Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:42, курсовая работа
Во время значительной мышечной работы деятельность пищеварительного аппарата угнетается. Тормозится его секреторная, моторная и всасывательная функции. При мышечной деятельности особенно сильно затормаживается рефлекторное сокоотделение. Торможение центров. пищеварения во время физических нагрузок вызывается возбуждением двигательных центров и центров, регулирующих кровообращение и дыхание
После снятия повязки голодная
периодическая деятельность желудка
постепенно возвращалась к исходному
состоянию. Исследования показали, что
чем длительнее продолжалась иммобилизация
конечности, тем меньшими функциональными
сдвигами она сопровождалась. Это
указывает на происходившую адаптацию
к длительному воздействию
В опытах на собаках
было показано, что бег животного
в топчаке сразу после
Статическое напряжение, вызываемое грузом 4— 12 кг, наложенным на спину на 10—20 мин, вызывало у собак угнетение периодики желудка. Однако иногда происходило усиление моторики. У собак при беге в третбане со скоростью 3,5—5,5 км/ч период работы укорачивался за счет уменьшения количества отдельных сокращений; при быстром передвижении животного (до 8 км/ч) наступали более резкие изменения периодики.
Тонус желудка при обеих скоростях бега повышался. При применении статической нагрузки (равной 50% от массы тела) в течение 1 ч с перерывами, приуроченной к началу периода голодных сокращений, происходило угнетение их, которое сохранялось и во втором периоде сокращений, когда груз был снят. Лишь в отдельных опытах первоначальное торможение сменялось усилением сокращений.
Десятиминутное удержание
груза равного массе тела
Изменения эвакуации
вызывали и статические
Было высказано предположение,
Под влиянием мышечных нагрузок изменяется не только голодная периодика, эвакуаторная деятельность желудка, но и процесс всасывания в кишечнике. Е. С. Лондон и Н. Кочнева наблюдали снижение всасывания в кишечнике аминокислот и полипептидов у ангиостомированных собак, перетаскивающих тележку в течение 30 мин.
Изменения скорости всасывания в желудке и кишечнике у собак отмечали многие исследователя. При беге в третбане со скоростью 5,5 км/ч в течение 30 мин у собак усиливалось всасывание в тонкой кишке глюкозы; при беге с той же скоростью в течение 2 ч всасывание угнеталось. Следовательно, характер изменения интенсивности всасывания зависит от величины мышечного напряжения. Усиление всасывания жира (0,5 мл меченого 131I триолеина в оливковом масле) было установлено у крыс при плавании в течение 40—180 мин.
Под влиянием статической
нагрузки, равной 0,5 кг на 1 кг массы
тела собак и
Однако со снижением cкорости до 7,5 км/ч стимулирующий эффект снижался. Отмечено, что повышение всасывания имело место только во время бега, а спустя 1 ч после прекращения его интенсивность возвращалась к исходному уровню.
Статические нагрузки, равные
50—75% от массы тела животного, не оказывали
влияния на скорость всасывания в
тонкой кишке глицина и 1%-ного раствора
поваренной соли; при большей нагрузке
(100—150% от массы тела) уровень резорбции
резко снижался. При статических
нагрузках, равных 50 и 75% от массы тела,
несколько усиливалась
Эффект удерживался некоторое время и после снятия груза. Подтверждением того, что реакция со стороны всасывательного аппарата неодинакова в зависимости от применяемых веществ, было следующее наблюдение.
Во время движения животного в третбане со скоростью 3 км/ч увеличивалось всасывание в тонкой кишке собак воды из растворов глюкозы и аминокислот, возрастало всасывание и самой глюкозы. Что же касалось всасывания самих аминокислот, то оно или не изменялось, или даже угнеталось. Механизмы влияния мышечных нагрузок на функции желудочно-кишечноготракта.
Предположения относительно
механизма влияний физических напряжений
высказывались давно, но далеко не все
получили в дальнейшем подтверждение.
Так, И. С. Кадыгробов связывал увеличение
секреции в 4—5-е часы опыта с нагрузкой,
с повышением у животного аппетита,
а уменьшение секреции в желудке
он объяснял обеднением организма водой
в связи с усиленным
Изменения желудочной
секреции он пытался объяснить
сдвигами в эвакуации
Высказывалось предположение,
что изменения секреторной
С тех пор, когда было установлено наличие в скелетных мышцах, сухожилиях, связках, суставах проприоре-цепторов, возбуждаемых во время двигательных актов, стал понятен рефлекторный механизм влияний мышечной деятельности на различные стороны жизнедеятельности организма.
Как выяснилось, возникающие в проприоре-цепторах импульсы при осуществлении двигательных актов направляются затем по афферентным путям в центральную нервную систему, в том числе и в кору головного мозга, а оттуда после соответствующего анализа они посылаются в различные органы и системы организма. Эги рефлексы были названы М. Р. Могендовичем моторно-висцеральными. Физическая работа оказывает влияние на железы желудка через вагус и симпатикус. При мышечных нагрузках тормозные влияния передаются в основном по вагу-су, а стимулирующие— по симпатикусу (Т. И. Свистун). Это, в частности, обусловливает угнетение первой и усиление второй фазы секреции желудочного сока при беге животного в третбане с небольшой скоростью (3—3,5 км/ч). Однако в механизме влияния мышечной работы ведущая роль принадлежит коре головного мозга. Установлено, что физическая работа изменяет функциональное состояние мозговой коры.
Так, при беге в третбане с указанной выше скоростью у собак происходит усиление раздражительного процесса и ослабление тормозного. Через 4—6 месяцев тормозной процесс восстанавливается, но при этом возбудимость корковых клеток во время бега остается в течение продолжительного времени повышенной.
При большей скорости бега (5—6 км/ч) возбудимость коры головного мозга понижается. Произведенный Т. Н. Хрусталевой анализ механизма влияний большич статических нагрузок на работу желудочных желез показал, что выключение парасимпатической иннервации желудка (собаки с гей-денгайновским желудочком) не устраняет возможности проявления тормозного влияния статических нагрузок, равных 100 и 150% от массы тела животного. Вместе с тем тормозное влияние менее выражено, чем у собак с павловским желудочком при тех же нагрузках.
Следовательно, тормозные влияния осуществляются на железы желудка в основном через вагус. Интересные данные получены в опытах на собаках. с полностью де-нервированным желудочком по Грегори.
Опыты показали, что и после полной денервации изолированного желудочка большие статические нагрузки продолжают оказывать влияние на работу желудочных желез, однако тормозной эффект выражен слабее, а при нагрузке 150% от массы тела он не только отсутствовал, но наблюдалось даже его стимулирующее влияние.
Все эти данные позволили предположить, что в денервированнои желудочке реакция желудочных желез осуществляется не рефлекторным путем, а гуморальным. Это предположение получило подтверждение в опытах на собаках с удаленными щитовидной железой и одним надпочечником и денерви-рованным другим надпочечником.
Так, у собак с интакт-ной щитовидной железой статические нагрузки, равные 100 и 150% от массы тела, резко снижали сокоотделение в желудке в 1—4-е часы секреторного периода, у собак с удаленной щитовидной железой во время 1-го часа стояния с грузом торможение почти отсутствовало, а во время 2-го часа и особенно 3—4-го часов секреция значительно возрастала.
Следовательно, после выключения щитовидной железы в основном устранялось тормозное влияние статических нагрузок на желудочную секрецию в первую фазу секреторного процесса. По-видимому, в развитии торможения желудочной секреции при больших статических нагрузках принимает участие щитовидная железа. На собаках с одним денервированным и другим удаленным надпочечником большие нагрузки не только не проявляли обычного тормозящего влияния на железы желудка, но, наоборот, оказывали стимулирующее действие. Следовательно, в развитии торможения участвовала не только щитовидная железа, но и надпочечники. Произведенный фармакологический анализ с использованием дигидроэрготоксина, карбахолина, бензогексо-ния, аминазина, фенамина показал, что характер реакции желудочных желез на фоне измененного функционального состояния разных отделов центральной нервной системы был иным, чем у собак с ненарушенным функциональным состоянием нервной системы.
Этот результат подчеркивает важное значение исходного состояния нервной системы в формировании реакции на действие больших статических нагрузок. Большие статические нагрузки вызывали изменения кишечной секреции, причем не только в интактной изолированной петле тощей кишки, но и в денервированнои.
В опытах на животных
с двумя изолированными
Такое различие в реакции можно объяснить тем, что на денервиро-ванную петлю кишки статические нагрузки действуют гуморальным путем, а, как известно, денервированные ткани обладают повышенной чувствительностью к химическим агентам, в том числе и гормонам.
Интересные данные получены в опытах на собаках с применением индерала — блокатора р-адренорецепторов. Индерал вызывал торможение секреторной функции желудка на пищевые вещества при нормальном состоянии желудочной секреции.
На фоне же низких исходных показателей желудочной секреции и повышенной
пищевой возбудимости эффект
был противоположным. Этот факт еще
раз подчеркивает значение исходного
состояния в реакции на то или
иное воздействие. Участие нервной
системы в осуществлении
Этот факт указывает на то, что тормозное влияние на кишечные железы осуществляется через блуждающие нервы. Двусторонняя перерезка чревных нервов устраняла стимулирующее влияние бега в третбане на процесс всасывания в желудке. Такой же эффект наблюдался и при блокаде вегетативных ганглиев тетамоном . Поддиафрагмальная перерезка вагусов или перерезка серозно-мышечного мостика между большим и маленьким желудочками не устраняли стимулирующего влияния бега на всасывание в изолированном желудочке.
Неодинаковое влияние
бег оказывал на всасывание
в желудке у собак с
Выяснено,что задержка эвакуации из желудка в двенадцатиперстную кишку при движении животного обусловлена усилением кислотного рефлекса.
Информация о работе Общая характеристика пищеварительных процессов при физической нагрузке