Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:34, реферат
Речь --важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества.
Введение
1.Теоретическое обоснование классификаций нарушений речи
2.Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации
Заключение
Список литературы
2. Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата речи.
У
ребенка теряется речь в результате
черепно-мозговых травм, нейроинфекции
или опухолей мозга после того, как речь
была сформирована. Если такое нарушение
произошло в возрасте до трех лет, то исследователи
воздерживаются от диагноза афазия. Если
же нарушение произошло в более старшем
возрасте, то говорят об афазии. В отличие
от афазии взрослых есть детская, или ранняя
афазия.
Нарушения
письменной речи.
Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности — расстройства чтения.
1. Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.
2. Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма.
Проявляется
в нестойкости оптико-
Нарушения письма и чтения у детей вызываются затруднениями в овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного осуществления этих процессов. По данным исследователей, эти затруднения обусловливаются дефектами устной речи (за исключением оптических форм), несформированностью операций звукового анализа, нестойкостью произвольного внимания.
Нарушения письма и чтения у детей необходимо отличать от утраты умений и навыков письма и чтения, т. е. дислексии (алексий) и дисграфий (аграфий), возникающих при афазиях.
Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на Разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса.
Нарушения устной речи:
Нарушения письменной речи:
В
приведенную классификацию
Отмеченная
непоследовательность классификации
стала особенно заметной в современный
период развития науки в связи
с возросшими знаниями о речевых
(психологических и
Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.
Внимание
исследователей было направлено на разработку
методов логопедического
Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы:
Первая группа — нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).
1. Фонетико-фонематичеекое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.
Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня.
Вторая группа — нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
В
данной классификации не выделяются
в качестве самостоятельных нарушений
речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются
в составе фонетико-фонематического и
общего недоразвития речи как их системные,
отсроченные последствия, обусловленные
несформированностью фонематических
и морфологических обобщений, составляющих
один из ведущих признаков. В классификации
отражается последовательная опора на
принцип системного подхода, на основе
Которого учитывается два соотношения:
соотношение нарушений в системе речевой
деятельности и соотношение нарушений
как одного из психических процессов с
другими сторонами психики ребенка, развитие
которых тесно связано с речью.
ЛИТЕРАТУРА:
1.МатусевичМ. И. Современный русский язык. Фонетика. — М., 1976.
2.Панов М. В. Русская фонетика. — М., 1967.
3.Прав дина О. В. Логопедия.— 2-е изд. — М., 1973.
4.РауФ.
Ф. Приемы исправления
5.Расстройства речи у детей и подростков. Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1969.
6.Фомичева М. Ф. Воспитание правильного произношения. — М., 1971.
7.Xватцев М. Е. Логопедия. - М., 1959.
8.Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997. — Ч. I. — С. 8—119.
9. Волкова Л.С. Шаховская С.Н. Логопедия. Москва, изд-во ВЛАДОС.1998г.
Информация о работе Основные виды речевых нарушений первичного характера