой. Процесс расчета и оценки влияния факторов на изменения результативных показателей называется факторным анализом, а его проведение тесно связано с моделированием факторных систем.

     В факторном анализе различают  два типа связей: детерминированные (функциональные) и стохастические (вероятностные).

     «Связь называется жестко детерминированной, или функциональной, если каждому значение фактора соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного показателя» [5].

     «Связь называется стохастической, или вероятностной, если каждому значению фактора соответствует множество значение результативного показателя, т.е. определенное статистическое распределение» [5].

     Особенности жестко детерминированных  моделей:

  • при детерминированном подходе факторная модель полностью замыкается в ту систему факторов, которую поддаются объединению в данную модель, границей составления такой модели является длина непрерывной цепи прямых связей;
  • данный подход не позволяет разделить результаты влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели, таким образом, при построении модели мы условно абстрагируемся от действия других факторов, а все изменения результативного показателя полностью предписываются влиянию факторов, включенных в модель;
  • детерминированный анализ может проводится для единичного объекта при отсутствии совокупности наблюдений.

     Существуют  следующие виды моделей детерминированного анализа:

  • аддитивные модели – модели, в которые факторы Xi входят в виде алгебраической суммы 
  • мультиполикативные модели – модели, в которые факторы входят в виде произведения
  • кратные модели – модели, которые предстваляют собой соотношение факторов
  • сменашанные модели – модели, в которые факторы входят в различные комбинации и т.п.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности прдеприятия