Рефлексы - анатомия и физиология детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:38, реферат

Описание работы

Среди учебных дисциплин естественно-научного цикла физиология центральной нервной системы занимает особое место, поскольку именно она интегрирует известные знания об устройстве отдельных нейронов и структур мозга с их деятельностью, основанной на генетически запрограммированных механизмах, позволяющих реализовать готовые врожденные программы, но, в то же время, предоставляющих возможность изменять характер нейронных процессов, приспосабливая его к характеру влияний окружающего мира.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Рефлексы…………………………………………………………………4
1.1.Рефлекс-стереотипная приспособительная реакция………………...4
1.2.Классификация рефлексов…………………………………………….4
1.3.Классификация условных рефлексов………………………………....5
1.4.Рефлекторная дуга……………………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………….....13
Список литературы………………………………………………………....14

Работа содержит 1 файл

готов по анатомии реферат.docx

— 33.12 Кб (Скачать)

 

 

 

1.4.Рефлекторная дуга

Рефлекторная дуга или  рефлекторный путь представляет собой  совокупность образований, необходимых  для осуществления рефлекса. В  нее входит цепь соединенных посредством  синапсов нейронов, которая передает нервные импульсы от возбужденных стимулом чувствительных окончаний к мышцам или секреторным железам.

В рефлекторной дуге различают следующие компоненты:

1.Рецепторы-высокоспециализированные  образования, способные воспринять  энергию раздражителя и трансформировать  ее в нервные импульсы.

Все рецепторы можно подразделить на внешние или экстерорецепторы( зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные) и внутренние или интерорецепторы( рецепторы внутренних органов), среди которых полезно выделить проприорецепторы, находящиеся в мышцах, сухожилиях и суставных сумках.

2.Сенсорные ( афферентные, центростремительные ) нейроны, проводящие нервные импульсы от своих дендритов в центральную нервную систему. В спинной мозг сенсорные волокна входят в составе задних корешков.

3.Интернейроны ( вставочные, контактные) находятся в центральной нервной системе, получают информацию от сенсорных нейронов, перерабатывают ее и передают эфферентным нейронам. В спинном мозгу тела вставочных нейронов находятся преимущественно в задних рогах и промежуточной области.

4.Эфферентные ( центробежные) нейроны получают информацию от интернейронов ( в исключительных случаях от сенсорных нейронов) и передают рабочим органам. Тела эфферентных нейронов расположены в центральной нервной системе, а их аксоны выходят из спинного мозга в составе передних корешков и относятся уже к периферической нервной системе: они направляются либо к мышцам, либо к внешнесекреторным железам. Управляющие скелетными мышцами двигательные нейроны спинного мозга (мотонейроны) находятся в передних рогах, а вегетативные нейроны- в боковых рогах . Для обеспечения соматических рефлексов достаточно одного эфферентного нейрона, а для осуществления вегетативных рефлексов необходимо два: один из них располагается в центральной нервной системе, а тело другого находится в вегетативном ганглии.

5.Рабочие органы или  эффекторы представляют собой  либо мышцы, либо железы, поэтому  рефлекторные ответы в конечном счете сводятся или к мышечным сокращениям (скелетных мышц, гладких мышц сосудов и внутренних органов, сердечной мышцы), или к выделению секретов желез (пищеварительных, потовых, бронхиальных, но не желез внутренней секреции).

Благодаря химическим синапсам возбуждение по рефлекторной дуге распространяется только в одном направлении: от рецепторов к эффектору. В зависимости от количества синапсов различают полисинаптические  рефлекторные дуги, в состав которых  входит не менее трех нейронов (афферентный, интернейрон , эфферентный), и моносинаптические, состоящие лишь из афферентного и эфферентного нейронов. У человека моносинаптические дуги обеспечивают воспроизведение только рефлексов растяжения, регулирующих длину мышц, а все остальные рефлексы осуществляются с помощью полисинаптических рефлекторных дуг.

Элементарные дуги спинальных рефлексов посредством проводящих путей взаимодействуют с высшими  центрами головного мозга. Кроме  того к классическим компонентам  рефлекса (стимул-нервный центр-ответ) следует добавить обратную связь, т. е. механизм предоставления информации о том, удалось или нет с помощью рефлекторной реакции приспособиться к изменениям среды и насколько эффективным оказалось приспособление.

Механизм рефлекторного  действия (по современным представлениям): 1 -- спинной мозг (поперечная плоскость); 2 -- мышца; 3 -- кожный покров; 4 -- кожный рецептор; 5 -- мышечный рецептор (мышечное веретено); 6, 7 -- афферентные проводники; 8 -- афферентные нейроны (клетки): 9 -- мотонейрон (двигательная клетка); 10 -- промежуточные нейроны (интернейроны); 11 -- двигательный проводник; 12 -- нервно-мышечный синапс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рефлексы являются элементарными  стереотипными приспособительными реакциями организма. Они осуществляются при обязательном участии центральной нервной системы на основе врожденных схем соединения друг с другом чувствительных нейронов, интернейронов, эфферентных нейронов и эффекторов, образующих рефлекторную дугу. В результате рефлекторных реакций организм может быстро приспосабливаться к изменениям внешней среды или внутреннего состояния. Рефлексы являются важной составной частью происходящих в организме регуляторных процессов. Рефлексы спинного мозга находятся под контролем высших центров головного мозга.

Рефлексы являются составной  частью многих сложных регуляторных процессов: они, например, играют важную роль в произвольных действиях человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.-М., МГУ, 1984 г.
  2. Недоспасов В. О. Физиология центральной нервной системы. М.,ООО УМК «Психология» , 2002 г.
  3. Основы физиологии. под ред.П. Стерки. М.: Мир,1984 г.
  4. Физиология человека. под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1996 г.
  5. М.Р.Сапин «Анатомия человека2, I, П том, - М., "Медицина", 2003
  6. Физиология человека / Под ред. чл.-корр. АМН СССР проф. Г.И.Косицкого. -М.: Медицина, 1995
  7. Основы физиологии человека / Под ред. академика РАМН Б.И.Ткаченко. -Санкт-Петербург: Международный фонд истории науки, - Том 2, 2004

Информация о работе Рефлексы - анатомия и физиология детей и подростков