Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 01:49, курсовая работа
В наше время все увеличивающийся темп жизни заставляет людей прилагать все большие усилия для решения возникающих проблем. Но развивающаяся технология выдвигает подчас невыполнимые для человеческих усилий требования. И тогда с каждым днем у людей нарастает усталость, раздражительность, бессонница. В обыденной речи все привыкли называть такое состояние стрессом.
Но правомерно ли использовать этот термин в данном случае? По утверждению создателя концепции стресса Ганса Селье, «стресс - не просто нервное напряжение». Стресс - это постоянное состояние человеческого организма, его качественная характеристика, позволяющая судить о возможностях адаптации к неблагоприятным условиям среды. В таком определении больше позитивных сторон.
1.Введение…………………………………………………………………………………………………..3
2.Стресс………………………………………………………………………………………………………..7
Влияние стресса на организм человека………………………………………......7
3.Стрессоры. Общая характеристика………………………………………………………...13
4.Виды стресса………………………………………………………………………………………….…15
Стадии формирования стрессовой реакции…………………………………….16
Механизмы стресса…………………………………………………………………………..17
5.Стресслимитирующая система………………………………………………………………..24
6.Заключение………………………………………………………………………………………………27
7.литература………………………………………………………………………………………………..29
Содержание:
1.Введение……………………………………………………
2.Стресс…………………………………………………………
Влияние стресса на организм человека………………………………………......7
3.Стрессоры. Общая характеристика…………………………………………
4.Виды стресса……………………………………………………………
Стадии формирования стрессовой реакции…………………………………….16
Механизмы стресса……………………………………………………………
5.Стресслимитирующая система……………………………………………………………
6.Заключение………………………………………………
7.литература………………………………………………
Введение.
В наше время все увеличивающийся темп жизни заставляет людей прилагать все большие усилия для решения возникающих проблем. Но развивающаяся технология выдвигает подчас невыполнимые для человеческих усилий требования. И тогда с каждым днем у людей нарастает усталость, раздражительность, бессонница. В обыденной речи все привыкли называть такое состояние стрессом.
Но правомерно ли использовать этот термин в данном случае? По утверждению создателя концепции стресса Ганса Селье, «стресс - не просто нервное напряжение». Стресс - это постоянное состояние человеческого организма, его качественная характеристика, позволяющая судить о возможностях адаптации к неблагоприятным условиям среды. В таком определении больше позитивных сторон. Но при пересечении точки некоего оптимального уровня стресса он становится разрушительным, деструктивным по своей сути. И вот это-то состояние и обозначает этот термин в обыденной жизни. И потому некорректна постановка вопросов типа «Как справиться со стрессом?». Его нужно не уничтожать, а лишь снижать напряжение до оптимума. В наше время с этой целью разработано множество методик: релаксация, медитация, аутогенная тренировка, даже животных привлекают для помощи решения этой проблемы.
Но стресс не только влияет на наш уровень жизнедеятельности. При высоком напряжении страдают и наши внутренние органы, происходят непоправимые процессы в организме. Они-то остаются чаще всего незамеченными, списываются на счет различных заболеваний, имеющих органическую природу. Все чаще ученые мира фиксируют случаи смертельных болезней, вызванных таким привычным для нас, только более длительным или интенсивным стрессом. По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связано с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы. На основе эмоциональных стрессов формируются такие психосоматические заболевания, как неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания. И это не полный список. Стресс затрагивает практически все функциональные системы организма, но более явные проявления затрагивают именно вегетативную систему, меньше приспособленную к негативному влиянию, а также наиболее легко дисбалансируемую. Лечить психофизиологические заболевания непросто, и уж точно гораздо легче это делать на ранней стадии, в самом начале. А для этого необходимо знать симптомы, чтобы сразу же различить эти болезни при первом же появлении.
Поэтому исследований на тему влияния стресса на организм человека в настоящее время столь много, на них тратится много денег и усилий. Знание же этих данных для всех людей позволит избежать неблагоприятных и смертельных последствий нашей жизни в сложном изменяющемся мире.
Ценность изучения индивидуально значимых жизненных событий обусловлена тем, что такие события увеличивают вероятность стресса и его клинических проявлений, поскольку они изменяют взаимодействие человека и его окружения, предъявляют повышенные требования к адаптационным ресурсам. Однако центр тяжести при оценке психического стресса не может переноситься на характеристики среды. Стресс представляет собой не совокупность средовых воздействий, а внутреннее состояние организма, при котором осложняется осуществление его интегративных функций. Как первичное звено в развитии психического стресса выступает фрустрация — психическое состояние, которое возникает при блокаде удовлетворения значимых потребностей и проявляется ощущением неудовлетворенности и психического напряжения, возникающего из-за невозможности реализовать те или иные цели. Клиническая оценка такого состояния нередко сопряжена со значительными трудностями, что связано с рядом обстоятельств. Во-первых, диапазон потребностей, блокада которых вызывает состояние фрустрации, весьма широк и никогда не осознается во всей своей полноте. Это может быть обусловлено недостаточной интроспекцией или сопротивлением осознанию потребностей, которые противоречат представлению человека о себе. Во-вторых, блокада удовлетворения потребностей чаще определяется не видимым внешним препятствием, а существованием конкурирующих и разнонаправленных потребностей. Такие состояния представляют собой интрапсихический конфликт, который также нередко не осознается. Простым примером интрапсихического конфликта может быть поддержание отношений или продолжение деятельности, которые не удовлетворяют человека в силу того, что они вызывают чрезмерное напряжение или нарушают сложившуюся самооценку, но осуществляются, поскольку удовлетворяют симбиотическую тенденцию или потребность в повышении социального статуса. В-третьих, в реальной ситуации мы обычно имеем дело с взаимодействием комплекса потребностей и совокупности фрустрирующих ситуаций. При этом очень сложно выявить значение конкретной потребности, а развитие психического стресса связывается с одновременным или последовательным возникновением ряда фрустраций, с нарастанием суммарной фрустрационной напряженности.
Вероятность развития психического стресса при повышении фрустрационной напряженности зависит от особенностей личности, обусловливающих степень устойчивости к психическому стрессу. Подобные черты обозначались как «чувство когерентности», повышающие ресурсы противостояния стрессогенным ситуациям, «личностная выносливость», понимаемая как потенциальная способность активного преодоления трудностей. Личностные ресурсы в значительной степени определяются способностью к построению интегрированного поведения, что позволяет даже в условиях фрустрационной напряженности сохранить устойчивость избранной линии поведения, соразмерно учитывать собственные потребности и требования окружения, соотносить немедленные результаты и отставленные последствия тех или иных поступков. При хорошей интегрированности поведения энергия распределяется по различным направлениям поведения в соответствии с важностью реализуемых потребностей. Чем выше способность к интеграции поведения, тем более успешно преодоление стрессогенных ситуаций.
Клинические явления, обусловленные психическим стрессом, можно разделить на острые стрессовые реакции, которые возникают после сильного травматического переживания исключительно угрожающего характера и завершаются в течение дней, а иногда и часов; посттравматические стрессовые расстройства, которые представляют собой затяжную, непосредственную или отставленную реакцию на подобного рода переживание; реакции адаптации, при которых прослеживается четкая связь (в том числе и временная) со стрессовым событием, влекущим за собой более или менее выраженное жизненное изменение; невротические состояния и личностные декомпенсации, при которых обычно обнаруживается зависимость от повторного или хронического воздействия стрессоров («жизненных событий»), трудно разрешимых эмоциональных проблем, интрапсихических конфликтов, длительного нарастания фрустрации и психического напряжения. При невротических состояниях и личностных декомпенсациях роль предшествовавшего опыта и особенностей личности, которые определяют индивидуальную уязвимость, наиболее выражены. Значение эмоционального стресса при этих состояниях очевидно, поскольку стресс не связан с одной.
Цель работы: исследовать влияние стресса на здоровье человека.
Задачи работы:
1.проанализировать и обобщить данные литературных источников о воздействии стресса на организм и здоровье человека;
2. исследовать проблему возникновения стресса;
3. закономерности воздействия стресса на психологическое и соматическое здоровье человека;
4. описать пути и способы борьбы со стрессовыми расстройствами.
Объект исследования: воздействие стресса на людей.
Предмет исследования: воздействие стресса на здоровье человека.
Методы исследования: Теоретический анализ литературных источников.
Гипотеза: стресс может оказывать отрицательное, влияние на психическое и соматическое здоровье человека.
Стресс.
Термин «стресс» - это неспецифическая реакция организма на любое требованье извне.
Стресс – это реакция организма на значимый раздражитель. А по своей природе стрессовая реакция является психофизиологической.
Стресс – это способ достижения резистентности (устойчивости) организма при действии на него повреждающего фактора. Стресс одновременно является и способом тренировки защитных механизмов организма.
Итак, в нормальном здоровом организме человека существует механизм, направленный на борьбу с неблагоприятными факторами, воздействие которых может привести к гибели организма. Этот механизм получил название стресс-реакция, или общий адаптационный
Стресс оказывает сильнейшее влияние на организм и здоровье человека. Основные нарушения и недомогания в системах и органах организма, вызванные стрессом:
Выпадение волос.
Кожа. Раздражение, сыпь, псориаз.
Дыхательная система. Аллергия и астма.
Пищеварительная система. Гастрит, язвенная болезнь, запоры, диарея, раздражение кишечника и колит.
Иммунная система. Частые простудные и инфекционные заболевания, острая подверженность таким заболеваниям, как рак и рассеянный склероз.
Нервная система. Неспособность сконцентрироваться, потеря памяти, недостаточная ясность ума.
Полость рта. Простудные заболевания.
Сердечнососудистая система. Учащенное сердцебиение, высокое артериальное давление, риск сердечных приступов.
Мускулатура. Напряжение, судороги и нервный тик.
Репродуктивная система. Задержка менструаций, неспособность испытывать оргазм, импотенция, преждевременная эякуляция, угасание сексуальности.
.
К эмоциональным признакам хронического стресса относят:
смены настроения,
повышение тревожности и антипатию к людям,
появление раздражительности, усталости и рассеянности.
К поведенческим проявлениям хронического стресса отнесены:
появление нерешительности,
нарушение сна,
переедание или потеря аппетита,
снижение качества работы и повышение числа невыходов,
учащение несчастных случаев,
более частое курение и прием алкоголя.
К соматическим признакам стресса относятся:
аритмии сердца и сердцебиение,
боль и чувство сжатия грудной клетки,
затрудненное дыхание,
вздутие живота,
боли в животе и понос,
частые мочеиспускания,
снижение полового влечения и импотенция,
нарушение менструального цикла,
покалывание в руках и ногах,
боли в области головы, шеи, спины, поясницы,
ощущение "комка" в горле,
двоение в глазах,
ухудшение зрения, кожные сыпи.
Оценивая диагностическую роль этих явлений, отмечается, что - усталость, безнадежность, депрессия - более часто, чем боль в груди, являются прогностическими симптомами внезапной смерти. Вышеуказанные явления, однако, чаще всего формируют картину неврозов.
За счет чрезмерного выделения глюкокортикоидов возможны различные побочные эффекты (цена срочной адаптации). Так, известно, что длительное выделение глюкокортикоидов приводит к существенному снижению продукции тестостерона, что снижает половое влечение, приводит к развитию импотенции. Развиваются различные соматические заболевания: язвы кишечника, желудка, неспецифический язвенный колит, гипертония, аритмия, болезнь Рейно, мигрень, бронхиальная астма, угри, экзема, крапивница, инфекции, опухоли (как результат иммунодепрессии), а также могут возникать нарушения психики – неврозы, депрессии. Следовательно, профилактика стресса – одно из важнейших направлений современной медицины.
Диагностика стрессовых состояний. Существуют различные методы, в той или иной степени, позволяющие объективно оценивать степень развития стресса. Прежде всего – это методы определения гормонов в крови, кортизона или продуктов их метаболизма – 17-ГОКС (гидроксикортикостероиды), адреналина, норадреналина. Чем выше уровень этих гормонов, тем выраженнее степень стрессовых реакций.
Среди других способов, позволяющих оценить интенсивность стрессового состояния, рекомендуют использовать так называемый Миннесотский многофакторный личностный тест, состоящий из 550 вопросов. Менее громоздок и потому широко используется тест Тейлора, или шкала манифестации тревоги. Также разработаны и используются другие психофизиологические тесты диагностики стрессового состояния.
В организме, испытывающем стресс, если не углубляться в подробности, развиваются следующие пять процессов:
1. Сахар поступает в кровь. Он служит источником энергии для необходимой реакции на раздражитель. В естественном цикле уровень сахара в крови соответствует переживаемой ситуации. Когда из функционального цикла выпадают стадии сброса и расслабления, сахара выделяется больше, чем это необходимо, что ведет к дисгармонии в организме.
2. Сокращается вилочковая железа. Эта крупная железа находится в центре грудины под грудной клеткой. У детей ее секрет способствует росту, а в организме взрослых она является частью иммунной системы. Ее сокращение и расслабление стимулирует выделение белых кровяных телец. Продолжительное сокращение угнетает этот процесс и вызывает чувство беспокойства. Легкое постукивание по грудине способствует расслаблению вилочковой железы.
Информация о работе Стресс как причина потологических воздействий на человека